Найти в Дзене

Что такое фаер-шоу и кто такие артисты оригинального жанра? История появления и развития театров огня.

Оглавление
Театр Идей "Inachis-io.band", фото Варвара Пономарева
Театр Идей "Inachis-io.band", фото Варвара Пономарева

Сегодня сложно найти человека, который бы никогда не слышал про фаер-шоу или не видел его. Как минимум вы точно встречали уличных артистов, крутящих огненный реквизит, демонстрирующих разные трюки с его помощью, или глотающих и выдувающих пламя. Их можно особенно часто увидеть на приморских набережных в сезон, на центральных улицах и в скверах городов во время городских праздников и гуляний, и в качестве яркого оформления выступлений музыкантов во время фестивалей. Иногда они выступают в одиночку, но как правило объединяются по двое или образуют небольшую творческую команду.

А вот зрителем постановочных, масштабных и действительно зрелищных коммерческих огненных шоу можно стать уже только на частных вечеринках (свадьбах, юбилеях) или корпоративных мероприятиях. Тут уже зависит от предпочтений зрителя – варианты доступны на любой кошелек и практически на любой вкус.

Такие шоу исполняются коллективом из артистов, который традиционно называют «театр огня». Особенно неотразимо фаер-шоу смотрятся в ночное время, когда темно. Создают их коммерческие коллективы, предлагающие на рынке event-индустрии свои авторские огненные и световые шоу.

Что касается световых шоу, о них планирую написать отдельную статью. А в этой расскажу про фаер-шоу.

Людей танцующих и демонстрирующих трюки с одним или несколькими видами огненного реквизита, обычно называют фаерщиками (от англ. Fire - огонь), спиннерами(от англ. spin - вращение) или просто артистами оригинального жанра. В современном мире они представляют собой отдельную субкультуру и сообщество со своими обычаями, традициями и языком (профессиональным жаргоном). Еще среди зрителей их называют смельчаками и безбашенными, особенно тех, кто глотает и выдувает (бризит) огонь.

Театр Идей "Inachis-io.band", бризинг, фото Варвара Пономарева
Театр Идей "Inachis-io.band", бризинг, фото Варвара Пономарева

А ведь всего лет 20-30 назад это было редкое и далеко не такое развитое в плане техники владения реквизитом искусство, как сейчас. Сейчас спиннерское сообщество растет и активно развивается, появляется все больше мастеров и тематических школ, много интересных блогов и ресурсов в интернете с тематическими видео выступлений, тренировок и обучалок. В одной из следующих статей расскажу про некоторые из них подробнее.

Да и технические возможности в последние годы шагнули далеко вперед, и технический прогресс способствовал появлению в этих театрах шоу с причудливыми светодиодными костюмами для артистов и световым реквизитом, создающим в движении красивые рисунки. В холодное время года и в формате закрытых помещений (к примеру, клубные вечеринки) такие шоу являются прекрасной альтернативой огненным.

Что же такое оригинальный жар и какие артисты в нем выступают?

Оригинальный жанр– это публичное представление, включающее элементы театра (сюжет, актерская игра, интерактив со зрителем) и демонстрацию трюков с различным реквизитом. Задача артиста, работающего в этом жанре, вызвать во время представления у зрителя яркие эмоции, такие как: удивление, страх, смех, радость, восторг. Именно поэтому артисты оригинального жанра обычно демонстрируют какие-либо сверхвозможности человека и поэтому к ним относят акробатов, жонглеров, воздушных гимнастов, иллюзионистов и пародистов, а также клоунов и дрессировщиков, создающих номера, поражающие зрителя своей необычностью или сложностью. В основном они выступают на эстраде и в цирке.

Трудно сказать, когда появились первые артисты этого жанра, развлекавшие публику сначала за еду, а позже за вознаграждение в виде звонкой монеты. Но совершенно точно можно сказать, что много веков назад, потому что именно они заложили основу всех сценических видов искусства, в том числе театра, балета, оперы и др.

К этой же категории относят и артистов, выступающих с фаер-шоу.

Расскажу подробнее про театры огня.

Любой уважающий себя и рассчитанный на коммерцию театр огня покажет вам шоу в красивых авторских костюмах, со сменой сольных и групповых номеров, нередко объединенных одним сюжетом, с использованием различного огненного реквизита, пиротехники, а также спецэффектов в виде огненных пушек, пирофонтанов, огнеметов и цветного дыма.

Одно шоу часто предлагается в нескольких вариантах от базового до вип, или премиум, в зависимости от количества артистов, длительности, спецэффектов и дополнительных «вау» опций. Из всех этих составляющих складывается цена. Cамих шоу-программ в одном коллективе как правило несколько, чтобы у клиента был выбор.

Это возвращаясь к теме любого кошелька и вкуса в начале статьи.

Шоу-проект "FireFox", огнемёт, 1-ый Королёвский фестиваль огня, фото Анна Саблина
Шоу-проект "FireFox", огнемёт, 1-ый Королёвский фестиваль огня, фото Анна Саблина

Про реквизит.

Это предметы определенной конструкции, снабжённые фитилями, которые замачивают в горючей жидкости и поджигают перед выступлением. Реквизит для выступлений с огнем называют «боевой», для тренировок, соответственно тренировочный. Существует некоторый набор относительно стандартного реквизита. Основные виды стандартного реквизита: пои и некоторые их разновидности, стаффы, веера, даблы, чаши, факелы, обручи, роуп-дартс, палмы-торчи, куб, огненные мечи. У многие театров в арсенале есть и свой уникальный реквизит. Это могут быть огненные декорации, огненные костюмы и другие конструкции.

Если коллектив достаточно масштабный и раскрученный и в нем есть профессиональные пиротехники, тогда вам предложат еще и шикарный фейерверк под музыкальное сопровождение в финале.

Все это, конечно, строго с соблюдением правил техники безопасности. Потому что чревато ожогами, если эти правила не соблюдать. О ТБ и полезных мелочах для фаер-шоу тоже расскажу отдельно в следующих статьях.

Шоу-Проект "Lando's Band", 1ый Королёвский фестиваль огня 2020, фото Лара Хаметова
Шоу-Проект "Lando's Band", 1ый Королёвский фестиваль огня 2020, фото Лара Хаметова

История возникновения огненного шоу не менее интересна, чем само представление.

Огненными представлениями развлекали зрителей еще в Древнем Вавилоне и Египте. Даже в средние века, когда церковь активно боролась с уличными артистами, то, что мы сегодня называем фаер-шоу, было обязательной частью предпасхальных карнавалов.

Огненное шоу зародилось много сотен лет назад в далекой Новой Зеландии, среди жителей племени Маори. Они были первыми, кто начал выступать с таким реквизитом, как «пои». В буквальном переводе слово «пои» означает маленький мешочек на веревочке. Традиционно они изготавливались из натурального волокна, который изнутри укрепляли стеблем.

Женщины племени Маори танцуют с пои. Фото khaosproductions on Visualhunt /  CC BY-NC-ND
Женщины племени Маори танцуют с пои. Фото khaosproductions on Visualhunt / CC BY-NC-ND

Интересно, что изначально пои не были развлекательным инструментом и никак не соотносились с огненной стихией – воины использовали их для упражнений при подготовке к бою. А женщины использовали их для ритуальных танцев, во время которых они пели и динамично раскручивали их на своеобразный манер.

Но танцы с огненными элементами, у народов, населяющих Новую Зеландию и окрестные территории, все же, были. Например, ученым хорошо известен традиционный народный танец племен Самоа под названием «Айлао» и исполнявшийся с огненными ножами. Он представлял собой демонстрацию боевых и охотничьих навыков.

Cередина ХХ века стала буквально переломной для этого вида искусства – когда Летули Оло Мисилаги в 1946 году решил добавить огненные элементы в традиционный танец с оружием, чтобы разнообразить его. Во 2ой половине XX века эти движения переняли артисты из бродячих австралийских цирков, которые заменили льняные веревки металлическими цепями, а вместо мешочков с камнями закрепили фитили, которые вымачивали в горючем и поджигали. Появились танцы с огненными пои и посохами (стаффами) под бой барабанов и бубнов.

С бродячими артистами цирка эти танцы с огнем попали в Европу и Америку. И вроде бы именно на Гавайях необычайная популярность огненных посохов и пои вдохновила мастеров на создание такого необычного огненного реквизита, как веера, кнуты, зонтики и пр.

Шоу-Проект "Феникс", флоу-артc фестиваль "Amber", фото Анна Саблина
Шоу-Проект "Феникс", флоу-артc фестиваль "Amber", фото Анна Саблина

Философию фаер-шоу позитивно приняла расцветавшая тогда по всему миру субкультура хиппи. Примерно тогда же огненный танец и приобрел название "фаер-шоу" и началась официальная история огненного танца в том виде, каким мы видим его сейчас.

Но массово танцы с огнем распространились разным странам и континентам сравнительно недавно – в начале 1990-х годах. С этого времени они стали обычным явлением на пляжных вечеринках, городских гуляниях и различных торжественных мероприятиях.

В конце XX века этот вид искусства кроме физической направленности стал обретать философский смысл единения со стихией и примерно тогда же искусство владения реквизитом начало активно развиваться по всему миру и появилось такое понятие, как Flow arts ("потоковые искусства", "искусства потока") – разновидность оригинального жанра, объединяющая в себе множество направлений, сосредоточенных на гармоничном движении с одним или несколькими предметами (которые часто называют инструментами или реквизитом). К таким направлениям можно отнести пои, стаффы, хулахупы, кубы, роуп дарты, и многие другие.

Флоу артист (flow artist) – это человек, который практикует манипуляции и гармоничные движения с этими предметами и может входить в медитативное ментальное состояние, называемое "поток".

Флоу артс можно представить себе как смесь разных видов подвижных искусств: танца, цирка, боевых искусств и фаер-шоу.

Современное искусство манипуляций с пои (или поинг) – это динамичный спорт, танец с контактным жонглированием и очень эффектное зрелище. Но также это необычный и интересный способ всегда быть в форме. Потому что (Внимание!) – кручение пои не только благотворно влияет на осанку, но и развивает логическое и пространственное мышление, улучшает концентрацию внимания, зрение, координацию движений, а также развивает моторику и быстроту реакции, приводит к равновесию все энергетические центры, полушария мозга и активизирует их. Это справедливо не только для поинга, но и для другого реквизита. Хотя для пои в большей степени, из-за их конструкции, позволяющей придумывать и осваивать неисчислимое множество элементов и связок с ними.

Театр огня Scarlet Griffin и пои, 1ый Королёвский фестиваль огня 2020, фото Анна Саблина
Театр огня Scarlet Griffin и пои, 1ый Королёвский фестиваль огня 2020, фото Анна Саблина

Современные «укротители огня» устраивают великолепные представления и продают целые шоу программы, используя различные виды огненного реквизита, а также, добавляющие зрелищности и эффекта удивления и восторга, пиротехнику, огнеметы, цветной дым. Существуют и коллективы, которые разыгрывают целые театральные представления с оригинальным сценарием, где танцы и другие манипуляции с огнем являются частью сюжета. Но об этом я уже писала выше.

Почти в каждом крупном городе России есть хотя бы один театр огня. Чем больше город – тем больше в нем подобных коллективов, которые хотя и являются конкурентами на рынке event-индустрии (особенно будучи коллективами одного города), но с интересом следят за развитием друг друга, встречаются на тематических фестивалях, часто учатся у одних преподавателей онлайн и офлайн. Вся эта тусовка образует довольно крупное сообщество.

Постановка огненного шоу.

Профессиональное, зрелищное и запоминающееся фаер-шоу – это огромный труд. Здесь и умелая работа с реквизитом, и четкое соблюдение ряда правил технической безопасности, и постановка самого номера, и долгие часы тренировок. Иногда огненное шоу представляет собой не просто множество профессионально выполненных трюков, а целые постановки, имеющие свой сюжет – то есть завязку, развитие и кульминацию. И здесь все ограничивается лишь техническими возможностями и фантазией мастеров, работающих с огнем.

Большинство театров огня в рамках одного шоу в основном ставят групповые номера с не слишком сложными элементами и связками. Просто потому, что тогда ввести в постановку нового артиста в случае замены в таком номере можно гораздо быстрее, чем в сложную. И во многих коллективах есть солирующие артисты-мастера, которые с легкостью импровизируют и выступают со сложными постановочными номерами, демонстрируя при этом очень высокий уровень владения реквизитом, который является результатом долгих, упорных и многолетних тренировок.

Сегодня по всему миру существуют тысячи команд, занимающихся танцами с огнем. Все эти люди, как и древние племена, увлечены укрощением одной из самых опасных стихий – огня. Я также являюсь участницей одной из таких команд. И на этом канале мне бы хотелось рассказывать о том, что связано с тематикой огненного и светового шоу, и делиться новостями про школы, мастеров, актуальные события, чтобы больше нести это искусство в массы. Поверьте, интересного много!

Понравилась статья? Интересно продолжение?

Ставьте лайки и обязательно подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить свежие статьи.