Херсонес - древний и величественный город греков-римлян, руины которого располагаются на территории современного города-героя Севастополя. Большую часть своей истории он провел во борьбе со внешним врагом за собственное выживание. Однако кто бы мог предположить, что самый болезненный удар Херсонесу нанесут не орды варваров или кочевых племен, а современные горе-руководители музея.
Эта печальная история берет свое начало с 2016 года и продолжается до сих пор. В июне 2016 года произошла смена руководства музея Херсонес Таврический. Новым директором музея стала Светлана Мельникова. Одним из первых ее решений на новом посту стало проведение масштабных работ по реконструкции и благоустройству территории музея. И если интерактивные площадки, рассказывающие про историю этого величественного памятника, ещё можно принять то остальные решения...
Прежде всего стоит начать с появившихся на территориях музея баннеров с цитатами известных идей. Идея весьма спорная и на взгляд автора, они лишь портят вид музея. Однако если бы эти постеры были с цитатами известных исторических деятелей, которые напрямую были связаны с музеем то это решение ещё как-то можно было принять (весьма органично смотрелись бы высказывания основателя музея Косцюшко-Валюженича). Но на деле мы имеем стандартный набор патриотических цитат государственных и культурных деятелей Российской империи. При это встречаются и весьма спорные личности - тот же Деникин.
Однако самые неприятно было впереди - сооружение деревянного настила и сцены для оперы, в Херсонесе которые мало того, что чрезвычайно диссонируют с видом города так и наносят ему непоправимый ущерб.
В качестве подтверждения приведём мнения специалистов. Бывший сотрудник музея «Херсонес Таврический», реставратор I категории и дипломированный историк Анатолий Туманов написал на свой странице в Facebook следующее:
«Беспредел на Херсонесе продолжается... Вопреки законам и здравому смыслу, городище древнего Херсонеса нещадно эксплуатируется. Руководство музея, выполняя прихоти Фонда "Моя история", фактически захватившего власть в музее-заповеднике, поставило своей целью не изучение, сохранение и популяризацию древностей, а максимальное извлечение прибыли за счёт шоу-программ. Причём, аппетит этих деятелей, руководствующихся принципом "хлеба и зрелищ" (от латинского выражения: panem et circenses), постоянно растёт. Если в прошлом 2018 году многотонными конструкциями (500 тонн) была изуродована Цитадель III в. до н.э., то сейчас в портовой части Херсонеса строится вообще огромное сооружение, в несколько раз превышающее прошлогодние сцены, которые всё также продолжают эксплуатироваться. Культурный слой на этой территории уже весь укатан многотонными машинами и экскаваторами вдоль и поперёк. А ведь, там ещё ничего не раскопано, поэтому, все артефакты под землёй, скорее всего, раздавлены. Северная часть городища, обращённая в сторону моря, также подверглась варварским преобразованиям. И здесь выложены деревянные дорожки, установлены многочисленные фонари, проложены километры проводов, в одном месте даже умудрились выложить плитку. Всё это искажает аутентичный облик древнего памятника, негативно влияет на его сохранение, создаёт ограничения в доступе для посетителей музея. Но самое главное - всё это противозаконно» (https://www.facebook.com/groups/sevagregator/permalink/2411222575807988/?comment_id=2411348272462085&comment_tracking=%7B%22tn%22%3A%22R%22%7D)
Другой не менее известный специалист Николай Алексеенко (бывший руководитель филиала Крепость Чембало, а ныне старший научный сотрудник Института археологии Крыма РАН также выразил свое недовольство действиями новой администрации:
«Всё благоустройство не отвечает наиболее близкому восприятию объекта культурного наследия… закрываются частично некоторые объекты археологии, сцены. Техплощадки и трибуны возводятся непосредственно среди руин, а частично прямо над ними. Прокладка так называемых дорожек искажает облик памятника, установка всех деревянных конструкций (входная зона, кассы, торговые киоски), бронзовой группы у башни Зенона искажает аутентичный облик памятника. Особо недопустимо движение тяжёлой техники по культурному слою и нераскопанной части городища, установка подстанций и прокладка коммуникаций, монтаж деревянных конструкций прямо на остатках археологических объектов, с последующей нагрузкой на них. Не говоря уже о недопустимости нового строительства (входная группа, здание кассы у башни Зенона, интерактивная бронзовая группа, мини-электроподстанции и другие объекты). Но учёных новая дирекция не слышит» - цитата взята из статьи издания Forpost «Учёные бьют тревогу из-за происходящего в Херсонесе» от 3 сентября 2018 года (https://sevastopol.su/news/uchyonye-byut-trevogu-iz-za-proishodyashchego-v-hersonese)
В декабре 2018 года произошла очередная смена руководства. Вместо Светланы Мельниковой директором музея была назначена Елена Морозова (первый заместитель директора). Сама Светлана Мельникова вновь вернулась во Владимиро-Суздальский заповедник на пост, директора, который она занимала до назначения в Севастополь.
Изменилась ли ситуация после смены руководства? Абсолютно нет. Об этом свидетельствуют последние новости музея и города. В октябре 2020 года жители города выразили обеспокоенность начало работ по установке металлоконструкций практически вплотную к древним руинам.
В ответ на обращение издания Forpost в дирекцию музея был получен следующий ответ:
«На фото представлены элементы будущей смотровой площадки. Проект, в рамках которого выполняются работы, и раздел по обеспечению сохранности объектов культурного наследия согласованы Министерством культуры Российской Федерации и имеют положительное заключение историко-культурной экспертизы» - Татьяна Сарапулкина, первый заместитель директора (https://sevastopol.su/news/v-hersonese-montiruyut-metallokonstrukcii-vblizi-drevnego-gorodishcha)
Многие винят в бедах музея как нового, так и прошлого директора музея. Однако все не так просто. Если проанализировать средства массовой информации относительно скандалов, связанных с Владимиро-Суздальским музеем заповедником, то мы обнаружим весьма интересную особенность. Практически все громкие скандалы, связанные с этим музеем, произошли именно в то время, когда Светлана Мельникова не была его директором. Это период с 2016 по 2019 год. Игорь Конышев занимавший пост в это время практически с самого начала своей деятельности «отличился» весьма странным решениями. В частности, необоснованные многомилионные закупки, изменение логотипа, покупка у Московских компаний, праздников которые раньше организовывали музейные работники, утверждение странных сувениров (монетки «Пить-не пить» или монетки с изображением ягодиц и надписью «Гладить нежно»), попытки ввода сувенирного сбора, а также значительное увеличение числа заместителей. За время деятельности нового директора музей покинули многие хорошие сотрудники. Стоит отметить, что скандалы сопровождали Игоря Конышева и на предыдущем месте в музее-заповеднике «Горки Ленинские». Проблемы имели все тот же финансово-кадровый характер. Подробности деяний нового директора во Владимиро-Суздалиском музее можно почитать в следующий статьях издания Regnum:
1) Гладить нежно: как владимирские памятники отдали «безродному космополиту» https://regnum.ru/news/society/2267942.html
2) Голый зад в Владимиро-Суздальском музее-заповеднике: невозможное возможно: https://regnum.ru/news/society/2269912.html.
3) 50 рублей — не деньги: в Суздальском Кремле ввели плату за подход к музеям https://regnum.ru/news/economy/2273521.html
4) Во Владимиро-Суздальском музее объяснили «сувенирный сбор» https://regnum.ru/news/cultura/2678923.html
В январе 2019 года экс-директор музея Игорь Конышев, а также экс-замдиректора Александр Трушинский и директор ООО «Айкитти» Сергей Картинцев былb задержан правоохранительным органами по делу о хищении. В 2017 вышеуказанные лица договорились о хищении музейных денег. С этой целью они заключили договор о разработке интернет-сайта стоимость которого была изначально была завышена в несколько раз (больше, чем на 2,5 миллиона рублей). По аналогичной схеме директор музей поступил и с логотипом, но годом ранее. 21 января Ленинский районный суд признала всех виновными. Игоря Конышева приговорили к 5 годам лишения свободы условно с испытательным сроком в 4 года. Остальных получили 4 и 3,5 года лишения свободы условна. Ущерб причинный бюджету был полностью возмещен.
Возвращаясь обратно к Херсонесу, мы можем сказать, что проблема носит более глубокий характер чем думает обыватель. Главную угрозу для сохранения памятников и объектов культурного представляют не горе-руководители музея (такие как Игорь Конышев или Николай Мусиенко), а система которые способствует их продвижению и, собственно, порождает такие личности. Министерство культуры РФ уже давно показывает свое отношение к культуре и истории. Для этого достаточно взглянуть на современные фильмы, которые выходят под патронажем Фонда Кино, многочисленные финансовые скандалы и громкие хищения, а также коммерциализацию культуры и стремление получить прибыль со всего, что можно.
Все попытки общественников и неравнодушных жителей обратить внимание на проблемы древнего города наталкиваются на сопротивление со стороны Министерство культуры, поскольку они предоставляют результаты экспертиз, которые позволяют им совершать все, что угодно. А о том, как они составляются даже и рассказывать не нужно. Попытки обратиться в Юнеско также ни к чему ни приводит, поскольку оно вновь перенаправляет согласно законодательству к Министерству культуры РФ. И все, что нам остается это лишь смотреть как, варвары рушат Рим.