Самолет приземлился в аэропорту города Адлер. Хорошо-хорошо, Сочи, но я с детства привык к Адлеру. На площади перед аэровокзалом встретила стела в виде пяти олимпийских колец - напоминание о прошедшей олимпиаде. Сочи - город олимпийский. Буквально несколько минут на такси, пятнадцать - двадцать на обустройство в гостинице. Сменив плотные джинсы на расхристанные бермуды, фланелевую рубашку на легкую футболку, кроссовки на шлепанцы, можно отправляться к морю. Перешагивая через распростертые тела, теряя равновесие на крупной гальке, добраться до воды и врезаться головой в теплую ласковую волну. Сочи - море - отдых. Где-то недалеко за рекой Мзымтой Олимпийский парк. Пешком можно дойти, но это завтра.
Освоение Российской империей, сначала Абхазии (с 1804 года), затем Западной Черкесии (с 1828 года), привело в эти края русские войска, которые с головой окунулись в местные проблемы. Проблемы обусловленные не только тем, что нужно было как-то наладить отношения с местным населением, а не рубить головы шашкой, и обустроить свою новую жизнь, но и вступить в борьбу с неведанным, невидимым врагом. Декабрист Бестужев-Марлинский, который в 1829 году, после отбытия ссылки в Якутске, был сослан солдатом на Кавказ, писал:
"В этом ущелье (Гагринском) лихорадка свирепствует до того, что полтора комплекта в год умирает из гарнизона, а остальные не иначе выходят как с смертоносными обструкциями или водянкой. Одним словом, Гагра значит смертный приговор".
От лихорадки умирали и в Сухумском, Пицундском и Адлерском (форт Святого Духа) гарнизонах . Эти места считались самыми гиблыми на восточном побережье Черного моря. Бестужев-Марлинский, участвовал в боях, награжден Георгиевским крестом, дослужился от солдата до прапорщика. Погиб в стычке с горцами на мысе Адлер в 1837 году. Тело его не нашли.
Владимир Гиляровский, служивший во время войны с турками разведчиком (пластуном) где-то ближе к Турции, в книге "Мои скитания" тоже упоминал о болезнях:
"Два взвода одиннадцатой роты покойно и скучно стояли с начала войны на посту Цисквили и болели малярией в этом болоте, дышавшем туманами".
Причину заболеваний малярией в те времена связывали с ядовитыми испарениями болот, летучими мышами (Как короновирус. Мышей, правда, никто не ел), папоротниками, пауками.
Только в 1880 году французский врач Шарль Луи Альфонс Лаверан обнаружил в кровяных тельцах больного малярией одноклеточный организм. Впервые простейшие были признаны причиной болезни. За это и другие открытия он был награжден Нобелевской премией в 1907 году. Что малярия может передаваться человеку комарами, впервые предположили в 1884 году. Последующие исследования в разных странах подтвердили эту гипотезу.
Малярийные комары, или анофелесы (anopheles), многими своими видами могут переносить паразитов человека - малярийных плазмодиев.
Враг назван. Дальше: "A la guerre comme à la guerre" ("На войне, как на войне"). Все средства хороши в борьбе с коварным, беспощадным врагом.
В конце XIX, начале XX веков на основе сероводородных источников Мацесты начало развиваться курортное строительство. Где уж тут место малярии? Начались тщательные исследования прилегающих территорий. В 1904 году сочинский врач Аркадий Гордон провел исследования на предмет заболеваемости в поселениях, расположенных вдоль русла реки Мзымта от устья до Красной поляны.
Мзымта в нижнем течении, недалеко от места ее впадения в море. Видна обширная заболачиваемая пойма.
Река Мзымта в среднем течении, окруженная скалистыми берегами.
Река Мзымта в районе Роза-Хутор. Красная Поляна. Таким поселок стал только к Олимпиаде.
Выяснилось, что заболеваемость малярией среди населения падала по мере продвижения вверх по течению. В Красной поляне не было обнаружено ни одного случая. Это и другие исследования навели на мысль, что все-таки основной причиной заболеваний является заболоченная местность, где комары усиленно размножаются в благоприятных условиях.
Борьба с комарами до революции шла достаточно вяло, и только в советское время, благодаря энтузиазму ученых начала давать свои результаты.
Одним из таких подвижников стал Сергей Юрьевич Соколов, направленный Семашко в Туапсинский район с целями организации курортов для трудящихся. Соколов, как положено закаленному в революционной деятельности 1905 года борцу, прибыл на побережье буквально по следам пробивающейся с боями Красной армии.
Во всем мире малярию лечат хинином и его аналогами. Предпринимались попытки создать противомалярийную вакцину, но полученная вакцина обладает недостаточной эффективностью, даже в настоящее время. Соколов же направил свои усилия на искоренение мест обитания малярийных комаров, создавая условия, непригодные для их безудержного размножения. По всему побережью были созданы противомалярийные станции. В 1923 году Соколов сам возглавил сочинскую противомалярийную станцию. Вся его деятельность была направлена на одну цель:
"Здесь должен быть, здесь будет один из самых лучших курортов мира"!
Соколовым разработан целый комплекс мер борьбы с комарами. Проводились мероприятия по осушению болот. Большую роль в этом играли посадки влаголюбивых деревьев, которые, благодаря особенностям своего развития, буквально выкачивали воду из грунта. Высаживались эвкалипты, болотные кипарисы, платаны. Казалось бы, такой привычный пейзаж с широкими кронами деревьев, появился не так давно, благодаря мелиоративным мероприятиям. В борьбе с кровососами применялись такие методы, как опыление и нефтевание водоемов. Это приводило к гибели личинок комаров, но имело и свои побочные эффекты. Что за курортный город, где все водоемы подернуты нефтяной пленкой? В некоторых районах запрещали выгонять скот на альпийские пастбища, заставляя живность проводить летние каникулы дома. Дело в том, что комар больше любит кровь крупного рогатого скота, а человек для него годится на бескормье. К тому же, плазмодии гибнут в крови буренок.
Да, и с чего началось? Прогуливаясь по улице Ромашек - какое романтичное название, совсем рядом с улицей Ленина, набрел на необычный памятник.
На памятнике табличка.
Ну, конечно, не только благодаря рыбке гамбузия, но, в большой мере, и ей.
В соседней Абхазии с 1922 года работал еще один подвижник - Николай Павлович Рухадзе. Он-то и привез из Италии рыбку гамбузию в 1925 году.
Гамбузия - живородящая рыбка из отряда карпозубых. Родом из Северной Америки. Жрет что ни попадя, особенно любит личинки комаров, которых поедает в неимоверных количествах. Нет личинок, слопает мальков соседей, а за неименеем таковых и своих. Самки размером 5-7 сантиметров. Самцы в два раза меньше. Самка становится половозрелой через два месяца, делает до шести пометов за год по 30-80 мальков в каждом. Рыбка неприхотливая, хорошо прижилась в наших водоемах. Для пополнения естественной убыли каждый год в водоемы выпускают мальков, выращенных на ферме.
В 1956 году в Сочи впервые за всю историю не зарегистрировано ни одного случая заболевания малярией. В 1962 году было объявлено, что малярия в СССР полностью побеждена. В этом месте многие авторы выкладывают изображения почтовых марок, выпущенных к этому событию. У меня тоже есть.
И синенькая и зелененькая.
Как положено, бойцы невидимого фронта награждались правительственными наградами. Заслуженный врач РСФСР бактериолог-маляриолог С. Ю. Соколов награжден Орденом Ленина, Орденом Трудового Красного Знамени, медалями "За оборону Кавказа" и "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", другими медалями, значками, дипломами и наградами. У сочинской противомалярийной станции в 2011 году открыли памятник-бюст С.Ю. Саколову. А рыбке гамбузия на улице Ромашек в Адлере установили памятник во весь рост.
Памятники этой замечательной рыбке есть на Корсике и в Израиле. Люди должны знать и с благодарностью вспоминать своих героев.
В работе использовались материалы статьи: Антон Павлов. "Болотный бич. Как Сочи справился с малярией" и другие.
Не забываем ставить лайки, раз уж дочитали. :)
Некоторые фотографии автора, использованные в статье, размещены в портфолио на сайте фотобанка Лори (Александр Щепин - это я).
https://lori.ru/Blink?ref=2106
Заходите.