Продолжаю публиковать главы из книги бесед с Ольгой Андреевой (журналист «Русского репортера») «Я В поисках смысла». Диалоги журналиста и священника.
Протоиерей Павел Великанов. Я учился в художественной школе, и мне очень нравилось рисовать. И в конце концов, я понял, что из всего многообразия направлений, которыми мне хотелось бы заниматься в жизни, самым привлекательным стало направление художественное.
Наверно, наиболее сильный первичный религиозный импульс я пережил, когда начал писать пейзажи. Кисловодск — это потрясающее место в смысле ландшафта и природы. Это горы, это удивительное небо, удивительное состояние окружающего мира. И когда ты глубоко пропитываешься тем, что видишь, ты начинаешь это изображать. Что художник пытается донести? Он пытается донести не ту красоту, которую он видит; он пытается рассказать о своем переживании, о том личном, что его зацепило. Он может это изменить, приукрасить, немножко скорректировать — он же не фотограф. Но он пытается вложить душу, донести это чувство до того, кто на это будет смотреть. Даже дело не в том, что кто-то вообще на это будет смотреть. Это какой-то удивительный диалог, разговор между тобою и природой. И этот разговор есть своего рода активная медитация с кисточкой в руках. Ты как бы пытаешься «продраться» сквозь эти внешние зримые образы, сквозь эти внешние знаки к чему-то такому, что имеет абсолютную ценность, что первично. К тому самому «гласу хлада тонка», который можно ощутить лишь «боковым зрением». Я думаю, что эта попытка продирания к первичному и была для меня тем очень сильным внутренним движением души, которое многое потом определило.
В этих хождениях на пленэр, когда ты один, когда тебя никто не видит, не гонит, — а сейчас бы я добавил — и нет никакой мобильной связи! — была абсолютная свобода. Дело в том, что все эти сильные личные переживания, связанные с искусством, у меня начались уже после того, как была закончена художественная школа. Тогда уже я вообще никому и ничем не был обязан; хочешь — идешь, хочешь — поешь, хочешь — не поешь. Когда речь заходила о поступлении в художественный вуз или училище и надо было готовиться, какие-то дома постановки делать — это все сразу становилось скучно и неинтересно.
А вот когда ты идешь в школу, и вдруг видишь, что ранняя весна и внезапно выпал сильный снег, и ты видишь, как красиво этот снег лежит на ветках, на старых сухих листьях, как ярко светит молодое солнце! И ты разворачиваешься на сто восемьдесят градусов, прогуливаешь школу, берешь свой этюдник, идешь на волю и испытываешь какое-то удивительное вдохновение, оттого что ты уловил этот момент бытия. Это ж событие! Это Бог как будто хочет что-то тебе сказать, и ты не понимаешь, что тебе говорят, но ты понимаешь, что тебе говорят, и что надо все бросить — и слушать, и ты это слышишь. И вот само это ощущение слышания совершенно непонятно чего — приводило меня в восторг. А ведь тогда, конечно, в голове ни Бога, ничего и близкого абсолютно не было! Но я это слышал, и мне доставляло какую-то небывалую радость то, что я как-то включен в эту жизнь. Вот она — жизнь! Та самая жизнь, которая — прекрасна!
Но все это еще были совершенно нерелигиозные, а культурные переживания, не более чем интуиции чего-то за пределами материального.
Ольга Андреева. Мне всегда казалось, что ощущение Бога, которое приходит к ребенку, совершенно не аналитическое, даже не метафизическое, а самое что ни на есть эмпирическое. А ведь ребенок не заканчивается в нас очень долго; может в сорок лет, может в пятьдесят…
Протоиерей Павел Великанов. А мне кажется, что он вообще не заканчивается. Поэтому, хоть я и преподаю апологетику, в том числе и доказательства бытия Божьего, но в глубине-то души я точно знаю, насколько это все рационализировано. Божественное бытие не требует никаких доказательств. Оно тебя настигает, и потребность в доказательствах исчезает. Это личностный опыт. Как ни парадоксально это звучит, но вера — это опыт. Вообще религиозная жизнь — это опыт, который требует веры, а не вера, которая появляется сначала, а потом ее подтверждает опыт. Все с точностью до наоборот.
--------------------------------------------------
В начале было две старушки. здесь.
История одного храма. О Кисловодске.