Организация Объединенных Наций (ООН) объявила в воскресенье, что бум электромобилей приведет к ряду разрушительных экологических побочных эффектов для планеты.
Хотя переход на электромобили отражает продолжающиеся усилия по сокращению мировой зависимости от ископаемого топлива, ООН предупреждает, что сырье, используемое для производства аккумуляторов электромобилей, в значительной степени сконцентрировано в небольшом числе стран, а их добыча и переработка представляют серьезную угрозу для среда.
Торговая организация ООН, ЮНКТАД, выпустила новый доклад, в котором анализируются некоторые непреднамеренные негативные последствия сдвига, в том числе экологическая деградация, а также нарушения прав человека.
В отчете отмечается, что металлы, такие как кобальт, литий, марганец, медь, и минералы, такие как графит, «играют важную роль в энергетических технологиях, таких как перезаряжаемые батареи, которые используются во множестве приложений, от электроники до электромобилей, а также в возобновляемых источниках энергии, таких как ядерная, ветровая и солнечная энергия ».
Некоторые из этих видов сырья довольно редки, имеют мало заменителей или вообще не имеют их, и они поступают из определенных регионов земного шара. Более половины мировых запасов лития, например, ключевого компонента литий-ионных аккумуляторов, поступает из-под соляных равнин в Андском регионе Чили, Боливии и Аргентины.
Производство этого сырья «часто связано с нежелательным воздействием на окружающую среду, плохими правами человека и защитой рабочих», - говорится в отчете.
В Чили, например, при добыче лития используется почти 65% воды в регионе Салар-де-Атамака, одном из самых засушливых пустынных районов в мире, для откачки рассолов из пробуренных скважин, отмечает ООН, поскольку почти 2 Для производства тонны лития требуется миллион литров воды.
Это «способствовало деградации окружающей среды, повреждению ландшафта и загрязнению почвы, истощению и загрязнению грунтовых вод», - заявляет ООН.
В своем отчете ЮНКТАД оценивает, что в ближайшее десятилетие будет продано около 23 миллионов электромобилей, и в результате рынок аккумуляторных батарей, по прогнозам, вырастет более чем на 700 процентов всего за четыре года с нынешнего уровня в 7 миллиардов долларов до 58 миллиардов долларов к 2024 году.
Наряду с литием другим ключевым компонентом аккумуляторов электромобилей является кобальт, и две трети всего кобальта производится в Демократической Республике Конго (ДРК), отмечает ООН.
Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) сообщает, что около 20 процентов кобальта, поставляемого из ДРК, поступает с кустарных рудников, «где сообщалось о нарушениях прав человека, и до 40 000 детей работают в чрезвычайно опасных условиях на рудниках за мизерный доход».
ООН также опасается, что кобальт-медные рудники в ДРК могут содержать минералы серы, которые способствуют дренажу кислотных шахт (AMD), явление, которое вызывает загрязнение или загрязнение поверхностных вод, тем самым увеличивая токсичность рек и питьевой воды.
«Воздействие добычи графита на окружающую среду очень похоже на воздействие добычи кобальта», - говорится в отчете.
В декабре прошлого года видный профессор Копенгагенской школы бизнеса сказал, что попытки обуздать глобальное потепление с помощью электромобилей - не что иное, как «бессмысленный сигнал добродетели».
«Для граждан среднего класса в странах с развитой экономикой абсурдно говорить себе, что меньше употребления стейков или поездок на автомобиле Toyota TM-0,18% Prius сдержит рост температуры», - заявил Бьёрн Ломборг, директор Копенгагенского центра консенсуса и автор книги Скептический эколог.
«Хотя я вегетарианец и не владею автомобилем, я считаю, что мы должны честно сказать, чего можно достичь с помощью такого выбора», - заявил Ломборг.
Хотя электромобили «считаются экологически чистыми», факт остается фактом: «производство необходимой им электроэнергии почти всегда связано с сжиганием ископаемого топлива», - заявил он.
«Более того, производство энергоемких аккумуляторов для этих автомобилей неизменно приводит к значительным выбросам CO2», - писал он, так что у электромобилей возникает огромный дефицит углерода, когда они выезжают на дорогу, и «они начнут сокращать выбросы только после того, как проехали 60 000 километров».
Он заявил, что даже если процент электромобилей в мире вырастет в 15 раз по сравнению с нынешним числом, они сократят глобальные выбросы CO2 только на 1 процент, цитируя отчет Международного энергетического агентства (МЭА).
Со своей стороны исполнительный директор МЭА Фатих Бирол сказал, что в 2018 году электромобили сэкономили 40 миллионов тонн CO2 во всем мире, что достаточно для снижения глобальной температуры всего на 0,000018 ° C - или чуть более чем на стотысячную градуса Цельсия - к концу века.
«Если вы думаете, что можете спасти климат с помощью электромобилей, вы ошибаетесь», - сказал Бирол.