С первых строк сделаю поправку на то, что на момент написания обзора играю в третьих «Крестоносцев» пятый день. Обычно этого времени более чем достаточно, чтобы составить адекватное впечатление об игре и изложить его в виде спокойной, трезвой рецензии.
В случае Crusader Kings 3, игры масштабной и, не побоюсь этого слова, революционной, пяти дней беспощадно мало. Эта игра отправила в непредвиденный нокдаун, в котором нет ничего, кроме неподдельного геймерского восторга и ощущения, что великие замыслы разработчиков наконец реализовались.
Crusader Kings 2, за которыми я провел сравнительно много времени, при первом знакомстве такой бури эмоций не вызвали. Однако уже в первые часы, проведенные за второй частью, сложилось впечатление, что «Крестоносцы» представляют собой перспективное направление творчества Paradox. Территориальная «матрёшка» с несколькими городами, замками и храмами внутри каждой провинции идеально ложилась на феодальную лестницу с присущей ей сложной и запутанной системой отношений вассалов и сюзеренов. Другими словами, «Крестоносцы» имели одинаково мощные предпосылки для подлинной стратегической глубины и разнообразной, «вкусной» ролевой системы. А их удачное переплетение рождало игру со своим уникальным лицом и неповторимым стилем. Долгожданный релиз Crusader Kings 3 подтвердил эти положительные ожидания в полной мере.
Обзор получился большой. Поскольку CK3 одновременно является выдающейся стратегией и полноценной RPG, мне пришлось написать две рецензии на одну игру. Сперва я концентрируюсь на стратегических особенностях игры, затем – на ролевых, и наконец – на уникальном смешении этих жанров в последнем творении Paradox.
Стратегия.
Игра хронологически охватывает исторический период с 867 по 1453 г., а географически – пространство от Исландии до Монголии и от Скандинавии до Центральной Африки. Детализация карты по сравнению со второй частью заметно увеличилась. Баронства, ранее бывшие абстрактными владениями внутри графств, теперь действительно присутствуют на карте, имеют собственный рельеф, границы и выход к морю. С точки зрения наглядности игрового процесса и стратегического планирования это, несомненно, большая удача.
Основная фишка унаследована от Crusader Kings 2. Вы не играете за абстрактное государство или цивилизацию, как в сериях Europa Universalis или Victoria. Ваше альтер-эго – конкретный персонаж, стоящий на одной из ступеней феодальной лестницы. Он может быть как независимым правителем, так и одним из многих вассалов могущественного правителя вроде византийского императора или арабского халифа.
У вашего персонажа есть домен (непосредственные земельные владения, доход и войска с которых он получает в полном объёме) и некоторое количество вассалов, которые отправляют дань и рекрутов в соответствии с договором. В отличие от второй части, условия вассального договора не статичны. В ряде случаев вы можете подробно изменять условия договора с каждым отдельным вассалом, выдавая ему определённые привилегии в обмен на верность – или наоборот, выжимая из него все соки и вызывая тем самым его недовольство. Взаимодействие с вассалами – важнейшая часть игры, поскольку размер домена ограничен, а штраф за превышение лимита суров. Как только под вашей властью оказывается достаточно земель, диалог с вассалами становится практически неизбежным.
Вассалы, как и полагается героям средневековья, ведут себя своенравно и постоянно норовят выйти из-под контроля. Их поведение и отношение к вам зависит от религии, культуры и соотношения личных качеств. Честные персонажи тянутся к таким же честным и воротят нос от обманщиков, фанатики не любят иноверцев и циников – и так далее. Количество комбинаций стремится к бесконечности, и внутриполитическая ситуация в двух внешне идентичных королевствах никогда не будет одинаковой.
Наиболее могущественные вассалы, помимо всего прочего, желают быть советниками. Их, как и в предыдущей части, всего пять. Канцлер занимается внутренней и внешней дипломатией. Маршал подавляет восстания, обучает рыцарей и войска. Управляющий решает финансовые вопросы. Тайный советник предотвращает заговоры против вас и помогает в ваших интригах. Духовник (в зависимости от религии его титул может звучать по-разному) занимается миссионерской деятельностью и отношениями с лицами духовного звания. Выбор советника обычно сводится к выбору между аристократией и меритократией. Вы можете назначить маршалом богатого и влиятельного герцога, чьи навыки оставляют желать лучшего – а можете оставить герцога не у дел (и вызвать его гнев) и сделать маршалом безземельного рыцаря с задатками хорошего командира. Плюсы и минусы всегда ситуативны. Некомпетентный советник замедлит развитие страны и создаст почву для негативных событий, в то время как нелояльный и могущественный может превратиться в опасную пятую колонну. Так что, формируя свой ближайший круг, будьте бдительны.
Как и в предшествующей части, каждый персонаж в CK3 принадлежит к определённой религии и культуре.
Механики, связанные с религией и культурой, по сравнению с предыдущей игрой серии претерпели значительные изменения. Каждая религия имеет набор особенностей, посмотреть и (при определенных условиях) изменить которые вы можете в окне религий, которое стало максимально наглядным. Отношения между конфессиями не всегда бинарны, иноверец не обязательно является врагом. Например, католики и православные на старте игры считают друг друга заблуждающимися (astray), но не врагами – и относительно мирно сосуществуют. Чего нельзя сказать, например, о еретиках-катарах, по отношению к которым католики могут свободно объявлять войны, казнить пленников и отбирать вассальные титулы. Конфессий и отличий между ними в игре значительно больше, чем в Crusader Kings 2, но это ещё не всё. Вишенкой на торте является возможность создать собственную религию и выбрать догматы, устраивающие лично вас. Я не рекомендую делать это в первые часы игры, т.к. последствия могут оказаться рискованными – но сама проработка такой возможности говорит сама за себя.
Культура в Crusader Kings 3 определяет не только внешний облик персонажа и его отношения с иностранцами.
В третьей части она тесно связана с технологическим развитием вашей державы. Экран технологий CK2 был перегруженным и малоинформативным. По всей видимости, разработчики учли фидбэк от игроков, и их новая модель распространения знаний в средневековье оказалась намного наглядней. Технологический прогресс в третьей части осуществляется не каждым персонажем или территорией в отдельности, а всей культурой в совокупности. Вместо технологий в CK3 присутствуют инновации, поделенные на четыре эпохи (племенной строй, раннее, высокое и позднее средневековье). Внутри каждой из них для исследования доступен набор военных, культурных и специальных инноваций. Специальные инновации становятся доступны только при соблюдении особых условий (обычно – присутствие вашей культуры в определённом географическом регионе). Инновации в целом нескучные, и помимо чисто количественных бонусов и новых построек открывают новые взаимодействия с другими персонажами.
В основном скорость исследования зависит от уровня развития принадлежащих к вашей культуре провинций. В многонациональных империях скорость исследования обычно выше. Как только одна из представленных в вашей державе культур открывает инновацию, все остальные культуры получают заметный бонус к ее исследованию. Такое вот преимущество мультикультурализма.
Ни одна рецензия на глобальную стратегию не обходится без подробного разбора войны и дипломатии.
Серия Crusader Kings здесь во многом уникальна. Вопросы войны и мира решаются в первую очередь между персонажами, и только потом – между странами. Безнадёжно уступая в военной мощи, можно выиграть войну, захватив в плен лидера вражеского союза. Альянсы в 95% случаев формируются на основе династических браков и кровного родства, а готовность союзника помочь вам в войне больше зависит от его личного отношения к вам, чем от геополитических интересов.
Система поводов для войны по сравнению с CK2 претерпела одно существенное изменение. Престиж и благочестие (piety) персонажа теперь используются как расходники при объявлении войн и призыве союзников (если вы – атакующая сторона). Таким образом, вести активную внешнюю политику на всех направлениях возможно только если ваш светский и духовный авторитет по-настоящему велик. Объявлять войны направо и налево и призывать могущественных союзников, будучи скромным графом из никому не известной династии, более не получится.
Управление армией и система сражений по сравнению со второй частью значительно изменились. По умолчанию ваши войска состоят из ополченцев, которых поставляют вассалы и домен. Они многочисленны и недороги, но при этом слабы и не получают никаких тактических бонусов. Помимо этого, вы можете формировать отряды профессиональных воинов (men-at-arms) – и здесь ваши тактические способности развернутся в полном объёме. Типов войск в игре множество, и каждый из них получает ряд тактических преимуществ. Так, лёгкая конница сильна на равнинах, лучники в лесах, а онагры и мангонели – при осаде крепостей. Помимо этого, войска «контрят» друг друга и дешёвые копейщики в бою с многочисленной кавалерией могут оказаться эффективней дорогих и престижных подразделений. Формируя регулярную армию, обращайте внимание на местность, в которой вам предстоит воевать и состав войск предполагаемого противника. Учитывая стоимость этих воинов, ошибка может стоить дорого.
Помимо ополчения и профессиональных солдат, в CK3 присутствуют рыцари. По умолчанию это персонажи с самым высоким показателем личных боевых навыков (prowess) на вашей службе. В зависимости от ранга сюзерена, среди них могут быть как безземельные ноунеймы, так и короли. Рыцари перемещаются и сражаются вместе со своим подразделением и значительно повышают его эффективность в зависимости от навыка. Обратите внимание, что рыцари часто получают ранения и даже гибнут в бою. Поэтому, если желаете обезопасить от внезапной смерти своего наследника или ценного вассала, лучше запретите ему быть рыцарем на соответствующей вкладке.
Экран сражения, на мой взгляд, стал заметно более наглядным.
Теперь все модификаторы, дающие преимущество той или иной стороне, можно увидеть невооружённым глазом. К тому же игра уведомляет о готовящейся битве появлением соответствующего значка, наведя мышку на который, можно узнать и предполагаемый исход сражения, и конкретные факторы, на него влияющие – такие, как форсирование реки или финансовая задолженность одной из воюющих сторон.
Отдельно хотелось бы отменить очень удобную по сравнению с CK2 систему сбора войск. В третьей части все имеющиеся в распоряжении войска автоматически собираются в баронстве, которое вы объявили точкой сбора. Больше не нужно собирать отряды с каждой провинции и трястись над тем, чтоб противник не уничтожил их раньше, чем они успели объединиться. Кто-то может сказать, что это упрощение – но учитывая, сколько глубины разработчики добавили в другие аспекты боевых действий, меня это упрощение только радует.
Отдельной игрой в игре является механика престолонаследия.
Когда персонаж умирает, вы продолжаете игру за его наследника. Чаще всего это старший сын покойного правителя, но кандидатура наследника сильно варьируется в зависимости от религии и законов, принятых в ваших владениях. Помнить следует одно: передача власти в средневековом мире – процесс болезненный. Законы, позволяющие гарантированно передать все титулы и земли в одни руки, становятся доступны только в третьей эре инноваций. До ее наступления земли чаще всего будут дробиться между несколькими наследниками – и хорошо еще, если останутся в пределах одного государства…
Как и во второй части, вассалы лучше относятся к правителю, который правит ими давно – и хуже к правителю, только взошедшему на престол. Момент престолонаследия считается самым подходящим, чтобы потребовать возвращения прежних вольностей или даже независимости. Если молодой сеньор непопулярен у вассалов, к тому же обиженных его предшественником, транзит власти превращается в идеальный шторм. И пережить его без потерь – большое искусство. В общем, все как у современного классика: «When you play the game of thrones, you win or you die»
В крайнем случае можно лишить наследства одного или даже нескольких младших членов династии. Но с точки зрения успехов вашего дома это дорогостоящая опция и злоупотреблять ей не следует.
Этот обзор рассматривает стратегическую часть игры. Она занимает примерно половину игровой составляющей СК3. Во второй рецензии, я постараюсь рассмотреть достоинства RPG составляющей игры.
Статья сделана коллективом сайта GamersGate.