Пяти- и двенадцатиэтажные дома с магазинами, библиотека, детская площадка, школа... А между площадкой и школой - колокольня! Откуда она здесь, столь непривычная в рядовом квартале многоэтажек 60х-70х годов? Попробуем разобраться.
...Если взглянуть на современную карту Москвы, то по соседству можно будет найти два района: Ховрино и Головинский. Пока я не начал готовить эту статью, я и не знал, что оба они названы в честь одного человека: И.В.Ховрина по прозвищу "Голова", жившего аж в XV веке! Прозвище это он получил, как считается, за то, что был крестником великого князя Ивана III (как эти два факта увязываются меж собой, я, правда, не очень понимаю). И стал он родоначальником рода Головиных, а также первым владельцем села Головино...
Потом наступило Смутное время, село было разорено, возрождено в 1635 году неким Гаврилой Хлоповым, а потом стало переходить из рук в руки, меняя владельцев, делясь на части (и фамилии владельцев весьма разнообразны)... История делает новый вираж - и в середине XIX века селом начинает владеть Михаил Иванович Головин со своей женой, Варварой Ильиничной, очень набожной и религиозной, весьма была благосклонна к юродивым и странникам, давала им приют. Она-то и основывает в 1872 году на втором этаже двуэтажного флигеля усадьбы домашнюю церковь, которую можно считать предвестницей монастыря - основание которого выбивается не без всяческих препонов уже новым владельцем, Никитой Игнатьевичем Сидоровым (первое прошение он подаёт в 1880, а основать монастырь - поначалу частично деревянный - удаётся к 1886 году. Первые монахини принесли с собой икону Казанской Божьей Матери, поэтому полное название монастыря стало звучать как Головинский Казанский женский монастырь.
Итак, в нём были: Собор Живоначальной Троицы, Храм в честь Казанской иконы Божьей Матери, больничный корпус и некоторое количество иных построек.
Что же касается колокольни, главной героини нашего рассказа, она на 35 лет младше самого монастыря: заложена в 1911 году взамен деревянной (говорят, та была весьма невзрачной и постоянно нуждалась в ремонте).
Первую Мировую Войну монастырь переживает благополучно, монахини активно участвуют в посильной помощи (лечат раненых, жертвуют тёплые вещи и книги и т д). А в 1919 году, уже после революции, в монастыре устраивается госпиталь.
Переломным (в худшую сторону) в судьбе монастыря является 1922 год: по всей стране уже год бушует кампания по изъятию церковных ценностей, и хотя служители монастыря выражают готовность посильно помогать (в то действительно непростое время), Советская власть от этой помощи отказывается, настаивая на полной конфискации - которая и была проведена в апреле: общий вес награбленного Советами в переводе на современную меру веса составил почти 150 кг (золото, серебро, драгоценности и церковная одежда).
Разорённый монастырь на год превратился в организованную самими сёстрами трудовую артель - но и она была через год распущена постановлением президиума Краснопресненского райсовета. Большинству монахинь некуда было идти, и до 1929 года они как-то ещё существовали вместе с пришлыми рабочими, студентами и военными. После чего монастырь был закрыт окончательно и бесповоротно: сёстры были сосланы, а послушницы распущены по домам.
И монастырь был обречён окончательно и бесповоротно. Спасский собор превратили в общежитие, а Троицкий - в четырёхэтажный жилой дом (см. ниже). Оба они (как и все остальные постройки) были снесены в 1970-м.
Кроме колокольни: она осталась, одинокая, стоять меж жилых домов - на тот момент нового района Москвы: в 1960 году Головино становится районом Москвы, куда 31 декабря 1964 года добирается Горьковско-Замоскворецкая линия метро. Как она уцелела - непонятно: сестра, работающая в церковной лавке, поведала, что и с колокольней пытались несколько раз разделаться.
А в 1992 году начался обратный процесс: колокольня была приписана к приходу Знаменского храма в Аксиньине, начался её ремонт, и в августе 1997 года она была освящена. В том же году, как говорят, хотели рядом с ней возвести и новый храм, но не сложилось. Сохранившаяся Казанская икона так и осталась в Знаменском храме. Но колокольня возродилась: в 2012 году были установлены новые колокола, а в 2016 проведена первая за без малого век литургия.
На месте, где когда-то простиралась усадьба Головиных, а потом монастырь, теперь - мой дом , и ряд других - таких же ничем не примечательных. Но каждый день, проходя на остановку автобуса по тропинке, вьющейся между колокольней и школой, я задумываюсь о чём-то высшем.
(К слову, образ этой колокольни я запечатлел в одном из своих стихотворений).
А ещё - становится очень жаль, что весь остальной монастырь оказался утрачен, волей людей, которые оказались неспособны оценить красоту и величественность истории. "Весь мир до основанья мы разрушим - а затем..." А что - затем?
И страшно, что история начинает повторяться - теперь уже с промышленными зданиями Советской эпохи (яркий пример - завод ЗИЛ)...