Все знают фразу Сталина: «У меня других писателей нет!» Не все знают, что ничего подобного Сталин никогда не говорил, а фразу придумал и приписал «вождю народов» в 1997 году писатель Анатолий Рыбаков, один из тех, о ком якобы и говорил Иосиф Виссарионович.
Тем не менее фраза соответствовала настроениям того времени и стала крылатой, хоть и была фальшивой. Сколько таких фальшивок до сих пор гуляет по общественному сознанию!
Нынче же на дворе XXI век, и давно пора эту цитату модернизировать… В духе эпохи всеобщей визуализации. Похоже, скоро это сделает французский президент Макрон, ибо ему не остается ничего иного, как воскликнуть: «Других художников у меня нет!» И поверьте, с его стороны это тоже будет, скорее, комплимент, чем негодование.
Мы могли бы ему возразить: «Месье Эммануэль, в паре километров от вашего дворца, через парк Тюильри, расположен музей Лувра. А вы говорите, других художников у вас нет!» Но проблема в том, что те художники вряд ли согласились бы выполнять политические заказы Елисейского дворца, тем паче такие скабрезные и примитивные. Да и художников нынче (по крайней мере, тех, что умеют рисовать, а не создавать провокации) практически не осталось. Так что прав Макрон: нет у него никого кроме… карикатуристов из скандального журнала Charlie Hebdo.
Вот уж где провокация сидит на провокации и провокацией погоняет! Сами горе-художники за это не раз уж поплатились (мы помним известные трагические события), но их ничто не останавливает. Даже угроза совершения теракта! А что делать, если по-другому рисовать они не умеют? Да и эпатажная слава, хоть и на крови, тоже ведь слава. И ее можно монетизировать. В общем, процесс политических «художеств» только набирает обороты благодаря двум обстоятельствам. Невзыскательность европейской публики – раз. Крайняя вспыльчивость публики восточной – два. Если б не было обстоятельства второго, вкусы европейцев не исправились бы, это точно. Но зато наверняка карикатуры на «восточную тематику» перестали бы появляться в печати. А так чем яростней на них реакция, тем дороже картинки в цене!
Значит, подобные карикатуры нужны обеим сторонам…
А недавно появилась и третья, которая тут же поспешила стать первой – согласно своему высокому положению.
Президент Макрон из убийства учителя Самюэля Пати, показывавшего своим малолетним ученикам карикатуры из Charlie Hebdо, решил сделать глобальную политическую инсталляцию. Учитель не в Сорбонне и не на курсах «информационных бойцов», а в школьном классе решил посмеяться над чужой религией. И называл это курсом о свободе слова!
Макрон тоже решил прикрыться этой «свободой». Видать, она велика и растяжима. Но не до такой же степени! Эммануэль сделал Пати посмертно кавалером Почетного легиона и иконой либерализма. Карикатуры, которые учителя и убили, не запретил, а… приказал собрать в одну книгу, издать ее миллионными тиражами и распространить по всем школам Франции. В принудительном порядке.
Мало того, Макрон счел трагический повод подходящим, чтобы заявить «о кризисе ислама во всем мире». В общем, совсем нетрудно было предугадать эмоциональную – и это еще мягко сказано! – реакцию Эрдогана. Как недолго пришлось ожидать и новых карикатур уже на турецкого президента все в том же Charlie Hebdo. Конвейер «художеств» от политики набирает обороты!
Правда, несколько однобоко, поскольку у Эрдогана нет таких художников и ему остается лишь канцелярским путем возбуждать судебные иски. Или призывать к бойкоту французских товаров.
Для чего же Макрон подыграл горе-карикатуристам? Скорее, наоборот, это они подыграли ему… Вернее, своей «мазней» подмазали ему старт будущей президентской кампании. Ведь переизбраться на ругани куда проще, чем на позитиве. Последний-то еще отыскать нужно…
Вадим Елфимов