Составляя прогноз моды на одежду и обувь, ученые заглядывают в закоулки памяти, уповают на судьбу, присматриваются к пластике тела, ищут ассоциативные связи с геометрическими фигурами и считают пятна на Солнце... Об этом можно почитать на моем канале.
Но все эти методы хороши в том случае, если жизнь течет планомерно и не преподносит сюрпризы, например, в виде пандемии. Возникает неопределенность будущего. Можно ли прогнозировать моду в такой ситуации? Думаю, такая возможность есть. Впервые я высказала это предположение в научной статье, датированной 2002 годом. Здесь постараюсь изложить идею кратко.
Интуитивный метод прогнозирования моды складывается на основе достижений в социальной психологии, социологии и экономики. В основе метода прогнозирование неконкретных модных объектов (складочек, рукавчиков, костюмов или смартфонов), а тех явлений, которые ведут к их изменению. Речь идет о систематическом изучении ценностей, потребностей людей и проблем, ими порождаемых, образа жизни, перспектив развития личности и общества, технологий и производства.
Но почему метод называется интуитивным? Для разработки новой коллекции современному дизайнеру, конструктору и технологу приходится обрабатывать огромный объем информации (журналы, выставки, Интернет, семинары, методическая литература и т.п.). В этом смысле они уподобляются ученым, которые собирают, анализируют и интерпретируют информацию, пользуясь логикой и научными методами. Однако, на самом деле специалисты пользуются целым рядом приемов познания и упрощенных методов мышления, которые обычно называют «эвристиками». Иногда эти эвристики работают вполне эффективно и приводят нас к разумным и правильным выводам. Но бывают случаи, когда они являются источником ошибок и неверных суждений.
Нобелевские лауреаты Дэниэл Канеман и Амос Тверски описали одну из эвристик — интуитивное прогнозирование на основе репрезентативности (соответствия). По мнению ученых, люди прогнозируют на основе характерных особенностей данных (например, свойств костюма). Во многих ситуациях репрезентативные исходы (например, широкие брюки) действительно являются более вероятными, чем прочие. Однако это не всегда верно, поскольку существуют факторы (например, локдаун), которые влияют на вероятность исходов (например, производство приостановлено), но не влияют на их репрезентативность.
Основой прогнозирования моды являются специфические данные в виде описания инноваций, потребностей людей или индивидуальных особенностей потребителей. Модные тенденции - это исход, но станет ли он модой зависит от того, учтены ли другие факторы.
Предположим, промышленный дизайнер посетил показ новой коллекции моделей кутюрье N — одного из законодателей моды. Следуя за логикой рассуждений Канемана и Тверски, дизайнер может быть озадачен как минимум двумя типами вопросов по поводу увиденного.
Оценка. Какое впечатление на Вас произвела эта коллекция? Сколько процентов коллекций, по Вашему мнению, произвели бы на Вас более благоприятное впечатление?
Прогноз. Как Вы оцениваете средний балл, который получит эта коллекция? Сколько процентов коллекций получат более высокий средний балл?
В первом случае оцениваются входные данные; во втором прогнозируется исход. Из теории репрезентативности следует, что прогноз и оценка должны совпасть. Если общепризнанность короля моды принять как фактор априорной вероятности исхода, а его успешный творческий путь — в качестве фактора надежности, то прогноз может быть сделан с высокой степенью точности. Поэтому мир следит за Именами. Никто не хочет ошибиться с прогнозами в моде. Ошибки угрожают экономической и социальной безопасности.
Интуитивное прогнозирование на основе репрезентативности — одна из эвристик, позволяющая сделать наиболее вероятные выводы о моде будущего. Правда, с учетом факторов, которые заранее обеспечат вероятность исходов или надежность данных. Выявить и исследовать эти факторы — задача будущего.
Появились вопросы - спрашивайте!