Протесты. За и против
У апостола Павла есть замечательные слова: «Каждый поступай по свидетельству своей совести».
Православный христианин живёт не в матрице разных схем и установок. Он живёт той волной жизни, и той ситуации, которую ежесекундно даёт Бог. «Довлеет дневи злоба его».
Пришёл день со своей ситуацией. Верующий от неверующего отличается тем, что умеет распознавать тонкую ткань ежесекундно плетущегося бытия. Он сквозь них прозревает волю Божию, соотносит её со своим внутренним миром – как оно отражается, как оно резонирует.
Не может быть никакого универсального ответа – ни «да», ни «нет». Всё ситуативно, зависит от множества обстоятельств.
Любое разделение на бинарность, ходить – не ходить, идти направо – или идти налево, молчать или говорить – это уже определённая позиция, рамка. Это напоминает условия игры, которые предполагаются по умолчанию. НО они – не универсальны! Они находятся в определённом сознании людей, которые так думают. Но это не значит, что данная позиция – единственная.
Улица гражданской религии
Как относиться православному верующему к уличным протестам. Если посмотреть на всю эту ситуацию с иной стороны, то можно заметить и другую тональность. Это тональность того феномена, который сегодня, всё чаще, озвучивается со стороны социологов и религиоведов, как феномен «гражданской религии», которая образуется во всём мире, не только в России. Такая же гражданская религия есть и в европейских странах, и в Соединённых Штатах Америки.
Отдельный феномен, когда некая система ценностей, причём, сакрализованных ценностей, предельных ценностей, составляющих общность того или иного народа, в том числе, включённых в религиозную систему становится эрзацем религиозности, псевдорелигией, которая как бы объединяет нацию, не смотря на то, что внутри членов этой псевдорелигии могут быть носители диаметрально противоположных религиозных взглядов.
Включённость или невключённость Церкви в политическую повестку - вопрос именно оттуда. Потому, что для гражданской религии крайне важно, чтобы её адепты были политически активными, чтобы они любили ту институцию, ту власть, которую в данный момент исповедует данная гражданская религия, чтобы они были готовы отдать за неё жизнь.
Христианство и православие и гражданская религия – это вещи взаимоисключающие. Гражданская религия начинает в свои объятия втягивать Церковь, православных людей. Но это – идеология. Гражданская религия обслуживает определённую идеолгию. Церковь – никакую идеологию не обслуживает. У Церкви – своя повестка, и это – повестка Евангельская.
Конфликт возникает, потому, что у каждого из нас собственная операционная система. Эта операционная система называется «наше сознание». Мы не можем выскочить из своего сознания, и посмотреть на собственное сознание не глазами своего собственного сознания.
Наше сознание всегда несёт отпечаток произошедшего в жизни в виде преодолённых кризисов, в виде травм детских и т.д. Поэтому модус восприятия, в том числе, и духовной реальности у нас разный. Так что же делать в той или иной ситуации.
Копать вглубь себя
Ответ нам даёт авва Дорофей. Его круг, в центре которого – Бог, а на периферии люди, и, чем ближе они в реальности оказываются ко Христу, тем все менее значимыми становятся все разделения. Потому что Бог в Себе всё это преодолевает.
Для меня, как священника, выход только один – копать вглубь себя, потому, что в глубине души любого человека – не либеральный Бог, и не консервативный Бог, там – один и тот же Господь Бог. И когда этот Господь Бог начинает сиять в душе человека, то оттенки переферии становятся вторичными.
Из письма прихожанина: «Странное этическое превращение захватывает круг моих друзей и знакомых. Жизнь в Церкви, внутренняя работа, интеллектуальные интересы, семейное общение – кажутся скучными. Зато, борьба с окружающим злом и несправедливостью приковывает внимание, становится чем-то, необозримо актуальным и ценным».
Самое главное, в этом положении предельной экстериоризации про себя можно даже и не вспоминать. Потому что просто некогда заглядывать внутрь, некогда, да и тошно! Как ни глянешь – то Лохнесское чудовище выглянет, то динозавр зубками начнёт скрежетать. А у другого мы весь его зверинец знаем, хорошо с ним знакомы, можно как-то договориться.
Паисий Святогорец: «Тенденция «имею право» видна сегодня почти во всей молодёжи. Они носят в себе это «имею право», обладают мирским духом, духовно необъяснимой логикой, человеческой справедливостью по отношению ко всему.
Справедливость, начавшаяся с европейского духа, проникла уже и в монашество. Знаете, я заметил, что многие духовные люди взрастили в себе мирское мудрование и создали своё собственное, мирское, Евангелие – Евангелие, сшитое по их меркам».
Слова Паисия Преподобного очень точно отражают ситуацию, когда у нас все расползается, и едва ли что-то, кроме Божественного Откровения может нам помочь всё это собрать воедино. Тем более, если говорить о монашестве.
Кто такие монахи? Монахи – это люди, которые продали себя в рабство. В сознательное, добровольное рабство. Это очень важный момент, что человек, который ответственно относится к уходу в монашество, должен понимать, что это не просто поразвлекаться. Человек свою жизнь полностью отдаёт на служение Богу, со всеми вытекающими из этого последствиями. И – какие там могут быть «права»?
Ты «имеешь право». А имеет ли Бог право на тебя? Если Он имеет право на тебя, то, соответственно, какое у тебя остаётся право? Ты – сам себя в этот мир ввёл? Это «имение права» – некий фантом, психологическая ловушка, которая позволяет человеку оправдывать бунт своей самости. Имено об самость разбивается движение Бога по направлению к человеку. Это самая главная проблема – самость.
А что такое – самость? Виртуальность. Это то, что называется в житейской психологии надуманностью. Человек надумал себе нечто, поверил в это, и вокруг всего этого стала выстраиваться его собственная, автономная вселенная. И он думает: «Она же есть в моём сознании! В моём представлении есть, это реально для меня существует!» А то, что, кроме твоего сознания, этого нигде больше нет, и тот мир, который реально существует – он совершенно другой, и по другим законам живёт, так думать неудобно. Отсюда то самое: «Я имею право на собственную вселенную?» Господь Бог говорит ему: «Да, хорошо, пусть это будет твоя вселенная. Но не обижайся, что Меня там тоже не будет».
Многие люди увлекаются борьбой со вселенским злом. Но ещё более увлекательное занятие – бороться со злом в душе другого человека.
Это – то, чему можно, и даже не жалко, посвятить всю жизнь!