Найти тему

What The Fact. Да кому нужна эта ваша медиаграмотность?!

С 2012 года последняя неделя октября объявлена Юнеско Глобальной неделей медиаграмотности. Команда проекта «.три.точки. Знай, что смотришь» решила использовать этот повод для того, чтобы в прямом эфире обсудить с медиаэкспертами из разных стран наболевшие вопросы о медиаграмотности, контраргументы скептиков и понять зачем же нужно разбираться в том, какую информацию потреблять.

Своим мнением в эфире поделились:

Алена Романюк — редактор и создатель информационного проекта «По той бik новин» (Украина)

Ксения Лученко — журналист, заведующая кафедрой теории и практики медиакоммуникаций Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и госслужбы, методист проекта «Как читать медиа» (Россия)

Ширин Аманбекова — проектный ассистент Центра поддержки СМИ. У центра есть проект о важности критического мышления и медиаграмотности на 5 языках Центральной Азии mediasabak.org. (Кыргызстан)

Алена Талалаева — руководитель проекта Media IQ (Беларусь).

Алена Романюк

Получился информационный вакуум, когда был огромнейший запрос на информацию, а официальной и достоверной информации не было, не было достаточного количества исследований, не было хорошего объяснения врачей, о том, что случилось. Не было достаточного количества коммуникации со стороны госорганов, со стороны Всемирной организации здравоохранения, которая меняла свои тезисы, то надо маски, то не надо маски. А люди все равно найдут решение, они все равно найдут ответы на свои вопросы и получается целая куча диванных экспертов, блогеров и псевдоблогеров, которые начали на этой теме паразитировать и наращивать свою аудиторию

Ксения Лученко

Распространение фейков — это абсолютно не рациональные действия. Вот эта пересылка фейка в WhatsApp массовая — это некоторая форма социальной коммуникации, то есть люди пересылают это, как желание сделать что-то хорошее, как какой-то эмоциональный посыл. Почему они не пишут сами, а пересылают что-то чужое, потому что люди склоны больше верить тому, что некоторые эксперты, некие люди распространили, нежели то, что думают или чувствуют они сами. Фейк— это очень сложное явление, у которого очень много нерациональных факторов и их изучить довольно не просто, но сейчас благодаря инфодемии, эксперты, исследователи получили огромный объем, массив данных, который с разных сторон изучают. Среди причин: паника, тревога, желание взаимодействия и контакта, повышение собственной значимости. И вреда от фейков тоже очень много.

Человек имеет право на своей страничке распространять все, что угодно и репостить все, что угодно. Это базовый принцип свободы слова. Человек может верить в фейки, в барабашку, в макаронного монстра, он имеет право репостить все, что хочет. Конечно, если в комментариях пишут: «фейк», «фейк», «фейк», а он говорит, ну и что, мне нравится, да он имеет право на это. Тут вопрос читателя, а не распространителя. Мы безусловно можем заниматься просвещением, почему распространять и репостить фейки вредно, рассказывать почему это опасно, почему лично ему от этого не очень хорошо и как он живет в этом страшном фэнтезийном мире фейков, где кругом заговор и война. Я бы отстаивала право людей публиковать фейки в широком смысле слова, потому что обратная сторона — это цензура. В наших странах с нашей историей и политическими режимами, лучше пусть репостят фейки, чем людей за них сажают.

У нас нет жесткого определения, что считать фейком, что не считать, у нас ведь есть вот эти принятые все градации степени фейковости, когда иногда шутку принимают за фейк, иногда это кликбейтный заголовок, когда заголовок не относится к новости, но сами по себе и заголовок и новости правдивы. Иногда это бывает добросовестное заблуждение журналиста. У нас нет рычага стопроцентного отделения фейка от не фейка. Вот, например, если мы все тексты про альтернативную медицину или альтернативную науку запрещать будем, это же формальный подход, что можно, а что нельзя или тексты, которые описывают, какой-то другой опыт, то есть это уже неконтролируемая ситуация. И вот риск, который существует в Беларуси, когда все уходит в Telegram, где половина каналов анонимны, то очень легко создавать фейки для политических манипуляций и когда это вообще выходит за рамки какого-либо легального, то вообще не разберешь, где фейк, а где правда, это фейк или ошибка или вброшено в чьих-то интересах.

Ширин Аманбекова

Одно дело, когда люди пересылают фейки, но другое, когда это блогеры и активисты, у которых аудитория несколько тысяч человек. Это еще опасней, когда они распространяют. У нас был случай, когда блогеры распространили в соцсетях о методе применения нетрадиционной медицины — хиджама (кровопускание) против Covid-19. И пошел спрос на данную процедуру, когда люди без предписания врача делать хиджаму. Это чревато последствиями, вот как раз в таких случаях медиаграмотность важна.

Алена Талалаева

Медиаграмотность влияет на те решения, которые люди принимают в семье, в обществе и на законодательном, в том числе уровне, потому что законы творят тоже люди. Выпустить тот или иной продукт решают тоже люди, как к чему-то отнестись, как за что-то проголосовать решают тоже люди. И вот это фоновое состояние потребления информации неосознанно или осознанное очень влияет на все сферы нашей жизни, поэтому я считаю, что медиаграмотность очень нужна. У нас такая ситуация, что как «старшеклассник получил в руки ядерный реактор», то есть у нас доступ к технологиям, очень большое проникновение всего этого, но при этом, когда нет навыка, как осознанно с этим обращаться, то может наступить хаос, который может принести дискомфорт, который где-то и навредит.

Люди, которые постят ересь, они же сами в это верят, они же думают, что делают лучше, распространяя информацию. Просто надо себе в этом признаться, что так есть, некоторые люди заблуждаются. Нам, тем людям, которые занимаются медиаграмотностью стоит работать также с инфлюенсерами, потому что это такая почва плодотворная. Люди, которые влияют на других людей, вот с ними работать, чтобы они стали более медиаграмотными, чтобы они могли использовать эти знания для себя, а также работать с аудиторией, чтобы они могли отличать факт и мнение о чем-то.

#Internews #EUForeignPolicy #знайчтосмотришь

Подпишитесь на .три. точки. в социальных сетях

· Facebook

· Instagram

· Telegram

· YouTube

· Vkontakte