В октябре на 89-м километре автодороги Могильный Мыс-Парабель в районе бывшей д. Кальджа установлена стела памяти ссыльным спецпереселенцам, которые были основателями и жителями этой деревни.
Стела представляет собой конструкцию из металлических труб в виде иглы для вязания сетей. Это символично, ведь выжить переселенцам в трудные годы ссылки в какой-то мере помогли река и рыбный промысел. На стеле установлены крест, звезда и колокол, в который может позвонить любой путник, отдавая дань памяти нашим предкам, пережившим ссылку, годы войны и послевоенное лихолетье. Надпись на табличке гласит: «Деревня Кальджа. Основана спецпереселенцами. 1932-1966 гг.».
Инициатором установки памятного знака стал Владимир Адамович Кнауб – один из шестерых детей Мины Христиановны и Адама Христиановича Кнауб, спецпереселенцев, бывших жителей д. Кальджа. У него самого в паспорте в графе «место рождения» указано: д. Кальджа, 1955 год.
- Мысль об установке стелы не давала мне покоя с прошлого года, когда байк-клуб «Рыжая росомаха» и его президент Сергей Боков установили памятный знак ссыльным спецпереселенцам в районе бывшей деревни Щука. Затем подобный знак в районе бывшей деревни Карза установил Юрий Козюков. Я поделился идеей со своими земляками, кальджинцами, они меня поддержали. И закрутилось, - рассказал Владимир Адамович. - Стал собирать необходимые документы для отвода участка земли, чтобы всё было законно. Параллельно закупил металл, на него мы все, бывшие земляки, скинулись деньгами. Обратился к Сергею Бокову, чтобы он помог сделать макет и сварить конструкцию. Тот пошёл навстречу, изготовил памятный знак, покрасил его. Отдал колокол, который готовил для стелы в Карзе. Вместе со своими ребятами из байк-клуба они привезли стелу на место и помогли установить. Огромное им спасибо за это!
Деревня Кальджа, расположившаяся на берегу одноимённой обской протоки, была образована в 30-х годах прошлого века из спецпереселенцев, высланных из Алтайского края. Семьи Шерниных, Ломакиных, Сорокиных, Полевиных, Красюковых, Бабкиных, Кунгурцевых, Мусихиных и многие другие стали пионерами деревни, отвоёвывая трудом и умением у вековой тайги не только место для своих домов, но и большие пахотные земли. До сих пор можно слышать в обиходе такие названия, как ломакины поля, ломакины штаны. В 1932 году в Кальдже организовали колхоз «Им. Чкалова». Именно этот год и считается годом основания интернациональной деревни, где бок о бок проживали и трудились русские, украинцы, литовцы, эстонцы, латвийцы, немцы и представители других национальностей.
- Разные семьи в разное время приезжали в Кальджу. Первыми, конечно, были наши родители, сосланные с Алтайского края. После – ссыльные немцы, прибалты, бессарабы, - поделился воспоминаниями бывший житель д. Кальджа Николай Григорьевич Ломакин. - Люди заселялись все, как на подбор, работящие. Уже до войны в Кальдже был крепкий колхоз. Выращивали коров, быков, лошадей рабочих и выездных, в колхозе было 2 свинофермы, овцеферма, мельница, овчарня. Было развито промышленное производство: работал цех по переработке льна, гнали дёготь и пихтовое масло. Разводили в колхозе не только кур, но и петухов, которые постоянно перелетали через рабицу, огораживающую курятник, и проходу не давали местной детворе. Даже пчелоферма была, туда на подмогу пасечнику направляли женщин, кому был необходим лёгкий труд: беременных или только родивших детей. Ох, и тяжко пришлось женщинам и ребятам управляться с этим хозяйством, когда в 42-м году мужиков забрали на фронт…
По информации, собранной жительницей с. Новосельцево Татьяной Васильевной Сухушиной, в списке погибших на фронте воинов-земляков бывшей д. Кальджа числится 21 человек: Губарев Е. М., братья Ермаковы, братья Ломакины, Прохоров Ф. И., Сорокин В. Д., Часовских Г. Ф., Синкин Е. И. и другие. Вечная им память.
По переписи населения после Великой Отечественной войны на Кальдже насчитывалось 50 хозяйств. Семья Кнауб не была в числе основателей деревни, но Мина Христиановна и Адам Христианович прожили здесь 13 лет - с 1945 по 1958 год. Они приехали туда молодыми. Именно в Кальдже у них родились все шестеро детей, один за другим после 3-х лет совместной жизни: в 1948 году – долгожданный первенец Виктор, в 1950-м – Александр, в 1951-м – Юрий, в 1953-м – Валерий, в 1955-м – Владимир и в 1957-м - единственная дочь Екатерина.
Мина Христиановна (1925 г. р.) и Адам Христианович (1922 г. р.) – оба из семей спецпереселенцев. Единый вихрь истории сделал их судьбы удивительно похожими. Они родом из одного села – Шефер Красноярского кантона республики немцев Поволжья. Их семьи как «враги народа» были высланы в 1941 году на спецпоселение в Нарымский край. На сборы дали 24 часа. Никто не понимал, куда, зачем и на какой срок увозят. После почти года дороги, пересылок и мытарств семья Мины оказалась в д. Костарево Парабельского района, семья Адама - в д. Вялово. Нарымский край встретил голодом и холодом. Не все их родные перенесли долгий путь и первый год ссылки. Между тем жизнь продолжалась. В годы войны Мина Христиановна заготавливала дрова на мелькомбинате, работала на лесозаготовках, убирала лён на колхозных полях, ухаживала за скотиной, на промкомбинате трудилась разнорабочей, затем на кирпичном заводе. Адам Христианович ещё на родине занимался кузнечным делом. И в Сибири он остался верным своей профессии, работал кузнецом в управлении «Облместпром».
Молодость берёт своё. В апреле 1945 года немецкий паренёк, бывший односельчанин, видный гармонист Адам позвал Мину замуж. Она отказала: ещё не закончилась война, а впереди маячило голодное лето. Осенью парень снова пришёл с предложением женитьбы. Мина дала согласие. После свадьбы молодую семью и отправили в Кальджу, потому что в колхозе очень нужен был кузнец. В деревне супругам дали дом, а позже они сами «помочью» построили собственный. Трудились, держали подсобное хозяйство, растили детей.
- На Кальдже семьи все, как на подбор жили, работящие и хозяйственные. Так уж получилось, что колхозы рядом с нами, мягко сказать, были бедноватые, а наша Кальджа процветала, мы были колхоз-миллионер. Когда начался процесс объединения в совхозы, то именно Кальджа погасила все долги других колхозов, - рассказал Н. Г. Ломакин. – Здесь умели работать и отдыхать. Были у нас свой гармонист и даже свой хор. Когда в колхозе появилась машина полуторка, на ней женщины вместе с руководителем хора и дирижёром ездили на гастроли в Парабель. Выступали прямо с машины на месте нынешнего универмага. Жили мы в деревне дружно: сообща картошку сажали и копали, вместе отмечали окончание сельхозработ, собирались за большим столом, под гармошку пели и плясали.
В 1951 году колхозы Кальджи, Новосельцева, Малой и Большой Пашни объединили в один - колхоз «Им. Горького» с центральной усадьбой в с. Новосельцево. В 1956-м спецпереселенцев сняли с учёта комендатуры. Укрупнение хозяйств и вольная для бывших ссыльных привели к тому, что народ стал разъезжаться из деревни. По переписи населения в 1956 году в Кальдже насчитывалось 40 дворов и 130 жителей, в 1964-м - 2 двора и 11 человек. Кто-то возвращался на родину, но не все. Многие семьи перебирались в Новосельцево и Парабель, перевозя с собой крепкие дома и дворы для скота. Часть домов живы до сих пор. К примеру, здание нынешней редакции газеты также было перевезено из Кальджи.
Сегодня в Парабели и Новосельцеве живут потомки основателей и жителей этой интернациональной деревни - Кнаубы, Ломакины, Шернины, Кунгурцевы, Красюковы, Вайман, Чалковы… Общаются, многие до сих пор дружат семьями. На открытии стелы памяти они также собрались все вместе.
– Как сказал Карамзин, никому не дано вернуть прошлое, но забывать о нём не стоит, - отметил Валерий Семёнович Кунгурцев. - Была деревня, жили люди, учились, влюблялись, женились, рожали детей… Всегда нужно помнить, откуда мы родом.
- Пусть этот знак стоит в память о наших родителях, которые выжили и выстояли, несмотря на невзгоды и испытания, выпавши на их долю, - добавил Николай Григорьевич Ломакин.
- Деревни нет, а память о ней должна остаться. В Кальдже появилась наша семья, родились все мои братья и сестра. Нам сейчас сложно представить, сколько сил, труда и терпения требовалось нашим родителям, чтобы пройти все испытания, выпавшие на их долю. Чтобы не озлобиться, остаться открытыми и добрыми людьми, вырастить и поставить на ноги всех детей, прожить достойную жизнь, – сказал Владимир Адамович Кнауб.
После минуты молчания каждый из бывших жителей д. Кадьджа ударил в колокол на памятной стеле. Звон разносился далеко по округе.
От дороги к памятному знаку В. А. Кнауб и А. А. Шернин соорудили своими руками деревянный мостик через кювет, чтобы удобнее было подходить. За пиломатериал спасибо парабельскому предпринимателю Олегу Косячеку. Огородили стелу символическим заборчиком из металлической цепи. Жаль только, что через неделю кто-то уже сломал часть ограждения. Планируют сделать что-то понадёжнее.
Владимир Адамович взял на себя новую заботу:
- Буду ездить сюда летом, косить траву, чтобы чисто было, люди могли остановиться и подойти к памятному знаку. Может быть, вспомнят свои корни, своих дедов и прадедов. Они живы, пока мы их помним.
Золотые слова.
Источник: Газета «Нарымский вестник»
Автор: Маргарита Чупченко.
Фото Елены Бывших.
На фото: Потомки основателей и жителей бывшей деревни Кальджа - Кнаубы, Ломакины, Шернины, Кунгурцевы, Красюковы, Вайман – на открытии стелы памяти.
#парабель #парабельскийрайон #парабель2020 #томскаяобласть #парабель_новости #регион70 #сибирь