Всем привет! И самых теплых воспоминаний🌞
Сегодня с утреца охватило меня сладостное чувство ностальгии… по раннему детству. А раннее детство мое счастливое, #СССР - овское, пришлось как раз на времена, когда слоники, царевны и прочие фарфоровые «игрушки» в очередной раз были объявлены «мещанством». О том, что в почете простота, свободное пространство и заграничная элегантность стиля мид-сенчури модерн, я даже не догадывалась🤷♀️
В доме моей любимой бабушки стоял сервант с целой полкой такого «мещанства». О, как он меня манил! Этот сказочный мир, где балеринка кружилась рядом с симпатичным медведем, а космонавт мирно спал на луне аккурат у ног повара, распекающего кота за то, что тот стянул со стола сметану… А правила сказочным миром, несомненно, Хозяйка Медной горы👇
Сказ про «Хозяйку Медной горы»
Бабушка, видимо, тоже любила эту фигурку больше других. И, опасаясь, как бы я не разбила сокровище, попыталась занять меня книжкой сказов Бажова «Малахитовая шкатулка» с чудесными картинками. Однако нарисованная царевна-волшебница ни в какое сравнение с фарфоровой не шла. Горделивая осанка, высокая корона, длинная коса, расшитое золотом платье с пышными рукавами — это все имелось… Главного не было: у фигурки белый лик сказочной красоты — не как в книжке, а сама ДОБРОТА…
В детстве меня совершенно не интересовало, кто создал эту прекрасную фарфоровую статуэтку. Она меня просто восхищала и все. О том, что «Хозяйку» создали на знаменитом гжельском предприятии (точное название — Турыгинский фарфоровый завод кооперативной артели «Художественная керамика»), я узнала лишь недавно. А узнав, захотела найти побольше информации об этой фигурке из фарфора. И нашла👇
Да, знаменитая «Хозяйка Медной горы» в голубом сарафане — гжельский фарфор, хотя с виду совершенно не похожа на привычные бело-синие игрушки, шкатулки и посуду. Ошибки быть не может, поскольку авторство зафиксировано в каталогах. Оно принадлежит известному творческому тандему: скульптору Людмиле Павловне Азаровой и художнику Людмиле Николаевне Шушкановой (Народный художник РСФСР, между прочим). Их произведение оказалось настолько удачным и так понравилось покупателям, что выпускали его к ряду лет тридцать, наверное, — в 1950-е, 60-е и 70-е годы.
Чем старше фарфор, тем дороже. Как определить возраст? По клеймам. Посмотрите на фото, и все сразу станет понятно👇
Версии и реплики
Как вы уже поняли из подписей под фото (надеюсь, вы их внимательно прочли), внешне экземпляры «Хозяйки Медной горы» могут различаться довольно сильно. Тем, кто желает приобрести настоящую винтажную вещицу времен СССР это может здорово помешать сделать правильный выбор. Ведь сегодня снова выпускают «Хозяйку», и не только Гжель.
Сложность в том, что у аутентичных экземпляров старой Гжели разнится не только яркость окраски: и лица разные, и количество золоченых элементов, и цвет волос-глаз…Очень легко напороться на новодел. Советую обращать внимание на соответствие сорта изделия (см. штамп на дне) и внешнего вида. Форма дна тоже имеет значение. У гжельских «Хозяек Медной горы» прошлого века дно закрытое, плоское.
А вот напоследок загадаю-ка я вам загадку в духе бажовских сказов. Нашла совершенно необычную фигурку. Дно закрытое, плоское, но девственно чистое, без единой отметинки. Что за красавица? А? Если Гжель, то почему одета «не по форме»?👇
Текст: Лидия Чечёта
________________🏡
Подписка на наш канал ЗДЕСЬ 🏡 читайте, у нас много интересного:
Рассказываю, почему нельзя выбрасывать старое радио, а уж тем более радиолу
Искала на Авито столик, а нашла консоль – самый спорный и самый многозадачный предмет мебели
Люстры побывали на помойках и теперь возвращаются?