Найти в Дзене
ArmInfo

Премьер-министр Армении: Мы не намерены отдавать <Чехословакию>

Премьер-министр Армении Никол Пашинян ответил на вопросы европейских СМИ The Telegraph (Великобритания), European Post (Брюссель), Foreign Policy (США), Tageblatt (Австрия) и Il Gеornale (Италия). Об этом сообщает пресс-служба премьера.

Согласно источнику, Пашинян отметил, что главным зачинщиком этой войны была Турция, которая перебросила наемников из Сирии в Азербайджан, а также передала Азербайджану часть своих вооруженных сил, в том числе военную технику, а также переправила определенные вооруженные формирования из Пакистана.

<Они поставили задачу взять под контроль Нагорный Карабах посредством блицкрига. И, по их расчетам, эта война должна была длиться максимум неделю, 10 дней, но Нагорный Карабах продолжает воевать, и будет продолжать бороться за свои права. Поскольку на самом деле это не территориальный спор, армяне жили в Нагорном Карабахе тысячелетия, и все это время они были там большинством.

В Нагорном Карабахе есть огромное армянское культурное наследие: церковь 5 века, армянские церкви 8, 10, 13 веков. Первая армянская школа была основана в Нагорном Карабахе. И война, по сути, зафиксировала сопротивление Нагорного Карабаха на данном этапе, зафиксировала имперскую политику Турции. Потому что вполне можно констатировать, что проблема сейчас выходит за рамки логики и рамки нагорно- карабахской проблемы как таковой.

И Турция пришла сюда не столько для того, чтобы поддержать Азербайджан в урегулировании нагорно-карабахского конфликта, сколько для продолжения своей имперской политики. То, что сейчас происходит на Кавказе, по сути, является продолжением политики, проводимой Турцией в Средиземноморье, в отношении Греции, Кипра, Ливии, Сирии и Ирака. И я снова считаю, что это имперская политика, потому что на Южном Кавказе армяне, по сути, являются последним препятствием на пути Турции для продолжения своей имперской политики на северо-востоке и юго-востоке. Моя оценка осталась прежней. Если западное сообщество не даст адекватной оценки на действия Турции, то в ближайшее время они могут дождаться появления Турции возле Вены>, - подчеркнул премьер.

Что касается ожиданий от ЕС с учетом того, что некоторые страны блокируют внедрение санкций против Турции, Пашинян отметил: <Мы скорее возлагаем надежды на те страны, которые являются нашими союзниками и которые имеют союзнические обязательства перед Арменией, и у нас есть обязательства перед ними. Но я считаю, что Европейский союз не должен делать что-то за нас, это его дело. Я должен думать о безопасности Еревана, Армении и армянского народа, безопасность Вены не входит в мою работу, но если этой произойдет, не следует говорить, что мы их не предупреждали. В Европе происходит война, которая началась давно. И это продолжается каждый день. Если вы не замечаете эту войну, если, скажем, там не работает артиллерия, это не значит, что война не началась. Эта война идет. Есть силы, которые думают следующее: Европа живет в процветании около 60 лет, и это процветание не позволяет нам замечать войну, которая идет сегодня в Европе. Поскольку до тех пор, пока бомбы не взорвутся во дворах, в домах, преуспевающий человек склонен руководствоваться более желаемой логикой, это открывает очень широкое поле для многих сил>.

Премьер привел пример своим словам. Он привел пример на событиях, произошедших во Франции. <Посмотрите, как президент Турции отзывается о президенте Франции. Вы когда-нибудь задумывались, какой президент или должностное лицо какой-либо страны может, например, так разговаривать с президентом Франции? Кто бы мог подумать об этом 15 лет назад, даже во время холодной войны? Я не знаю ни одного случая, когда бы лидер Советского Союза, или глава Франции или какой-либо иной европейской страны позволил бы себе такие выражения. Что это, как не война? Другое дело, хотите вы замечать эту войну или нет? Сегодня людей обезглавливают на улицах Европы, все счастливы, что их не обезглавили. Я называю это механикой геноцида. Если на этот раз кого-то не обезглавили, это не значит, что в следующий раз этого не случится. И ясно, что по реакциям мы видим, где находится энергетический центр, откуда все это поощряется>,- подчеркнул Пашинян.  Также премьер заявил, что президенты стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ отмечали необходимость прекращения огня, чего не произошло. Пашинян задался вопросом, о каком дипломатическом решении может идти речь, когда противник не соблюдает режима прекращения огня. <Дипломаты двух стран при посредничестве лидеров могущественных стран мира достигают дипломатической договоренности о том, в какое время на следующий день должен начать действовать режим прекращение огня, это очень просто, не так ли? Насколько серьезно надеяться на достижение более серьезных дипломатических договоренностей в этих условиях? Другими словами, дипломатическое решение - это далеко не первый шаг, который мы должны сделать. Если мы не можем сделать первый шаг, то как можно надеяться на последний шаг>, - задался вопросом он.

На вопрос, можно было бы как-то предотвратить войну, учитывая что она началась после того, как в Армении установилась власть Пашиняна, последний заметил, что ситуация с 2011 года практически не изменилась. <Какова была наша ситуация в 2011 году?  Естественно, компромисс означает согласие с чем-то, что поначалу для вас неприемлемо.  И с 2011 года у нас такая динамика. То, что становится приемлемым для Армении в результате определенной уступки, с этого момента это становилось неприемлемым для Азербайджана. Азербайджан ожидает, что армянская сторона, Карабах, пойдет на новые уступки. Вы говорите, что это причина вспышки агрессии. Потому что, конечно, есть компромисс, но, с одной стороны (Армении), эти уступки не могут быть бесконечными, а с другой (Азербайджана), их вообще нет. Просто потому, что у одной стороны больше денег, чтобы купить больше оружия.

Что еще я мог сделать, чтобы предотвратить эту войну? Я мог не отстаивать интересы Нагорного Карабаха и Армении, мог уступить. Но могло бы это предотвратить войну? По этой логике нет. Потому что в самой нижней точке этой уступки Азербайджан должен был потребовать большего. Недавно я провел параллель между Мюнхенским соглашением и нашей ситуацией, с ситуацией до начала Второй мировой войны. Европейские державы думали, что, когда Чехословакия сдастся Гитлеру, они утолят его аппетит - войны не будет. И что произошло в результате: Гитлер поглотил Чехословакию.  И есть другая поговорка, когда говорят, что <аппетит приходит во время еды>. Да, если бы Чехия не уступила европейским лидерам, если бы началась война, журналисты, собрались бы и сказали: <Что вы сделали не так? Вы не отказались от Чехии. И они бы ответили, что да, им следовало быть более гибкими. Они были гибкими, но что на деле это дало? Мы не намерены никому отдавать <Чехословакию>>, - подчеркнул премьер.

Что касается возможности вмешательства Москвы, глава кабмина заявил,

что вопрос о вмешательстве России можно рассматривать в разном ключе.

Есть Россия, которая является страной-сопредседателем Минской группы

ОБСЕ, и есть Россия, которая является стратегическим партнером

Армении. Москва - сопредседатель Минской группы ОБСЕ, является посредником, она должна действовать в логике балансирования, что понятно. И я сказал, что выступаю <за> размещение российских миротворцев в зоне конфликта. Но проблема в том, что размещение российских миротворцев в зоне конфликта должно быть приемлемым для всех сторон конфликта. На самом деле это приемлемо для Армении и для Карабаха, это может произойти в том случае, как заявили российские коллеги, если Азербайджан также будет <за>. И вообще, любой миротворец может быть задействован с согласия сторон. Что касается Москвы как стратегического партнера Армении, то наши российские коллеги заявляли, что в случае реальной угрозы территориальной целостности Армении они выполнят свои союзнические обязательства, в том числе военные>, - заметил он, подчеркнув, что согласно нашей позиции оптимальным является размещение российских миротворцев.

Что касается обстрелов Гянджи, премьер подчеркнул, что возникает вопрос, а почему Гянджа подвергается обстрелу. <А почему до этого 10 дней подряд обстреливался Степанакерт. Почему обстреливаются Мартакерт, Аскеран, Шуши, почему обстреляли церковь Св. Казанчецоц в Шуши? Более того, если бы упал один снаряд, мы бы сочли это случайностью. Но армянская церковь в Шуши дважды подвергалась бомбардировкам.  Почему ее разбомбили?>, - задался вопросом Пашинян. Он также заметил, что Армия обороны Нагорного Карабаха имела военные цели в Гяндже, и поражала военные цели.  Возможно, эти военные объекты затронули и гражданскую инфраструктуру. <Но в церкви Св. Казанчецоц в Шуши военного объекта точно нет>, - подчеркнул глава

кабмина.  Что касается ожиданий Армении от Тегерана, премьер заметил, что Иран - наш сосед и дружественная страна. <За это время у меня был телефонный разговор с президентом Ирана, наш министр иностранных дел провел консультации с министром иностранных дел Ирана, другие наши государственные органы сотрудничают в анализе и оценке ситуации. У нас есть общая граница, наши пограничники сотрудничают>,- заявил Пашинян.

На вопрос, что хочет сказать премьер всему миру, он подчеркнул: <Я хотел бы сказать следующее, к сожалению, с момента <икс>, это было где-то в 2000-х годах, мировая пресса начала представлять проблему Нагорного Карабаха как территориальный спор между Арменией и Азербайджаном. По сути, нагорно-карабахский вопрос не имеет ничего общего с территориальным спором. Между тем карабахское движение, начавшееся за 10 или 12 лет до того, считалось предпосылкой падения Берлинской стены. Потому что карабахское движение началось как выражение демократизации Советского Союза.

Армяне Нагорно-Карабахской автономной области, которые, как всегда, составляли 80 процентов населения региона, решили попытаться защитить свои права в контексте демократизации Советского Союза, когда Михаил Горбачев проводил демократизацию и восстановление Советского Союза. А какое их право было нарушено? В начале 20 века, когда формировался Советский Союз, Южный Кавказ входил в состав Советского Союза, формировались республики. А в 1988 году Верховный Совет Нагорно-Карабахской автономной области, решил начать абсолютно мирный процесс, чтобы исправить сложившуюся ситуацию, когда они оказались в составе Азербайджана. На что Советский Союз и Азербайджан ответили силой, в частности, организовав резню армян в городах Сумгаит, Баку, а затем и в непосредственной близости от Нагорного Карабаха. После распада Советского Союза Азербайджан объявил независимость от Советского Союза.

И согласно правилам Советского Союза, если республика начинает процесс независимости от Советского Союза, ее области, включая Нагорно-Карабахскую автономную область, могут принять решение о своем статусе. И Нагорно-Карабахская автономная область тоже решила стать независимой. И как Советский Азербайджан стал независимым от Советского Союза, так и Нагорно-Карабахская автономная область стала независимой от Советского Азербайджана.

И да, они действительно говорят, что международное сообщество не признало эту независимость. Борьба армян Нагорного Карабаха заключается в признании этого права.

Нагорный Карабах фактически стал линией фронта антитеррористической войны. И мы думаем, что формулу <отделение во имя спасения> должно быть применено к Нагорному Карабаху. Потому что Нагорный Карабах в составе Азербайджана означает этническую чистку, геноцид армян Нагорного Карабаха. Насколько мне известно, вы были в Карабахе, видели ракетный обстрел. Кто-нибудь может объяснить, почему обстреливают Степанакерт? По одной простой причине, чтобы люди отказались жить там. Это очень важная формула этнической чистки и геноцида. И наша основная идея заключается в том, что должно быть <отделение во имя спасения>, - заключил Пашинян.