Приветствую заглянувших! Хочу рассказать про единственную модель тульского завода, которую классифицировали не как мотороллер (на слуху привычные всем "Турист", "Тулица" и "Муравей"), а именно как мотоцикл. Хотя агрегаты и технические решения задействовали привычные мотороллерные.
В 1984 ТМЗ приступил к выпуску очень оригинальной модели - мотоцикл повышенной проходимости 5.951 "Тула". До него на роли самых подходящих лесных проходимцев были "Минск" и "Планета".
В "Туле" применили много оригинальных технических решений, которых до этого не было на отечественных мотоциклах: электрический запуск двигателя (династартёр), принудительное охлаждение, пластиковые крылья и широкие колёса размерностью 6.7-10.
По массе он вышел как раз между "минском" и "планетой" - 129 кг. По мощности и объёму двигателя тоже: 12.5 л.с. 200 см3. Двигатель конечно знаком по мотороллерам, но на серийном мотоцикле его применили впервые. Заявленная максимальная скорость даже меньше чем у "Минска" - 90 км/ч, но это явно не та техника, у которой хочется проверять максималку или гоняться с другими.
А самое заметное в облике нового мотоцикла - широкие и высокопрофильные шины. До этого ни на какой мототехнике в СССР таких не применялось. Шинной промышленности пришлось освоить новую модель Н-222. Конечно она долгое время была дефицитом. Но именно они обуславливали особые свойства мотоцикла - проходимость, плавность хода, сложности в управляемости.
Понятно, что конструктивные особенности "Тулы" не дают повода похвастать хорошей управляемостью или максимальной скоростью, но ползать по лесным тропинкам на ней интересно. Мотор тяговитый и не перегреется благодаря вентилятору.
Уверен, что если бы сейчас завод по примеру других, оснастил этот мотоцикл современным четырёхтактником из Китая (которые тоже на 150-200 кубов), то некоторый спрос был бы до сих пор.
Она тоже в списке моих "хотелок" по технике )).