Говорю от имени крупного сетевого ритейлера в Санкт-Петербурге.
Градус раздражённости населения из-за введения не всем понятных ограничительных мер зашкаливает уже не первый месяц. Некоторые потребители впадают в ярость, услышав просьбу о применение средства индивидуальной защиты в помещении магазина, кричат и топают ногами. Иногда доходит до физического конфликта.
Хочется обратиться к потребителям: Ребята! Давайте жить дружно! Сотрудники магазинов и сферы услуг, а также их руководство, душой с вами! Всё понимаем.
Но постарайтесь нас понять и вот почему:
Как мы все знаем 02 апреля 2020 года Президентом РФ Путиным В.В. был принят Указ № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
Ещё при получении QR-кода в СПб ГКУ «ЦРПП» в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» ответственная за QR-коды организация недвусмысленно дает понять, что утвержденные стандарты безопасности необходимо неукоснительно соблюдать под угрозой применения в предпринимателю жестких штрафных санкций.
Какие же штрафные санкции приготовлены государством для бизнеса за «неношение» посетителями масок и перчаток?
До апреля 2020 года в Кодексе об административных правонарушениях РФ существовала статья 6.3. (Нарушение законодательства в области обеспечения санэпид благополучия населения), штраф для юрлиц по части второй – от 200 000 до 500 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток. Но нужно сказать, что данная статья подлежит применению при нарушении конкретного предписания гос. органа или, к примеру, в период режима чрезвычайной ситуации и так далее, то есть при введении более жестких мер, связанных с реальной угрозой.
01 апреля 2020 года КоАП РФ был дополнен новой статьей 20.6.1. - Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации. По этой статье сейчас суд по протоколу компетентного органа может выписать юрлицу штраф от 100 000 до 300 000 деревянных за каждый эпизод. То есть если при проверке в помещение магазина зайдет и не будет выгнано два человека не по форме - без масок и перчаток, то за каждого штраф по сотне.
Такие штрафы могут очень быстро разуть бизнес до гола. Многие сотрудники подписали обязательства перед работодателями соблюдать правила поведения при введении режима повышенной готовности, следить за их соблюдением посетителями и обязались солидарно понести наложенную на работодателя ответственность. То есть, в конечном итоге, на пропустившего в магазин покупателя без СИЗов работника может лечь весь груз материальной ответственности по штрафам. (по аналогии со штрафами за продажу алкоголя несовершеннолетним). Но от этих мер интереснее вести бизнес не становится. Мало у кого из продавцов - консультантов зарплата больше 100 000 рублей. Да и по трудовому законодательству с заработной платы работника не может быть удержано больше 50 %. И обдирать собственных работников за то, что они не встали грудью на защиту таких отмороженных гос. мер, кармически не верно, мы считаем.
Но народ продолжает периодически осыпать бедных работников магазинов и салонов проклятиями, как будто они что-то могут изменить.
Как поступить с лицами, отказывающимися в помещении магазина или любом другом, надевать СИЗы? И вправе ли сотрудники вообще отказать потребителям в обслуживании?
Отвечаем сразу на второй вопрос – Да, вправе. Еще в мае 2020 года Роспотребнадзор РФ опубликовал разъяснения, согласно которым действия предпринимателей / их сотрудников по воспрепятствованию гражданам–потребителям в посещении торговых объектов без масок на лице и доступе в помещения не рассматриваются как действия, ущемляющие (нарушающие) права потребителей.
Как же поступить со скандальным потребителем без маски (или, к примеру, с натянутым на подбородок воротником)?
Еще в июне 2020 года сотрудниками одного из наших помещений было отказано в посещении без маски. При этом ему было предложено получить у нас маску и целлофановые пакетные перчатки бесплатно. Он не унимался и обратился в Роспотребнадзор по Санкт-Петербургу с жалобой, а до этого к нам с досудебной претензией. Переписка и далее проверка длилась все лето и осень))) Наша юридическая компания на аутсорсе готовила ответы на запросы Роспотребнадзора и все вопросы были решены, резюме одно – потребитель не прав.
Далее наши юридические юристы подготовили для всех сотрудников, имеющих дело с гражданами, своего рода дорожную карту / список ответов на частые вопросы потребителей, также была составлена памятка в формате А5 для граждан, угрожающих нам судами и адскими муками, в которой простым человеческим языком разъяснено с ссылками на статьи 10, 426 ГК РФ, статьи Закона о Защите прав потребителей и различные правила, что посещение торговых и помещений сферы услуг невозможно без маски, что жаловаться в Роспотребнадзор или Прокуратуру бесполезно, наоборот, можно получить штраф по ст. 20.6.1. КоАП РФ, и в случае обращения потребителя в суд, с него будут взысканы судебные издержки.
Эта же информация, но уже в формате покрупнее, размещена на стендах «Уголок потребителя» или, в некоторых случаях, для особо одарённых – на двери магазина.
Отмечу, что принятые меры помогли в 99 % случаев, так как есть еще, условно, потребители-госслужащие с «корочками», которым, как известно, закон не писан …