В продолжение темы – Критические замечания к книге «Приключения идей» (автор Альфред Норт Уайтхед):
⠀⠀«Британское правительство было первым правительством в мире, сделавшим два решительных шага к отмене рабства».
Первым был кодекс Моисея более чем на 3000 лет раньше.
⠀⠀«Возможно, прав тот адвокат, который скажет, что нам неведомы пути устранения зла, на которых мы не столкнулись бы с ещё худшим злом другого вида».
Нет, неправ. Такие пути есть, и свидетельство этому – примеры Ганди, Кинга, Манделы, Христа – то, что называется непротивление злу насилием с одновременным просвещением людей. Однако их непротивление было активным – оно означало также неучастие во зле и призыв к людям не участвовать во зле (оставить зло, перестать его как-либо поддерживать), подобно их примеру.
⠀⠀«К сожалению, с этим идеалом христианской теологии и с образцом христианского чувства был исторически связан и старый образ Божественного Деспота с рабски подчинённой ему Вселенной и соответствующей моралью».
Не удивительно ли, что эти принципиально несовместимые доктрины, тем не менее, совмещались в одном учении? Тем более удивительно, что такое положение дел не изменилось до сих пор. Хотя куда яснее сказано: «Один источник не может изливать солёную и сладкую воду». (Послание Иакова 3:12, библия, новый завет). Но: «Сладкие воды сделаются солёными, и все друзья ополчатся друг против друга; тогда сокроется (погрузится в иллюзию) ум, и Разум удалится (будет изгнан)… Многие будут искать его, но не найдут, и умножится на земле неправда». (3-я Книга Ездры 5:9-10, библия, ветхий завет, книга не из канона).
⠀⠀«Уже никто сейчас не возьмётся утверждать, что чисто индивидуалистическая конкуренция, существующая как бы независимо от направляющей деятельности, способна обеспечить удовлетворительное общественное состояние».
Очевидно, никто – из среды достаточно образованных людей, усвоивших уроки истории.
⠀⠀«История может быть рассмотрена как колебания человеческого духа между мирским и надмирным».
Другими словами (и это гораздо более точно и содержательно): история – это «битва» между (выдуманными) человеческими законами устроения общества и «божьими» (реальными законами устроения мироздания) или путь от человеческих законов к «божьим», который ещё далёк от завершения.
⠀⠀«Человек – только верхняя ступень лестницы приматов, он не может освободиться от тех свойств души, которые близко примыкают к свойствам его телесной природы».
Но, говорят, Истина способна освобождать… («И познаете Истину, и Истина сделает вас свободными», Евангелие от Иоанна 8:32, библия, новый завет). Разве это не так?
⠀⠀«Только целое определяет свои конечные цели, а в соответствии с ними – относительную значимость присущих ему по природе порывов спонтанности».
Это утверждение приобретает особую значимость, если уразуметь, что каждый индивид, как и всё человечество, является частью Целого, а не отдельной, самостоятельной, независимой сущностью. И Целое здесь – это не про организацию человеческого общества, а про всеобъемлющее Тотальное Единство.
⠀⠀«Всё, что отпадало от общества, было синонимом зла. Агаг был разрублен на куски разъярённым пророком».
«Разъярённый пророк» – звучит как оксюморон, типа: «грешный праведник». Удивительно, что нарушение заповеди «не убей» не смутило учёных-переводчиков, состряпавших все эти безумные картины, до сих пор принимаемые непросвещённым человечеством за подлинное «Слово Божье».
⠀⠀«Еврейские пророки действительно совершили важнейшее качественное изменение, и, что случается ещё реже, изменение к лучшему; но понятие свободы никогда не входило в концепцию Иеговы».
Это ложь. Понятие свободы и есть концепция Иеговы, которую евреи извратили в соответствии со своей господней и раболепной моралью. Отсюда и повсеместная замена имени Иеговы на Адонай-Ваал (Господь-Господин), отсюда же затем родились воинственность и нетерпимость. Христос, сказано, пришёл исполнить закон Моисея и напомнить о его подлинном содержании, так что ничего принципиально нового Христос не принёс.
⠀⠀«В эпоху Реформации человечество многому научилось – после великих реформаторов милосердие стало редким качеством человеческих суждений».
Судя по плодам, их впору назвать великими извратителями Закона Божьего (Единства) и зачислить в один ряд с ортодоксальными евреями и исламистами.
⠀⠀«Очень скоро Бог был понят как принцип организации, совершенно отличный от Кесарева».
Эта организация основывалась на словах Христа: «Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». (Евангелие от Луки 20:25, библия, новый завет). Однако, что именно Божье и как именно нужно было отдать Богу, да и само понятие «Бог» – стало предметом лживых антропоморфных материалистических интерпретаций, из которых религиозная власть извлекала свою «шкурную» выгоду, выстраивая собственную иерархию, параллельную светской.
[ Продолжение следует… ]