Большую часть 18-о столетия сильно ослабевшая Речь Посполитая счастливо просуществовала в качестве буферного государства между великими европейскими державами. Но в конце концов Екатерина II уступила требованиям немцев и дала отмашку разделам Польши, первый из которых случился в 1772-м году. После этого там попытались провести некоторые реформы, и обеспокоенные соседи в 1793-м провели новый раздел, а для безопасности польского короля в Варшаве стал сильный русский отряд.
Через год варшавяне восстали и пeрeбили около половины наших солдат, которые квартировали разрозненно и не ждали бури. Оставшиеся поспешно отступили на восток. Но империя всегда наносит ответный удар, и руководить подавлением польского мятежа был поставлен Суворов, давно уже считавшийся лучшим полководцем Европы. В начале третьей декады октября 1794-о года его 25-тысячная армия подошла к Праге, предместью польской столицы, расположенному на противоположном от нее берегу Вислы.
Небольшой городишко предварительно был окружен земляным валом с частоколом и еще одной насыпью поближе к домам. Для артиллерии русской императорской армии это не составляло непреодолимого препятствия, да и Суворов не желал тратить время, а хотел решить дело одним решительным штурмом. Ему противостояло около 15 тысяч польских ополченцев, солдат регулярной армии и примерно такое же количество вооруженных граждан.
Русские начали артиллерийскую подготовку, и поляки решили, что их враг готовится к длительной осаде. Но они был очень удивлены, когда Суворов отправил свои войска на штурм и оказались не готовы к сопротивлению. Чудо-богатыри пошли вперед семью колоннами, быстро перебрались через ров, поднялись на земляную насыпь и сошлись с защитниками в штыки. Они быстро прорвали укрепления, и двинулись к мосту, что вел к столице Польши. Несмотря на упорное сопротивление противника, бой длился всего четыре часа.
Во время штурма полководец утратил контроль над казаками, и станичники принялись мcтить за своих товарищей, которые пocтрaдaли здесь прежде. Полгода ранее во время Варшавской заутрени было пeрeбитo до половины солдат восьмитысячного русского гарнизона, которых поляки захватили врасплох в казармах, на улицах и даже в собственных кроватях. К примеру, безоружных гренадеров киевского полка отправили на тот свет во время праздничной службы в церкви.
Понимая, что его армия жаждет расквитаться за товарищей, Суворов перед штурмом Праги издал приказ щадить всех, кто бросает оружие и не трогать женщин и детей. Но казаки начали бить поляков первыми, и к ним тут же присоединились остальные, потому что горожане стреляли в солдат прямо из окон своих домов. Наши воины кричали: «Нет никому пардона!», - и перестали слушаться своих офицеров.
Пытаясь это остановить, Суворов послал людей оповестить жителей Праги, что в русском лагере их ждет защита. Он приказал сжечь мост, чтобы беспорядки не перекинулись на почти беззащитную Варшаву. Также после битвы и капитуляции столицы, он проявил милосердие, отправив пленных солдат в Киев, а ополченцев распустил по домам.
Падение города не означало поражения всего восстания, но оно сильно деморализовало поляков, которые не видели смысла в дальнейшей борьбе и дезертировали сотнями. Повстанческая армия отступала на запад и таяла в одночасье. Это было последнее сражение Речи Посполитой, после которого страна была разделена третий раз и на столетие с лишним лишилась независимости.