Найти в Дзене

Космонавту Виктору Пацаеву - кораблю и человеку

Помните стихотворение Владимира Маяковского, "Товарищу Нетте, пароходу и человеку"?

"-Здравствуй, Нетте!
Как я рад, что ты живой..."

Прошло много лет, и пароход, названный в честь погибшего дипкурьера, давно уже стал одним причалов Петропавловского торгового порта на Камчатке.

А научно-исследовательское судно (НИС) "Космонавт Виктор Пацаев", последний представитель советского космического флота ещё стоит у причала у Музея Мирового Океана в Калининграде. И хочется верить, что в наших силах сделать так, чтобы он не был продан на металлолом, как это случилось с остальными судами Службы космических исследований АН СССР.

НИС "Космонавт Виктор Пацаев"  (фото сделано в августе 2020 г.)
НИС "Космонавт Виктор Пацаев" (фото сделано в августе 2020 г.)

НИС было названо в честь космонавта Виктора Ивановича Пацаева, погибшего при возвращении на Землю в результате разгерметизации спускаемого аппарата во время посадки «Союза-11» вместе с двумя другими членами экипажа - Владиславом Волковым и Георгием Добровольским.

Герой Советского Союза В.И. Пацаев
Герой Советского Союза В.И. Пацаев

Можно ли найти у них внешнее сходство, как увидел его поэт у парохода и дипкурьера - не знаю, может быть оно и правда есть, во всяком случае если судить по фотографиям.

Гибель при приземлении экипажа "Салют-11", с момента которой прошло уже почти полвека - это отдельная история, и к ей я надеюсь ещё вернуться. Но в этом очерке речь о другом.

Георгий Добровольский, Виктор Пацаев, Владислав Волков
Георгий Добровольский, Виктор Пацаев, Владислав Волков

Речь о том, чтобы сохранить хотя бы память, если возможность постоянного контроля происходящего на околоземных орбитах, оказалась нашему новому "рыночному" государству лишней. А теперь он вот-вот станет лишним и как уникальный музейный экспонат.

Петицию за сохранение НИС "Космонавт Виктор Пацаев" создала дочь Виктора Ивановича Светлана Пацаева - доцент физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Ей было 9 лет, когда погиб ее отец.

Петиция Президенту Российской Федерации Путину Владимиру Владимировичу: Сохраним НИС "Космонавт Виктор Пацаев" в виде Музея флота космической службы. Подпишите, пожалуйста! Это действительно тот случай, когда важен каждый голос. А если кто-то сочтет возможным распространить петицию в своих соцсетях - будем очень признательны.

"Космонавт Виктор Пацаев" в море
"Космонавт Виктор Пацаев" в море

В сети мне попадались рассуждения "знатоков" о ненужности космического флота сейчас. Да, но только вот законы геофизики никто не отменял, и из 16-ти суточных витков, которые совершает любой космический аппарат на околоземной орбите - будь то хоть "Салют", хоть МКС или "Метеор", видны только 10, а остальные 6 находятся вне радиовидимости с территории России. Один виток вокруг земли равен примерно полутора часам. Таким образом, в течение 9-ти часов, связи с космическими аппаратами нет (про связь через геостационарные спутники рассказывать не надо, на данный момент информация с тех же "Метеоров" поступает дважды в сутки, не говоря уж о том. что без флота космической службы каждое ЧП на орбите - это очередная загадка для Роскосмоса). И кстати, у США, Китая и Франции космический флот есть. А вот России он оказался не у дел.

НИС  "Космонавт Виктор Пацаев"
НИС "Космонавт Виктор Пацаев"

С 1978 до 1994 года НИС "Космонавт Виктор Пацаев" (НИС КВП) входило в состав командно-измерительного комплекса, предназначенного для контроля и управления полетами спутников и межпланетных станций, для приема и обработки информации, установки связи с космонавтами. Это был плавучий измерительный пункт на акватории Мирового океана. Для осуществления этой работы корабль был оснащен универсальной телеметрической системой и специальной техникой. Корабль и до 2017 года выполнял свои задачи, обеспечивая связь с Международной космической станцией.

Антенны и якоря
Антенны и якоря

А потом, после появления наземного НИПа (Научно-измерительный пункт  — пункт контроля и управления космическими аппаратами) в Калининградской области НИС стал не нужен, и над ним нависла угроза разделить судьбу остальных кораблей космического флота.

Аланг (Индия ). На переднем плане флагман космического флота СССР судно "Космонавт Юрий Гагарин", частично распиленное на металлолом, а за ним в очереди ждет своей участи второе по величине судно космического флота "Академик Сергей Королев".
Аланг (Индия ). На переднем плане флагман космического флота СССР судно "Космонавт Юрий Гагарин", частично распиленное на металлолом, а за ним в очереди ждет своей участи второе по величине судно космического флота "Академик Сергей Королев".

Борьба ветеранов советского космического флота за спасение НИС "Космонавт Виктор Пацаев" от этой участи и превращение его в музей космического флота продолжается уже не один год - с того времени, когда стало известно, что НИС КВП прекращает свою работу в качестве НИП . С ее хроникой можно ознакомиться здесь.

Хочется верить, что борьба эта в итоге увенчается успехом - не заслужили ни космонавт Пацаев, ни космический флот участи, постигшей остальные корабли космической службы.

Ну и рассказав о корабле, несправедливо будет не сказать хотя бы кратко о человеке, именем которого он назван.

Виктор Пацаев родился 19 июня 1933 в городе Актюбинске в Казахстане. В 6 лет пошел в школу. Первый класс окончил с похвальной грамотой. Когда началась война, отец, Иван Пантелеевич, добровольцем ушел на фронт и погиб в октябре 1941 года в боях под Москвой.

После войны Пацаевы переехали в Калининградскую область, где Виктор закончил среднюю школу.

Виктор Пацаев - крайний слева
Виктор Пацаев - крайний слева

Сам Виктор о школьных годах писал так:

«Учился до старших классов нормально, по всем предметам ровно. Сохранились даже похвальные грамоты. А вот в старших классах стал избирательно подходить к наукам. Заинтересовали математика, физика, астрономия. Полюбил черчение. Наверное, это и определило то, что я стал инженером. Помню, как мы с ребятами из набора линз сделали какое-то подобие телескопа. Получилось. Правда, примитивный телескоп вышел, но мы были рады: звезды к нам вроде стали ближе».

После окончания школы Виктор подал документы в Московский геологоразведочный институт на факультет аэрофотосъёмки. Он сдал все экзамены, но не набрал нужного количества баллов, и ему предложили перевестись в Пензенский индустриальный институт. В июне 1955 года защитил на отлично дипломный проект на тему «Разработка гармонического анализатора функций». По распределению был направлен в Центральную аэрологическую обсерваторию Гидрометеослужбы СССР, где уже через год стал старшим инженером отдела исследований верхних слоев атмосферы. Работая в ЦАО (удивительно, но это мое второе место работы, но я до этого момента не знала, что Виктор Иванович тоже работал там) разработал ряд аэрологических приборов для метеорологических ракет.

Работая в обсерватории, Пацаев одновременно учился в аэроклубе. В 1958 году перешел на работу в Конструкторское Бюро Королева. И Королёв его очень ценил. «Учитесь терпению у Пацаева», – говорил Главный конструктор.

К середине 1960-х годов встал вопрос о подготовке к космическому полёту, помимо военных лётчиков, гражданских инженеров. Заявление с просьбой о зачислении в отряд космонавтов подавали многие. Работавший в КБ Королёва Пацаев обратился непосредственно к нему:

«Прошу Вашего разрешения и ходатайства о включении меня в группу подготовки к космическим полетам. Участие в разработке бортовых приборов для различных изделий нашего предприятия стало для меня профессией. Буду счастлив принять непосредственно участие в летных испытаниях нашей техники и великом деле освоения космоса. Готов изучить аппаратуру всех систем корабля и тем самым стать полезным участником космического полета. Очень надеюсь, Сергей Павлович, на ваше доверие и помощь»

Виктор Пацаев оказался в числе тех немногих, кто смог пройти все жёсткие медицинские тесты. Желание полететь в космос у него было огромным:

Я конструктор. Хочу проверить и исследовать бортовые системы различных классов и уровней, а они становятся все сложнее прямо в эксплуатации, в полете. За этим и лечу. Думаю, справлюсь. Готовили меня к этому основательно, теоретически и практически: в школе, в институте, на работе и вот здесь в нашем отряде…

В августе 1967 года Виктор Пацаев был включён в группу кандидатов в космонавты по программе «Н1-Л3» – советской программе полёта на Луну. В первые месяцы он проходил общекосмическую подготовку, а в 1968 году был официально включён в отряд гражданских космонавтов.

В 1969–1970 годах Пацаев был бортинженером «лунного» экипажа в программе «Контакт» – отработке в земных условиях стыковки кораблей, отправляющихся на Луну. В экипаж вместе с Пацаевым входили Лев Воробьёв и Пётр Климук. Но СССР проиграл «лунную гонку», и программу пилотируемых полётов на Луну стали сворачивать.

На тренажере, имитирующем кабину космического корабля
На тренажере, имитирующем кабину космического корабля

Виктора Пацаева перевели для подготовки по принципиально новой программе – полёт на долговременной орбитальной станции. Казалось, что до реального полета в космос еще далеко, но судьба распоряддилась иначе.

Задачу покорения непослушной станции «Салют» - первыму экипажу, посланном на станцию, попасть на нее не удалось - поручили экипажу «Союза-11» в составе Алексея Леонова, Валерия Кубасова и Петра Колодина. Добровольский, Волков и Пацаев были назначены экипажем дублёров. Их полёт был впереди, и они спокойно готовились. В июне 1971 года основной и дублирующий экипажи «Союза-11» вылетели на Байконур.

Советские космонавты (слева направо) Владислав Волков, Георгий Добровольский и Виктор Пацаев на космодроме Байконур 1971 г. Источник фото: Александр Моклецов, РИА Новости
Советские космонавты (слева направо) Владислав Волков, Георгий Добровольский и Виктор Пацаев на космодроме Байконур 1971 г. Источник фото: Александр Моклецов, РИА Новости

"Я только провожу ребят, и назад", - сказал жене Владислав Волков. Но на предполётном осмотре у Валерия Кубасова врачи обнаружили затемнение в лёгком. Государственная комиссия всего за несколько часов до старта, такого никогда больше не было в истории отечественной космонавтики, приняла решение заменить основной экипаж на дублёров. Командир основного экипажа Алексей Леонов был против, предлагая заменить Валерия Кубасова в основном экипаже на Владислава Волкова, однако с этим был не согласен и сам Волков, и его товарищи. В итоге экипаж дробить не стали, и на орбиту отправились дублеры.

Георгий Добровольский, Виктор Пацаев, Владислав Волков  перед стартом
Георгий Добровольский, Виктор Пацаев, Владислав Волков перед стартом

Какие они все трое на этом фото счастливые...

Экипажу «Союза-11» удалось пристыковаться к «Салюту-1» и приступить к работе на станции. Полёт проходил сложно, был целый ряд неполадок, однажды экипажу пришлось даже тушить возгорание. Виктор Пацаев и его товарищи, первыми работавшие на станции, записывали свои замечания по тому, как улучшить условия жизни на орбите. Их дневники в будущем помогут внести серьёзные коррективы в конструкции будущих станций.

На борту станции провёл большой комплекс научных исследований. Виктор Пацаев первым провел астрономические наблюдения выше атмосферы Земли. 19 июня 1971 года Пацаев отметил на борту станции свой 38-й день рождения. В подарок от экипажа получил луковицу и лимон, контрабандой пронесённые на борт корабля Владиславом Волковым.

Но экипажу не суждено было вернуться на Землю живыми. Расследование показало, что при разделении бытового отсека и спускаемого аппарата на высоте 170 километров произошло несанкционированное открытие воздушного клапана, в результате чего произошла разгерметизация, и через несколько десятков секунд давление в спускаемом аппарате упало до нуля. Пацаев, Волков и Добровольский попытались устранить неисправность, но им не хватило времени.

Начиная с кораблей серии «Восход» советские космонавты не использовали скафандры  – инженеры были убеждены, что разгерметизация практически невозможна. Вновь в скафандрах космонавты будут летать после гибели экипажа «Союза-11».

Последнее интервью Виктора Пацаева:

– Виктор, что Вы делали в последние дни в Москве?
В.И.Пацаев: Готовился к предстоящему полёту. Дома – ничего особенного. Поздравил сынишку и дочурку с успешным окончанием учебного года. Сын Дима, дочь Светлана, 13 и 9 лет. Закончили хорошо, молодцы, я ими доволен. Съездили, отдохнули в один воскресный день на территории Пироговского водохранилища. Рыбу половили немножко на удочки. Больше свободного времени не было.
– А что читали?
– Попался прекрасный сборник стихов. Мне многие писатели и поэты нравятся. В детстве увлекался Джеком Лондоном, стихи Лермонтова любил. Много знал наизусть. Люблю наших классиков, фантастику: рассказы Станислава Лема, братьев Стругацких, Артура Кларка.
– Спортом до того, как начать подготовку к полёту, серьёзно не занимались?
– Занимался. Не профессионально, но много. Помногу ходил на лыжах. Ездил на рыбалку, на охоту. Занимался фехтованием, стрельбой, многими видами спорта.
– Ваши родные знают, что Вы летите?
– Мать, жена – да. Больше никто. Дети не знают, для них это будет неожиданностью.
Виктор Пацаев с дочерью Светланой
Виктор Пацаев с дочерью Светланой

К огромному сожаленью, неожиданностью стал не только успешный длительный полёт на орбитальной станции - самый длинный полет в космосе на тот момент - но и трагедия во время возвращения.

Похороны погибших космонавтов
Похороны погибших космонавтов

Урны с прахом трех членов экипажа захоронены в Кремлевской стене.

"В наших жилах -
кровь, а не водица.
Мы идем
сквозь револьверный лай,чтобы,
умирая,
воплотиться
в пароходы,
в строчки
и в другие долгие дела."

Портрет Виктора Пацаева, который написал Алексей Леонов после гибели экипажа "Союз -11".
Портрет Виктора Пацаева, который написал Алексей Леонов после гибели экипажа "Союз -11".

Сестра Виктора Галина написала о нем книгу .

-15

Я считаю, что если НИС "Космонавт Виктор Пацаев" пустят "на иголки", это будет страшная несправедливость и в отношении памяти Виктора Пацаева, и нашего космического флота, и даже просто туристов - никто не сможет больше увидеть этот удивительный объект.

Спасибо, что прочли.

С уважением, @maksina

Причал у Музея Мирового Океана (Г.Калининград)
Причал у Музея Мирового Океана (Г.Калининград)

При подготовке публикации использованы материалы АиФ и сайта ветеранов флота космической службы.