(«Как эстонские хиппи Советский Союз разрушили». Режисер: Талгат Баталов. Пьеса: Михаила Дуренкова)
Ну вот и выбрался первый раз в этом году в театр… Сразу скажу… думаю, что в последний. Я не противник масочного режима. «Если нужно, значит нужно, пусть над головой летят года…» Но, смотреть спектакли в обязательных маске и перчатках я больше не буду. Чувствуешь себя либо хирургом, либо эпидемиологом. А перед тобой не театральная служба с актерами, а разрезанные тела или зачумленный барак. Какие уж тут красивые и правильные истории. Но, надо сказать, что то, что я вчера увидел… не очень стремилось это впечатление как-то изменить к лучшему.
Сразу упомяну актеров. Они старались, как могли. Не скажу дурного. Им дали текст, они играли. На совесть. Да я и мало что понимаю в актерском мастерстве, поэтому как-то разбирать его не имею права. Но вот текст… А уж на текстах я «собаку съел»… так, что любому Гришковцу дам сто очков вперед. Так вот, текст был ужасный. Я все время задавал себе вопрос, какая свалка должна быть в голове у автора, чтобы он сдюжил «соткать» такое. Впечатление было следующим. Взяли несколько картонных пазлов из разных коробок, разного размера, разной формы и попытались слепить (о «выткать» и «полотне» речи уже не шло) что-нибудь.
Получилась такая… анти-история. Если «история» по-древнегречески, это «результат исследования человеческих отношений. Здесь не было ни результата, ни исследований, ни отношений, ни чего-либо человеческого. Казалось автор что-то слышал о том, о чем он писал, от того, кто разговаривал с тем, кто что-то видел. Какая-то третья, а то и четвертая производная. Кроме того, я бы, будь чиновником от отдела по борьбе с наркооборотом, с удовольствием привлек бы его (автора) за их (наркотики) пропаганду. Потому что ничем, как воспеванием состояния наркотического бреда большую часть текста назвать нельзя. При том, я рупь за сто даю, что написано это был не под демидролом или циклодолом. А откуда он взял то «химическое вещество», которым наслаждаются герои его пьесы, понять не могу. Видимо это какой-то личный специальный опыт автора, я про такое даже не слышал.
Ну и много какой-то отсебятины. Типа ментов-парикмахеров, которые насильно оболванивали хаератых хиппи. Таким барбер шопом занимались любера и пытались заниматься учителя. И для тех и других это был их садистский ритуал. А ментам такое было бы в западло. Ну и напрасно были взяты в качестве героев именно прибалтийские хиппи. Там, как в советской Европе хиппи чувствовали себя вольготнее, чем во всем остальном СССР. Поэтому все московские, питерские хиппаны рвались в Таллин, Вильнюс и Ригу. Кроме того, в Вильнюсе несколько лет проводился «Праздник весны», Казюкас, на который собирались хиппи со всего Союза и прекрасно себя на нем чувствовали. Никто никого не «винтил». Пой, да пляши.
Ну и еще, если вдруг меня читают молодые люди, для которых 70-80-е годы, это каиея-то «мифы древних греков» и «прошлый век». Так вот, дорогие друзья, никакие хиппи никакой Советский Союз не разрушали, так же, как его не разрушали музыканты или те же любера (посмотрите в Википедии, кто это такие). Хиппари и музыканты клали на этот Союз с прибором и каждый занимался своим делом. Одни торчали, пили и слушали музыку, которые создавали вторые. Совок-то им и не очень мешал.
СССР, как ни парадоксально, разрушили молодые комсомольцы, которые не «носили какого-то ИДЕАЛЬНОГО мира или представления о мире внутри себя» (как написал автор о своих героях в анонсе к спектаклю). А имели конкретную и сильную волю. Волю к власти. И в какой-то момент им стало очевидно, что больше «старикам здесь не место». И надо навязать свои правила. Что они не без помощи тех же хиппарей, музыкантов, люберов, диссидентствующей интеллигенции и осуществили в начале 90-х. А осуществив, прибрали всю власть к рукам, а заодно и все народные ресурсы, предоставив хиппарям и музыкантам так же торчать и спиваться под звуки «протестного рока», а люберам становиться членами различных ОПГ, дохнущих во всяких бандитских разборках пачками.
Такие «комсомольцы» есть и сегодня в виде всяких Навальных и Яшиных. Они тоже не прочь поболтать о свободе равенстве и братств, чтобы потом руками сегодняшних хипстеров и реперов загрести всю власть себе, оставив последних со стеклянными бусами и незакрытыми гештальтами. Правда, нынешних «комсомольцев отличает от тех, советских отсутствие «школы» борьбы и власти. Поэтому, сколько бы они не призывали народ к баррикадам», а ничего, кроме «пара в свисток» у них не выходит. Но, только так бывает в этом не «идеальном», а реальном мире. Воля к власти, а никакие не «мейк лов, нот вор» или «в здоровом теле, здоровый дух».
Но, чтобы не заканчивать на этой безрадостной ноте, хочу все-таки вернуться к артистам. Они не виноваты, и они молодцы! Особо мне понравились два клоуна (с большой буквы «К») Бим и Бом, которые придавали этому бед трипу, хоть какое-то подобие красивой и правильной истории. Если, я правильно их идентифицировал, то это Валентин Самохин и Дмитрий Уросов. Они вдвоем появлялись на арене в разнообразных костюмах (то далай лам, то милиционеров, то медсестер, то родителей и других родственников) появлялись и спасали представление. Отработали на 100!
А авторам, пишущим пьесы для современных театров, я бы все таки не удержался и посоветовал: «Ну начните вы глубокое изучение сторителлинга! Не мучайте ни себя, ни актеров, ни зрителей!»
У меня все!