Найти тему
Lost Quest

Crusader Kings 3. Обзор лучшей игры Парадоксов. Стратегия

Оглавление

С первых строк сделаю поправку на то, что на момент написания обзора играю в третьих «Крестоносцев» пятый день. Обычно этого времени более чем достаточно, чтобы составить адекватное впечатление об игре и изложить его в виде спокойной, трезвой рецензии.

В случае Crusader Kings 3, игры масштабной и, не побоюсь этого слова, революционной, пяти дней беспощадно мало. Эта игра отправила в непредвиденный нокдаун, в котором нет ничего, кроме неподдельного геймерского восторга и ощущения, что великие замыслы разработчиков наконец реализовались.

Crusader Kings 2, за которыми я провел сравнительно много времени, при первом знакомстве такой бури эмоций не вызвали. Однако уже в первые часы, проведенные за второй частью, сложилось впечатление, что «Крестоносцы» представляют собой перспективное направление творчества Paradox. Территориальная «матрёшка» с несколькими городами, замками и храмами внутри каждой провинции идеально ложилась на феодальную лестницу с присущей ей сложной и запутанной системой отношений вассалов и сюзеренов. Другими словами, «Крестоносцы» имели одинаково мощные предпосылки для подлинной стратегической глубины и разнообразной, «вкусной» ролевой системы. А их удачное переплетение рождало игру со своим уникальным лицом и неповторимым стилем. Долгожданный релиз Crusader Kings 3 подтвердил эти положительные ожидания в полной мере.

Обзор получился большой. Поскольку CK3 одновременно является выдающейся стратегией и полноценной RPG, мне пришлось написать две рецензии на одну игру. Сперва я концентрируюсь на стратегических особенностях игры, затем – на ролевых, и наконец – на уникальном смешении этих жанров в последнем творении Paradox.

-2

Стратегия.

Игра хронологически охватывает исторический период с 867 по 1453 г., а географически – пространство от Исландии до Монголии и от Скандинавии до Центральной Африки. Детализация карты по сравнению со второй частью заметно увеличилась. Баронства, ранее бывшие абстрактными владениями внутри графств, теперь действительно присутствуют на карте, имеют собственный рельеф, границы и выход к морю. С точки зрения наглядности игрового процесса и стратегического планирования это, несомненно, большая удача.

Основная фишка унаследована от Crusader Kings 2. Вы не играете за абстрактное государство или цивилизацию, как в сериях Europa Universalis или Victoria. Ваше альтер-эго – конкретный персонаж, стоящий на одной из ступеней феодальной лестницы. Он может быть как независимым правителем, так и одним из многих вассалов могущественного правителя вроде византийского императора или арабского халифа.

У вашего персонажа есть домен (непосредственные земельные владения, доход и войска с которых он получает в полном объёме) и некоторое количество вассалов, которые отправляют дань и рекрутов в соответствии с договором. В отличие от второй части, условия вассального договора не статичны. В ряде случаев вы можете подробно изменять условия договора с каждым отдельным вассалом, выдавая ему определённые привилегии в обмен на верность – или наоборот, выжимая из него все соки и вызывая тем самым его недовольство. Взаимодействие с вассалами – важнейшая часть игры, поскольку размер домена ограничен, а штраф за превышение лимита суров. Как только под вашей властью оказывается достаточно земель, диалог с вассалами становится практически неизбежным.

Вассалы, как и полагается героям средневековья, ведут себя своенравно и постоянно норовят выйти из-под контроля. Их поведение и отношение к вам зависит от религии, культуры и соотношения личных качеств. Честные персонажи тянутся к таким же честным и воротят нос от обманщиков, фанатики не любят иноверцев и циников – и так далее. Количество комбинаций стремится к бесконечности, и внутриполитическая ситуация в двух внешне идентичных королевствах никогда не будет одинаковой.

Наиболее могущественные вассалы, помимо всего прочего, желают быть советниками.  Их, как и в предыдущей части, всего пять. Канцлер занимается внутренней и внешней дипломатией. Маршал подавляет восстания, обучает рыцарей и войска. Управляющий решает финансовые вопросы. Тайный советник предотвращает заговоры против вас и помогает в ваших интригах. Духовник (в зависимости от религии его титул может звучать по-разному) занимается миссионерской деятельностью и отношениями с лицами духовного звания. Выбор советника обычно сводится к выбору между аристократией и меритократией. Вы можете назначить маршалом богатого и влиятельного герцога, чьи навыки оставляют желать лучшего – а можете оставить герцога не у дел (и вызвать его гнев) и сделать маршалом безземельного рыцаря с задатками хорошего командира. Плюсы и минусы всегда ситуативны. Некомпетентный советник замедлит развитие страны и создаст почву для негативных событий, в то время как нелояльный и могущественный может превратиться в опасную пятую колонну. Так что, формируя свой ближайший круг, будьте бдительны.

-3

Как и в предшествующей части, каждый персонаж в CK3 принадлежит к определённой религии и культуре.

Механики, связанные с религией и культурой, по сравнению с предыдущей игрой серии претерпели значительные изменения. Каждая религия имеет набор особенностей, посмотреть и (при определенных условиях) изменить которые вы можете в окне религий, которое стало максимально наглядным. Отношения между конфессиями не всегда бинарны, иноверец не обязательно является врагом. Например, католики и православные на старте игры считают друг друга заблуждающимися (astray), но не врагами – и относительно мирно сосуществуют. Чего нельзя сказать, например, о еретиках-катарах, по отношению к которым католики могут свободно объявлять войны, казнить пленников и отбирать вассальные титулы. Конфессий и отличий между ними в игре значительно больше, чем в Crusader Kings 2, но это ещё не всё. Вишенкой на торте является возможность создать собственную религию и выбрать догматы, устраивающие лично вас. Я не рекомендую делать это в первые часы игры, т.к. последствия могут оказаться рискованными – но сама проработка такой возможности говорит сама за себя.

-4

Культура в Crusader Kings 3 определяет не только внешний облик персонажа и его отношения с иностранцами.

В третьей части она тесно связана с технологическим развитием вашей державы. Экран технологий CK2 был перегруженным и малоинформативным. По всей видимости, разработчики учли фидбэк от игроков, и их новая модель распространения знаний в средневековье оказалась намного наглядней. Технологический прогресс в третьей части осуществляется не каждым персонажем или территорией в отдельности, а всей культурой в совокупности. Вместо технологий в CK3 присутствуют инновации, поделенные на четыре эпохи (племенной строй, раннее, высокое и позднее средневековье). Внутри каждой из них для исследования доступен набор военных, культурных и специальных инноваций.  Специальные инновации становятся доступны только при соблюдении особых условий (обычно – присутствие вашей культуры в определённом географическом регионе). Инновации в целом нескучные, и помимо чисто количественных бонусов и новых построек открывают новые взаимодействия с другими персонажами.

В основном скорость исследования зависит от уровня развития принадлежащих к вашей культуре провинций. В многонациональных империях скорость исследования обычно выше. Как только одна из представленных в вашей державе культур открывает инновацию, все остальные культуры получают заметный бонус к ее исследованию. Такое вот преимущество мультикультурализма.

-5

Ни одна рецензия на глобальную стратегию не обходится без подробного разбора войны и дипломатии.

Серия Crusader Kings здесь во многом уникальна. Вопросы войны и мира решаются в первую очередь между персонажами, и только потом – между странами. Безнадёжно уступая в военной мощи, можно выиграть войну, захватив в плен лидера вражеского союза. Альянсы в 95% случаев формируются на основе династических браков и кровного родства, а готовность союзника помочь вам в войне больше зависит от его личного отношения к вам, чем от геополитических интересов.

Система поводов для войны по сравнению с CK2 претерпела одно существенное изменение. Престиж и благочестие (piety) персонажа теперь используются как расходники при объявлении войн и призыве союзников (если вы – атакующая сторона). Таким образом, вести активную внешнюю политику на всех направлениях возможно только если ваш светский и духовный авторитет по-настоящему велик. Объявлять войны направо и налево и призывать могущественных союзников, будучи скромным графом из никому не известной династии, более не получится.

Управление армией и система сражений по сравнению со второй частью значительно изменились. По умолчанию ваши войска состоят из ополченцев, которых поставляют вассалы и домен. Они многочисленны и недороги, но при этом слабы и не получают никаких тактических бонусов. Помимо этого, вы можете формировать отряды профессиональных воинов (men-at-arms) – и здесь ваши тактические способности развернутся в полном объёме. Типов войск в игре множество, и каждый из них получает ряд тактических преимуществ. Так, лёгкая конница сильна на равнинах, лучники в лесах, а онагры и мангонели – при осаде крепостей. Помимо этого, войска «контрят» друг друга и дешёвые копейщики в бою с многочисленной кавалерией могут оказаться эффективней дорогих и престижных подразделений. Формируя регулярную армию, обращайте внимание на местность, в которой вам предстоит воевать и состав войск предполагаемого противника. Учитывая стоимость этих воинов, ошибка может стоить дорого.

Помимо ополчения и профессиональных солдат, в CK3 присутствуют рыцари. По умолчанию это персонажи с самым высоким показателем личных боевых навыков (prowess) на вашей службе. В зависимости от ранга сюзерена, среди них могут быть как безземельные ноунеймы, так и короли. Рыцари перемещаются и сражаются вместе со своим подразделением и значительно повышают его эффективность в зависимости от навыка. Обратите внимание, что рыцари часто получают ранения и даже гибнут в бою. Поэтому, если желаете обезопасить от внезапной смерти своего наследника или ценного вассала, лучше запретите ему быть рыцарем на соответствующей вкладке.

-6

Экран сражения, на мой взгляд, стал заметно более наглядным.

Теперь все модификаторы, дающие преимущество той или иной стороне, можно увидеть невооружённым глазом. К тому же игра уведомляет о готовящейся битве появлением соответствующего значка, наведя мышку на который, можно узнать и предполагаемый исход сражения, и конкретные факторы, на него влияющие – такие, как форсирование реки или финансовая задолженность одной из воюющих сторон.

Отдельно хотелось бы отменить очень удобную по сравнению с CK2 систему сбора войск. В третьей части все имеющиеся в распоряжении войска автоматически собираются в баронстве, которое вы объявили точкой сбора. Больше не нужно собирать отряды с каждой провинции и трястись над тем, чтоб противник не уничтожил их раньше, чем они успели объединиться. Кто-то может сказать, что это упрощение – но учитывая, сколько глубины разработчики добавили в другие аспекты боевых действий, меня это упрощение только радует.

Отдельной игрой в игре является механика престолонаследия.

Когда персонаж умирает, вы продолжаете игру за его наследника. Чаще всего это старший сын покойного правителя, но кандидатура наследника сильно варьируется в зависимости от религии и законов, принятых в ваших владениях. Помнить следует одно: передача власти в средневековом мире – процесс болезненный. Законы, позволяющие гарантированно передать все титулы и земли в одни руки, становятся доступны только в третьей эре инноваций. До ее наступления земли чаще всего будут дробиться между несколькими наследниками – и хорошо еще, если останутся в пределах одного государства…

Как и во второй части, вассалы лучше относятся к правителю, который правит ими давно – и хуже к правителю, только взошедшему на престол. Момент престолонаследия считается самым подходящим, чтобы потребовать возвращения прежних вольностей или даже независимости. Если молодой сеньор непопулярен у вассалов, к тому же обиженных его предшественником, транзит власти превращается в идеальный шторм. И пережить его без потерь – большое искусство. В общем, все как у современного классика: «When you play the game of thrones, you win or you die»

В крайнем случае можно лишить наследства одного или даже нескольких младших членов династии. Но с точки зрения успехов вашего дома это дорогостоящая опция и злоупотреблять ей не следует.

Этот обзор рассматривает стратегическую часть игры. Она занимает примерно половину игровой составляющей СК3. Во второй рецензии, я постараюсь рассмотреть достоинства RPG составляющей игры.

Статья сделана коллективом сайта GamersGate.