Лидия Ракчеева, координатор проекта «Охота на колёса»
Елена Жиркова, ведущая «Авторадио - Санкт-Петербург»
Е.Ж.: Когда впервые появился квест? И в чём его суть?
Л.Р.: В ходе экологических акций мы регулярно сталкивались со свалками покрышек, поэтому и решили сделать для них отдельный квест. Мы разработали для него отдельную игровую механику, и впервые акция прошла в 2017 году.
Е.Ж.: Расскажите подробнее об игровой механике.
Л.Р.: Сначала команды ищут свалки покрышек. Таким образом, у нас появляется карта загрязнённых мест. Потом мы вместе с участниками организуем вывозы: находим машину и переработчика.
Е.Ж.: Согласно вашей карте, какие в Петербурге и Ленинградской области самые проблемные места?
Л.Р.: Больше всего свалок на городских окраинах, окраинах районов, в промзонах и всех районы Ленинградской области, которые окружают город. Много покрышек валяется на обочинах дорог, в канавах, рядом с шиномонтажами и автосервисами.
Е.Ж.: Неужели за все эти годы у автомобилистов не нашлось других вариантов, кроме как сбросить старые покрышки в канаву?
Л.Р.: Это делают не автомобилисты, а те, кто вывозит покрышки. Но есть и хорошие пункты приёма, куда можно приехать и сдать покрышки бесплатно. В некоторых мастерских шиномонтажа тоже принимают покрышки, но платно. При этом не всегда те, кто забирают с шиномонтажов покрышки, везут их на переработку. Иногда они оказываются в лесу.
Хоть квест и помогает делать территорию чище, всё равно добровольцы не смогут убрать тысячи тонн покрышек, которые лежат по лесам. Этим должно заняться государство. А мы готовы помочь, информируя людей о возможности сдать покрышки на переработку, налаживая связь, чтобы переработчики связывались с образователями отходов: шиномонтажами, автосервисами, с администрациями, чтобы появлялась более широкая сеть пунктов приёма покрышек.
Е.Ж.: Насколько серьёзно вам помогает администрация, чиновники?
Л.Р.: Мы президентский грант на реализацию проекта. Он небольшой, потому что мы новая некоммерческая организация. К тому же очень большая помощь идёт от партнёров: к примеру, заводы по переработке предоставляют нам транспорт. Главная помощь от администрации и правительства была бы хорошая, удобная система сбора покрышек.
Е.Ж.: На это раз экоквест стартовал 26 сентября, сколько несанкционированных свалок удалось обнаружить за это время? И сколько покрышек удалось собрать?
Л.Р.: Мы обнаружили около 60 разнокалиберных свалок. Уже более 50 тонн покрышек собрали.
Е.Ж.: Сколько человек участвует?
Л.Р.: Около сотни: девять команд, и в каждой – около десяти человек.
Е.Ж.: Как принять участие? Можно ли успеть помочь в этом году?
Л.Р.: У нас запланировано ещё несколько акций. Ближайшая – в субботу, 31 октября, в Киришах. Ещё будет несколько вывозов в Шушарах и в южном Приморском. Возможно, будет акция в Выборге. 30 октября в нашей группе выйдет анонс, и можно будет присоединиться к уже существующим командам.
Е.Ж.: Какие правила? Во сколько старт? Подъём? Форма одежды? Что с собой нужно иметь?
Л.Р.: В Киришах будет в десять утра. Форма одежды – которую не жалко испачкать. Главное, чтоб это была прочная обувь, потому что часто в местах скопления покрышек можно наткнуться на арматуру. Перчатки мы выдаем. Важно предусмотреть защиту от дождя и, естественно, средства индивидуальной защиты.
Е.Ж.: В чём вред покрышек, которые выбрасываются, и во, что они превращаются потом?
Л.Р.: Покрышки разлагаются на мельчайшие частицы – микропластик, которые идут в воду и пищу. Фильтрационные сооружения не задерживают его. Кроме того, из покрышек выделяется сера и другие вредные вещества. Главное – покрышка лежит очень много лет, с ней практически ничего не происходит, она медленно из себя выделяет вредные вещества и занимает место, где могли бы расти деревья. После переработки из ненужной покрышки можно сделать новый материал: резиновую крошку, топливо и так далее.
Е.Ж.: Где прорабатывают покрышки, куда вы их вывозите?
Л.Р.: У нас есть заводы и в Петербурге, и в Ленинградской области. Их около десятка. Мы собираемся проводить квест и дальше, но главная наша задача – стимулировать развитие сбора покрышек, чтобы предотвращать свалки, а не убирать.
Е.Ж.: Свалки всё равно будут появляться, пока не будет по-другому выстроен процесс работы с покрышками?
Л.Р.: К сожалению, да. Пока не будет никакой нормальной понятной всем схемы сбора покрышек, мы будем сталкиваться и сталкиваться с такими свалками.
Е.Ж.: Какой совет можно дать обычному автомобилисту? Вот он видит, что покрышкам его пришел конец и нужно их сдавать. Как ему позаботиться, чтобы эти покрышки пошли, действительно, на переработку?
Л.Р.: В нашей группе во "Вконтакте" «Охота на колёса» есть ссылка на пункты приёма, в которых мы уверены. Можно зайти на карту RecycleMap.ru , выбрать вкладку «шины» и там тоже покажут, куда можно сдать покрышки.
Группа экоквеста «Охота на колёсах» во «Вконтакте»: https://vk.com/kolesa_quest
Карта раздельного сбора отходов RecycleMap: https://recyclemap.ru/spb