Почему молчал Ватикан, когда Гитлер приходил к власти? Как мы можем оценить то, что Священный Кинот Святой горы Афон поддержал нацизм? Поддержал борьбу Гитлера против коммунизма.
Правильная позиция Церкви – это позиция веры в человека, и в то, что если он начинает жить искренне по Заповедям Божиим, если он старается быть честным перед собой и перед своим народом, перед своей семьёй, перед той землёй, на которой он живёт, у него эти вопросы не будут возникать. Он сам увидит, что есть – правильно, что есть – неправильно.
Дитрих Бонхёффер –теолог, немецкий философ середины прошлого века, один из крупнейших немецкоязычных философов и богословов ХХ века. За несколько лет до прихода Гитлера к власти, практически, все, без исключения, профессора теологии немецких университетов ходили со значками соответствующей партии. Они полностью поддержали нацизм. Потому что он был созвучен их внутренним политическим интересам. В этой ситуации, когда Бонхёффер отказывается поддерживать Гитлера, он выступает не только против государственной власти, он выступает против своих же братьев-лютеран, против своего же духовенства, против своего же священноначалия, за что, в конце концов, принимает мученическую смерть.
Он неправильно поступал? Он поступал так только по одной причине – он сильно был озадачен жизнью по Евангелию, он на столько любил Христа, что не хотел Его предавать. И это особенный мистический опыт, особое переживание христианства, которое давало ему силы идти против всех, включая своих же, священников, богословов!
Церковь – это, всё-таки, о вечном. Церковь – об отражении Божественного в конкретных человеческих судьбах, в конкретных человеческих проявлениях.
Нельзя с темнотой бороться увеличением градуса темноты. С ней можно бороться только путём привлечения света.
Задача священника в том, чтобы в жизнь человека вошёл свет Христов. В освещении этим светом, становится понятна и та линия жизни, в которой конкретный человек будет реализовывать, в том числе как активный гражданин. В этом задача священника!
А вовсе не в том, чтобы сказать: «Вот эта партия – ближе к Православию, а другая – это не православные».
Главная задача священника – не ответить на чаяния прихожанина, с которыми он к нему приходит. Мы, в этом смысле, не должны обслуживать запрос прихожан. Мы, как священники, в первую очередь, являемся свидетелями реальности присутствия Христа в Церкви. И наша задача – помочь конкретному, пришедшему к нам, человеку пережить, прочувствовать, прожить через свой личный духовный опыт, внутренний опыт – то, что Христос есть в Церкви. И есть некая реальность, опора, жемчужина, найдя которую, человек, по Евангелию – готов всё остальное продать. Нет никакой ценности у всех этих полей, лесов, счетов в банках, если у человека, в результате общения со священником, взаимодействия с Церковью, не появилось ощущения, что у него в руках та самая жемчужина, по сравнению с которой, всё остальное не важно.
Апостол Павел писал, что «вся вмених в уметы» – всё сор, всё - хлам. Если этого ощущения у человека не возникает, значит он ещё находится на пути. Когда возникает, то у него, в этой крупице присутствия Божественного Царства здесь и сейчас, уже сокрыты ответы и на то, как он будет вести себя в той или иной ситуации.
За кого голосовать, батюшка?
Запрос на такого рода вопросы существенным образом снизился. Лет двадцать тому назад, к священнику подходили, и, буквально, почти прижав к стенке, начинали требовать ответа: «Батюшка, за кого нам голосовать? За кого благословите?» – это реальная история. Сейчас даже вопрос так не поднимается. Он не озвучивается, он становится абсурдным.
Для меня – это показатель важный, правильных процессов, которые идут в нашей Церкви – это процессы взросления церковного народа, и перехода от рабско-подчинённого положения к состоянию более свободных и, поэтому, ответственных сынов Божиих. Это позитивный показатель здоровости нашей Церкви, как организма.
-----------------
Дитрих Бонхеффер. К 75-летию окончания Второй мировой войны издательство «Среда» выпустило его книгу - «Сопротивление и покорность».