Картина Фёдора Решетникова, созданная в 1952 году, хрестоматийно появляется в обучающем материале. Не все, однако, знают, что история печального двоечника лишь часть трилогии, рассказанной художником о поколении таких разных советских детей.
Пожалуй «Опять двойка» сейчас самая популярная из всех трех работ, она является неким художественным афоризмом, о ней знают почти все. Но две другие работы – «Прибыл на каникулы» и «Переэкзаменовка» тоже готовы поведать зрителю свои истории. У всех трех работ (помимо сюжета) прослеживается интересная связь.
Картина «Прибыл на каникулы» одарена самым веселым настроением из всей тройки. На ней мальчик, ученик суворовского училища в момент приезда домой, где он проведет новогодние праздники вместе с семьей. На заднем плане сестра героя уже украшает елку к предстоящему торжеству, а единственный на картине взрослый – дедушка – весело принимает рапорт о прибытии суворовца.
Исследователи, однако, увидели в сюжете довольно печальную нотку. Тот факт, что на картине нет родителей и мальчик «выбрал» себе тяжелый путь службы, возможно, говорит о сиротстве. В послевоенное время, детям, оставшимся без родителей, Суворовское училище было самой подходящей дорогой.
И все же, работа полна радостного праздничного ожидания, и именно она украшает стену в комнате с другим учеником – героем картины «Опять двойка». В этом случае суворовец нерадивому школьнику служит напутствие, неким идеалом, к которому надо стремиться.
Кстати эту же мысль автор подкрепляет композицией: фигуры всех людей в комнате образуют некий треугольник, вершина которого указывает на настенный календарь с репродукцией картины «Прибыл на каникулы», делая ее символической целью.
Ну а в качестве устрашающего примера, репродукция работы «Опять двойка» появляется в еще одной части трилогии - картине «Переэкзаменовка». Это летнее произведения, дышащее зноем и беззаботным детством – для всех, кроме несчастного героя, вынужденного готовится к проваленному ранее экзамену.
Кстати, не только репродукция на стене соединяет две работы, для обеих позировал один и тот же ребенок, и возможно, речь идет об одном и том же герое. Но действие «Переэкзаменовки» происходит в сельском доме.
Автор делит пространство на две части: одна – солнечная и беззаботная, с детьми, зовущими героя играть, вторая – сдержанная и более темная, прячущая мальчика в серьезности задумчивого полумрака. Маленький герой никак не может сосредоточиться на вынужденном неприятном занятии.
Все три работы Решетникова являются высокохудожественными, достойными проявлениями талантов советского искусства. Согласны?