«Я гусли беру золотые,
И песнь о свободе пою,
Чтоб слышали старцы седые,
И юноши песню мою…»
Песни Анастасии Шугалей с ее необычными аранжировками уже пронеслись хвалебной молвой среди старшего и младшего поколения, оставив яркий и светлый след в их жизни. Глубокие тексты, яркий голос исполнительницы и неповторимая музыка делают нашу героиню особенной. Опираясь на творчество своих вдохновителей, Анастасия смогла найти свой неповторимый и узнаваемый стиль, покоривший не одно людское сердце.
- Анастасия, Ваше творчество настолько разнообразно, Вы не концентрируетесь на одном жанре. Скажите, есть ли направление в музыке, которое Вы хотите попробовать? Если да, то какое?
- Все основные направления, которые мне близки, я уже попробовала. А вот чего действительно хотелось бы, так это изучить получше что-то из того, что мне интересно. Например, я с удовольствием бы углубилась в сербский фольклор, но пока на это, к сожалению, нет времени.
- Вы исполняете романсы и фолк. Расскажите, как эти жанры полюбились Вам настолько, что связали с ними свою жизнь?
- Первым в мою жизнь пришел романс. Это случилось в 16 лет, когда я занималась вокалом с преподавателем. Так как у меня был огромный интерес к гитаре, и манера пения больше эстрадная, чем академическая, то мы брали городские и цыганские романсы. Потом преподаватель подарил мне кассету Вики Цыгановой. Я попробовала исполнить эти романсы, аккомпанировала сама себе. И как-то сразу у меня это получилось, голос очень подходил под эти песни. Дальше больше - я стала интересоваться цыганской музыкой и жанром городского и цыганского романса в целом. Все это очень сочеталось с моим голосом и темпераментом, как идеально совпавший пазл.
Фольклором я заинтересовалась позже. Сначала после уроков народного творчества в музыкальном колледже, а потом самостоятельно. Все, что было связано с народными песнями, с фольклором очень меня волновало. В этой музыке было то, чего просила моя душа - пронзительные голоса, загадочные, как будто хранящие в себе какую-то тайну мелодии и лады. Здесь чувствовалась абсолютная жизнь, какая-то «невыдуманность», «правдивость». Это звучание привлекало меня своей нестандартностью и неподчиненностью правилам классической музыки, в нем я чувствовала огромное поле для творчества и самовыражения. А когда услышала гусли…
- Чем Вас привлек этот инструмент?
- Своим неземным тембром, парящими в воздухе струнами… Когда начинают звучать гусли, мир вокруг меняется. Без преувеличений. После того, как я услышала этот инструмент, прошло еще какое-то время, прежде чем я решила связать с ними свою дальнейшую музыкальную жизнь. Я сразу поняла, что мои авторские песни идеально легли бы на них и заиграли бы новыми, неведомыми до того красками.
Но все это было красиво на словах и непросто на деле. Осваивать новое всегда сложно. Но в какой-то момент мое дальнейшее творчество стало без них просто невозможно, зашло в тупик, а с гуслями я открыла для себя новые горизонты.
- Фолк. Для написания песен, какими народными сказаниями или легендами Вы пользуетесь? Почему?
- У меня не так много песен о сказаниях и легендах. Только песня «Ля-ли-е» была написана под впечатлением рассказов о весеннем обряде «качания на релях».
На большинство моих творений меня вдохновляла просто природа, в которой я жила с детства. Она для меня не место отдыха, куда иногда приезжают, а место откуда я родом.
- Кто Ваши вдохновители? Что-то из их творчество Вы переняли?
- Моей первой романсовой героиней была Вика Цыганова. Я и сейчас считаю ее одной из лучших исполнительниц романсов. Потом, конечно же, я познакомилась с творчеством Валентины Пономаревой, Аллы Баяновой, Вари Паниной, Надежды Плевицкой, а также со всей плеядой современных петербургских исполнителей. Так сложилось, что именно они были в поле моего зрения на первых порах.
Ну и цыгане… Моя отдельная любовь. Самая главная цыганка для меня на сегодня - это Леонсия Эрденко. Знакомство с цыганской музыкой началось с записей ансамбля «Русска Рома», потом были все представители династии Эрденко, трио «Лойко». Этот мир тогда был для меня таким далеким и волнующим, желанным. Цыганские песни вызывали во мне сильнейшие эмоции, просто взрывали мою душу.
Затем фолк. Помимо полевых записей, я очень вдохновлялась различными современными переработками фольклора.
Как сейчас помню, первый пример такого творчества - наше новосибирское трио «Седьмое небо». Их стилистика больше джазовая, авангардная. Но было в их программе несколько вещей, сделанных в стиле, который, думаю, можно определить как фолк-фьюжн. Я до сих пор прекрасно помню их произведения - «Ванечка», «Люди добрые», «Пусть нас веселых видит заря». Эти песни тогда меня совершенно поразили своей красотой, изобретательностью и энергией. Очень жаль, что именно таких вещей у «Седьмого неба» было всего несколько.
Ну а позже, это, пожалуй, группа «Мельница», «Пелагея», то, что попало в поле моего зрения еще в студенческие годы.
- Мой любимый вопрос. Ваша лирическая героиня она какая?
- Лирическая героиня… Есть такая народная песня «Медуница», из которой когда-то мы сделали целую музыкальную поэму. Хрупкий, скромный цветок, растущий на дороге. Коровки проходят, съедают его, косцы - косят. А он все равно растет и цветет. В той песне хоть и поется: «что не растешь по всем лугам, что не цветешь разными цветами». Но на самом-то деле он и растет, и цветет, не потому что он какой-то особенный. А просто, как может быть иначе?
Когда-то я даже сочинила песню с очень похожим смыслом. Она называется «Маленький цветочек». И написала я ее задолго до того, как услышала «Медуницу». Так что похожие ассоциации были у меня и раньше. И когда я услышала «Медуницу», то себя с ней и отождествила.
Обычно я в такие тайники моей души вслух не углубляюсь. Но раз такой вопрос у вас, да еще любимый…То вот.
- Вы выступали и в коллективе и сольно. Почему решили развиваться как сольный исполнитель? Работа с коллективом труднее?
- Я скажу больше. Работа с коллективом долгие годы тормозила развитие моей музыкальной карьеры и полет моих творческих возможностей. С одной стороны, конечно, с коллективом можно сделать развернутые аранжировки, воплотить свои масштабные творческие замыслы. Именно это всегда меня и побуждало вновь и вновь вкладываться в это неблагодарное дело.
Этно-рок проект «Свет-Настасья» долгие годы мы делали совместно с очень талантливым музыкантом Антоном Маташевым. Конечно, в одиночку я бы никогда ничего подобного не сделала.
Но тем не менее, начав работать сольно, я почувствовала такую легкость. Ввести новую песню в свой репертуар? Пожалуйста! Можно никого не ждать и не делать ни на кого поправки. Поехать где-то выступить? Ура! Я это могу легко. В этом месте нет возможности выполнить технический райдер? Плевать! Одна я могу выступить хоть вообще без микрофонов.
Сейчас я с удовольствием сотрудничаю с близкими мне по духу музыкантами разово. Да и в коллективе поработать - я только «за»! Но снова взваливать себе на плечи все организационные, материальные и прочие вопросы я точно больше в этой жизни не готова. А вот на что я согласна всегда и во все времена - так это творить, петь, играть безгранично.
- Вы принимали участие в конкурсе «Новая звезда». Я просмотрела все. И знаете, с первых нот у меня появлялись мурашки. Не хотелось, чтобы выступление заканчивалось. Скажите, решение принять участие было сложным?
- Нет ничего проще - я сама каждый год подавала заявки на участие в известных мне музыкальных телевизионных проектах. А когда на заявку наконец-то ответили и пригласили, мы поехали. Ведь это же наша творческая и профессиональная реализация.
- Чему Вас научил данный конкурс?
- Это был очень интересный и полезный опыт. На тот момент этот конкурс и отзыв Максима Исааковича Дунаевского вселили в нас дополнительную уверенность в себе и в том, что мы делаем. С другой стороны - для нас это была награда за долгие труды, которые мы вложили в создание нашей музыки.
В процессе мы сделали очень ценные выводы по поводу сценического поведения группы, постановки самого номера, помимо его музыкальной части. Как это должно выглядеть, и как над ним работать. За это спасибо команде профессионалов «Новой Звезды», которые с нами работали.
- Вы выступаете не только с авторскими песнями, но и с каверами. Когда Вы работаете над кавером, на что делаете упор? Что для себя подчеркиваете?
- В первую очередь эта песня должна быть мне близка и понятна. В ней присуствуют близкие мне эмоции и чувства. Если это так - дальше уже все происходит само. Я просто слышу, как она должна звучать, все, вплоть до мельчайших интонаций, вдохов и выдохов. Это как художник чувствует, где надо чуть сильнее нажать карандашом, а где совсем чуть-чуть. У него на это набита рука. Так и у меня в плане голоса.
А что касается аккомпанемента. Стараюсь, чтобы он был интересным, не банальным и не однообразным. Особенно, если речь идет о гуслях. Они меня как-то всегда вдохновляют на разные музыкальные эксперименты. А иногда даже получается так, что музыка ведет свою смысловую линию, параллельно линии текста. То есть рассказывает о чем-то своем, создает смысловую многослойность.
Пример таких произведений - «Медуница», которая уже упоминалась в нашем интервью, «В огороде мята», «Потеряла я колечко». Хотя не думаю, что эти песни можно назвать каверами в полном смысле. Слишком авторские аранжировки, в которых нам не на кого было опираться.
- Творческий кризис. Был ли он? Как справились с ним?
- Слава Богу, пока я не испытала такого чувства. Вдохновение меня почти никогда не покидает. Главное, чтобы никто не мешал, не отнимал силы попусту. И чтобы времени хватало - а это намного сложнее.
Был момент, когда появились мысли освоить другую профессию. Но это связано не с кризисом, а с тем, что профессия музыканта крайне нестабильна, а жизнь артиста очень переменчива. Я думаю, каждый, даже самый преданный своему делу музыкант проходит через это в определенный момент своей жизни. Но я только еще раз поняла - выбора у меня нет. Это не я выбрала музыку. Это музыка выбрала меня. И точка.
- Что Вас вдохновляет?
- Свобода! Когда никто и ничто не связывает мне рук. В моем случае это означает только одно - я буду творить и созидать во всех направлениях. Но только без каких-либо искусственных ограничений и эмоционального негатива от людей, которые рядом со мной.
- Что ждать нам, Вашим слушателям, в ближайшее время?
- Весной я записала и выпустила свой сольный альбом «Голос гуслей». И мне очень хотелось бы уже сейчас приступить к созданию материала для следующего. Я даже уже знаю, каким он должен быть, мой следующий альбом!
Но, к сожалению, в ближайшем будущем ничего не предвещает осуществления этих планов. Слишком много других задач в жизни.
Но всему придет время. А пока буду просто петь, играть, постараюсь почаще и побольше. И буду рада каждому, кто меня слушает и кому нужно мое творчество.
Елизавета Резвая