В ночь с 1 на 2 февраля 1959 года на еще безымянном тогда перевале в суровых горах Северного Урала таинственно погибла группа из девяти туристов. Студенты Уральского политехнического института — семь парней и две девушки — отправились в сложный многодневный поход. Лидером был 23-летний Игорь Дятлов — председатель туристической группы политеха, за плечами которого была уже не одна экспедиция на Северный Урал.
Что нашли на месте трагедии
После того, как группа не вышла на связь 12 февраля, в Свердловске забили тревогу. Поиски продолжались несколько месяцев, и каждая находка была страшнее другой.
Вначале обнаружили палатку, как позже выяснилось, разрезанную изнутри, а по мере того как отступала суровая уральская зима, нашли и тела членов тургруппы. На одних совсем не было теплой одежды, у кого-то были сломаны ребра, а кому-то нанесли увечья, не совместимые с жизнью. У Игоря Дятлова на левой ладони был такой порез, будто он схватил за лезвие нож.
Официальная версия, в которую никто не поверил
Трагедия всколыхнула всю страну, расследование взяли под особый контроль в Москве, однако до сих пор окончательно неизвестно, что же тогда произошло на горе Холатчахль (Холат-Сяхл, в переводе с мансийского — «Гора мертвецов»). В материалах уголовного дела отсутствует несколько страниц, а официальной причиной гибели судмедэксперты назвали «замерзание».
За прошедшие 60 лет было выдвинуто множество версий тех таинственных событий: встреча с медведем-шатуном, испытание ракеты, отклонившейся от курса и сбитой над Северным Уралом, нападение солдат карательного отряда, которые приняли студентов за беглых заключенных.
Кто расскажет правду
Правду о том, что случилось на перевале знали лишь люди, работавшие на месте трагедии, но все они давали подписку о неразглашении. Сегодня практически никого из них не осталось в живых. Только в конце 80-х, когда тоталитарная хватка государства ослабла, некоторым исследователям удалось получить доступ к закрытому делу конца 50-х. Именно эти материалы и легли в основу нового многосерийного фильма «Перевал Дятлова». Сценарист Илья Куликов («Чернобыль: Зона отчуждения», «Глухарь») скрупулезно изучил как их, так и результаты доследования, проведенного в 2000-х.
Так что, надеемся, сериал поставит если не точку в споре о том, что же там произошло, то хотя бы приблизит нас к истине. Подготовка к съемкам велась более двух лет, столько же времени создатели потратили на съемки и пост-продакшен ленты.
Суровый силовик и беззаботные студенты
Этот необычный проект частично снят на 16-мм плёнку, а его серии разделены тематически. Каждая нечетная (1,3, 5 и 7) показывает ход расследования. В них герой Петра Федорова («Аванпост», «Сталинград») — майор КГБ Олег Костин — напоминает не то персонажа хичкоковского триллера, не то героя сериала Фарго: носит широкополую шляпу, из-под которой окидывает угрюмым взглядом собеседников, и никогда не улыбается.
Все больше втягиваясь в расследование, он понимает, что в деле слишком много деталей, которые не укладываются в официальную версию: почему кожа туристов приобрела оранжевый оттенок, откуда взялся радиационный фон на их одежде и отчего некоторые из ребят ослепли. Костин и пара его помощников — вымышленные герои. Все остальные: следователи, поисковики, туристы — имеют реальных исторических прототипов.
Каждая четная серия (2,4,6,8) изображает сам поход Дятлова. Зритель, который уже знает, чем он завершится, в каждой безобидной фразе может услышать страшное предзнаменование этой неминуемой и нелепой гибели. «Прошу обратить свое внимание в объектив», — говорит Юра, фотографируя друзей. «Запомните нас молодыми!» — кричит кто-то из туристов — кричит, словно обращаясь к нам, весело и обреченно. Герои, как в старых советских фильмах, светятся счастьем и здоровьем и радуются жизни, но от серии к серии ощущение трагедии становится все более осязаемым и в финале, когда страх вырвется наружу, по накалу страстей «Перевал Дятлова» даст фору любому триллеру.
Оператором на проекте стал Давид Хайзников: атмосферные кадры вымирающей Москвы и впечатляющие натурные съемки в духе тревожного роудмуви в постапокалиптической драме «Эпидемия» (которой недавно пополнил коллекцию Netflix Originals) — его заслуга. Над «Перевалом Дятлова», как и над «Эпидемией», Давид снова работал вместе с призером Берлинского кинофестиваля Павлом Костомаровым («Как я провел этим летом»), который в этот раз выступил в роли художественного руководителя, а не режиссера: вместе они создали стильную и оригинальную картинку, причём серии с расследованием выполнены в одном визуальном ключе, а поход — в другом.
Что скрывается за фразой «Основано на реальных событиях»
Когда эта фраза появляется в титрах, зритель ожидает увидеть честный и реалистичный фильм. «Перевал Дятлова» почти в документальном духе исследует историю гибели студентов, но достоверность в кадре складывается не только из тщательно проработанного сценария и эффектно поставленных сцен. Чтобы получилось правдивое кино, важно передать дух времени: над этим трудятся десятки людей, которые строят сложные декорации, ищут или воссоздают предметы интерьера и костюмы ушедшей эпохи.
Как «дятловцы» экипировались в последний поход
Туристы проходили около 10 км в день с тяжелыми рюкзаками за спиной: даже при -20 °C с такими нагрузками становится очень жарко. Поэтому поверх легких утепленных курток они надевали тонкие штормовки, но актеры — это не спортсмены-лыжники, и ради удачного дубля им приходилось много времени проводить на улице и двигаться только при команде «Мотор!». В этом и была основная сложность работы художника по костюмам: сохранить форму и вид исторических вещей, но утеплить их так, чтобы они не выглядели громоздко. Постоянно приходилось что-то подкладывать или убирать: пояса из собачьей шерсти, грелки или теплые стельки.
Для съемки гибели на «Горе Мертвецов», где актеры будут очень долго находиться на улице полураздетыми, художники по костюмам готовят термобелье с подогревом на аккумуляторах. Достаточно сказать, что из девяти человек, найденных поисковым отрядом, лишь двое были в обуви, поэтому сериальные туристы будут в нескольких парах носков: тонких термоносках, непромокаемых из неопрена и шерстяных.
Почти Dior, почти как у Гурченко
В сюжетной линии с офицером КГБ Костиным с некоторыми костюмами было гораздо проще: их можно было не реконструировать «ниточка в ниточку», а фантазировать в духе того времени.
Так на Кате, патологоанатоме из Свердловска (Мария Луговая — «Лучше, чем люди»), появилось платье, вдохновленное образом Людмилы Гурченко в фильме «Карнавальная ночь». Этот стиль с тонкой талией, широкой юбкой и подчеркнутым бюстом называется new look и был придуман легендарным кутюрье Кристианом Диором: в СССР конца 50-х все девушки хотели платье «как у Гурченко», а не «как у Dior».
В сериале майора Костина мучают воспоминания с фронта, поэтому художникам по костюмам помогал военный консультант. Он следил за тем, чтобы вся экипировка соответствовала уставу того времени, даже если что-то шилось на заказ. Художниками была тщательно воссоздана форма рядовых, сотрудников прокуратуры, членов поисковых отрядов и пилотов. Даже те, кто всерьез увлекается военной историей, вряд ли смогут найти в костюмах какие-то недочеты.
Свитер под нож и шубы ручной работы
Иногда одежду приходилось «сочинять на ходу». Например, один из актеров Андрей Добровольский носит 70-й размер. Когда он приехал на съемки в Петербург, режиссерам не понравилась ни одна из заготовок костюмеров: за три часа до его выхода в кадр старый пиджак, найденный на барахолке, был перешит в жилетку, под ножницы были пущены носки и колючие свитера.
Для массовых сцен на Витебском вокзале были выпотрошены все блошиные рынки Северной столицы и сделаны сотни звонков по объявлениям в сети, но главной гордостью художника по костюмам стала одежда семейства манси — старика-охотника и малыша Унху. Чтобы наряды коренных жителей Северного Урала выглядели подлинными, в Якутии была найдена мастерица, которая сшила теплые распашные шубы, украшенные традиционным орнаментом древнего народа.
А что с транспортом?
На одной из съемочных площадок в подмосковной «Кинодеревне» стоит старый ЗИЛ-157. Эту машину начали производить в 1958 году, и, возможно, именно на такой же студенты ехали в поселок лесозаготовителей «41 километр» — один из перевалочных пунктов перед их последним походом. Над кузовом древнего бензинового монстра, гигантский капот которого похож на пасть крокодила, колдует группа ассистентов художника по реквизиту. Он занимается художественным наполнением кадра: подбирает вещи (сумки, рюкзаки, предметы интерьера), выставляет их в декорациях, ищет «игровой транспорт» (старые машины или сани).
Ассистенты на «Перевале Дятлова» сняли борта с кузова грузовика и заменили их на точно такие же, как на одном из фото, где туристы радостно улыбаются в предвкушении поездки, из которой никогда не вернутся. Задача была — полностью повторить кузов машины вплоть до зазоров между досками, разложить старые лыжи и рюкзаки точно так, как их загрузили в 1959 году. Только в таком виде ЗИЛ может появиться в кадре.
Бутафорский медведь
Также художник по реквизиту следит и за тем, чтобы в сериале не было «ляпов»: если в начале сцены на столе стоит керосиновая лампа, то в конце она должна быть на том же месте. Тут важно сохранить внимательность в течении 12-ти часового рабочего дня, потому что одна сцена может сниматься в несколько дублей с перерывами.
Находчивость — еще одно важное качество художника в кино. По сюжету старик-манси вместе со своим внуком на охоте подстрелили медведя. Чтобы сымитировать трофей, взяли прикаминное чучело из головы и шкуры медведя, прикрепили его к коровьей туше и прикрыли коровьей же шкурой, которую покрасили в бурый цвет, а после подвесили все это вниз головой и залили бутафорской кровью из сиропа и глицерина. Впрочем, и настоящий, дрессированный медведь в этих съёмках тоже участвовал.
Дата премьеры «Перевала Дятлова» уже озвучена, сериал выйдет 16 ноября на канале ТНТ. Если вы хотите больше знать о том, что происходит за кадром, следите за обновлениями в официальном Инстаграм проекта: здесь можно увидеть новые трейлеры, прочитать интервью и актуальные новости со съемок главного кинорасследования последних 10 лет.
16+