Это сложная, противоречивая тема. Одни с волнением оправдываются: "Ну как же не давать смотреть мультики? Ведь это 15-20 минут, а то и полчаса свободного времени, которое мама может употребить с пользой, а то и с удовольствием: доготовить обед, вымыть полы, почитать книжку, поговорить по телефону с подругой - да мало ли чего!"
Другие, включая педагогов-психологов, говорят: "Сейчас дадите гаджеты - пиши пропало; не будет ваш ребёнок потом ни читать, ни играть. Зачем? Сел перед экраном - тебе всё разжуют и в рот положат, глотай только!"
Кто-то грешит не только на подпорченный гаджетами интерес к полноценной жизни, но в первую очередь на проблемы со здоровьем: сколиоз, близорукость, лишний вес из-за малоподвижности.
Что же делать? Не показывать малышу гаджеты вообще до определённого возраста? Или посадить его за монитор, вручить мышку и научить обращению с информацией как можно раньше?
Расскажу про свой опыт. Когда я ждала дочку и потом, когда она только родилась, я пребывала в уверенности, что до пяти лет не подпущу своего ребёнка к гаджетам. Я, как и многие, боялась и утраты интереса к живой жизни, и, конечно, проблем со здоровьем, да и вообще - ну зачем оно? Мой муж убеждал меня, что вряд ли это возможно - протянуть до пяти лет, да и вообще всегда считал вред от гаджетов очень надуманной проблемой. Приводил в пример маленького сына своего друга, который, не умея ещё говорить, ловко управлялся мышкой, находил интересные ему обучающие мультфильмы и игры (разумеется, среди ассортимента, предусмотренного его отцом) , в том числе на английском.
Потом этот мальчик заговорил - после долгого молчания сразу хорошо. Очень подвижный, живой, умный мальчик. Гаджеты, очевидно, никак на его интеллект не повлияли. Очки тоже пока не надел и особой зависимости от просмотра мультфильмов и игр не заработал. В 4 года этот мальчик посетил с отцом биеннале и на выходе благодарил устроителей за прекрасно проведённое время.
Ну а что же я? Довольно скоро мне пришлось своё решение пересмотреть. И вот почему. Я поняла, что, чтобы оберегать ребёнка от гаджетов, нам самим нужно от них отказаться: от телефонов и ноутбуков в нашем случае. (Телевизора у нас давно нет - этот источник белого шума я действительно полагаю вредным, как минимум - бесполезным. Всё, что есть там, и даже больше можно найти в интернете.) Ну, готовы ли мы отказаться от инструментов, с помощью которых, я, книжный редактор, и мой муж, журналист, зарабатываем на жизнь? А если нет, то как я собиралась уберечь ребёнка от встречи с этими "монстрами"? Мы жили в однокомнатной квартире, и ребёнок, конечно, видел то и дело нас за работой. Мы включали музыку на ноутбуке, знакомя дочку с разными музыкальными жанрами. Я нередко читала дочке с экрана произведения, которые припомнила вот сейчас - и сейчас же мне хотелось ими поделиться. Так, я, вспомнив несколько строф "Кошкиного дома" Маршака, тут же нашла его в телефоне и исполнила Агате, пока она неторопливо пила чай с печеньем.
Более того, в первые месяцы дочкиной жизни мне было удобно держать малышку у груди (кормила я по требованию) и читать с экрана протяжные сказки Пушкина. С книгой это было труднее.
(Что я не принимала тогда и не понимаю сейчас, так это колыбельные и сказки с чужих голосов, которые ставят совсем крошкам - вот они-то не должны заменять мамин голос, столь важный для младенца, для укрепления связи мамы и малыша. Колыбельные, милое сюсюканье и декламация мелодических стихов и поэтических сказок, кроме того, главным образом составляют наше первое общение с младенцем.)
И что же дальше? А дальше, как я уже сказала, песенки (включали на ноутбуке или телефоне) и танцы, ну и мультфильмы, конечно. Какие? Самые первые мы начали показывать Агате чуть раньше года. По две-три минутки. Песенки-потешки. Потом не больше пяти минут. Таковы мультфильмы серии "Учимся с Масиком", где малыш рассказывает и показывает строение своего тела ("Учим части тела..."). Можно ли было обойтись? На что же мама? И мама и папа, конечно, всё это рассказывали и показывали. Но мне кажется важным, чтобы ребёнок видел это ещё и с чужой стороны. А тут Масик, очень похожий на тебя (ребёнка), у которого тоже ручки-ножки, волосы, глаза, уши и т.д. Агата ужасно любила все мультфильмы этой серии.
А как-то раз мне попался на глаза мультфильм, сделанный чрезвычайно просто - как и все серии про Масика и Малышку, - "Говорящие буквы: учим звуки", на 5 минут. Мы посмотрели его вместе с Агатой. К этому времени ей как раз исполнился год. На следующее утро после однократного просмотра мультфильма Агата приносит мне с магнитной азбуки букву "Щ" и называет её как в мультфильме: [щ] - несколько раз. Бог знает, почему именно эта буква ей запала в душу первой. Но, как видно, этот случай (а в нашем опыте и все последующие) опровергает тот факт, будто ребёнок у экрана отключается, ничего не понимает, а следит только за яркими образами. Всё дело в том, чтобы подобрать контент, участвовать в просмотре с ребёнком (комментировать, если нужно). И да, я за дозирование экранного времени.
Сейчас Агате три года, максимальное время, которое она проводит у монитора, - по 15-20 минут за сеанс. В будни один раз, в выходные два раза в день. При этом мы стараемся быть рядом и смотреть мультфильмы с ней, чтобы потом обсуждать сюжеты. То есть мультфильмы для нас - не средство "выключения", отвлечения ребёнка (такое изредка происходит, но только с уже знакомыми сериями), а ещё один способ проведения совместного досуга и почва для дальнейших разговоров. Мы показываем ей прекрасные, на наш взгляд, понятные ребёнку "Свинку Пеппу" (правда, к этому сериалу Агата уже потеряла интерес), "Три кота", "Смешариков" (они сложнее, только начали), но и отличные советскую мультипликацию. Так, она была в восторге от музыкального мультфильма, почти оперы "Мойдолыр", очень ей нравится "Тараканище" с нарисованным Чуковским, "Федорино горе", "Бегемот, который боялся прививок". Долгое время бесконечно пересматривала Агата "Колобка" от студии "Пилот", а потом мы даже приобрели книжку именно по этой экранизации.
В прошлом году мы сходили с Агатой на балет "Снежная королева", и это было для неё очень яркое переживание. Теперь по частям (те же 15 минут в день) смотрим советский полнометражный мультфильм "Снежная королева". И разве это не здорово - сравнить один и тот же сюжет, преображённый разными видами искусства? (К слову, сама андерсеновская сказка всё же пока трудновато идёт, это чтение для детей постарше.)
Сопоставлять литературное произведение и экранизацию - ещё одна возможность использовать экранное время с пользой. Так, однажды, мы с Агатой смотрели "Мойдодыра" (1954), и на моменте, когда пускаются наутёк из комнаты самовар, чашки с блюдцами, утюги, кочерга, а за ними и стул со столом, Агата заметила: "Ну, это уже "Федорино горе", а не "Мойдодыр"!" Ведь именно в тексте сказки "Федорино горе" это и происходит. Так ребёнок учится сравнивать, подмечать детали, анализировать.
Кроме мультфильмов, Агата любит выбрать тему и листать картинки - это могут быть темы из зоологии и происхождения видов - "Кролики", "Совы", "Динозавры", а могут быть, совсем как будто непознавательные - "Игрушка Баба-яга", "Детские площадки".
К слову, Агата довольно ловко управляется мышкой и может щёлкнуть и по нужной картинке, и "пропустить рекламу". Мой телефон она листает с такой скоростью, как я не могу. И этого ребёнка я хотела "уберечь" от гаджетов?..
Она так привыкла, что, сталкиваясь с каким-то большим вопросом, по которому не всё знаем, мы с мужем лезем в Википедию и дальше, что теперь сама иногда предлагает проверить информацию о ком-то или о чём-то. Так, недавно мы изучали с ней образ жизни бегемотов, а в другой раз устанавливали иерархию птерозавров и рамфоринхов. Да, здесь пригодятся специальные книги, но, когда вопрос возникает прямо сейчас, грех не воспользоваться теми инструментами, что есть под рукой.
Ну и каков же вывод? Современные дети не могут быть вынуты из среды, в которой на каждом шагу гаджеты. Мы сами, вчера звонившие по дисковому телефону, набиравшие еле-еле тексты на клавиатуре, учившиеся различать кнопки Enter и "пробел", сегодня не мыслим себя без компьютеров, планшетов и смартфонов-айфонов. Мы, выискивавшие знания в толстенных словарях и БСЭ, сегодня можем в любой момент получить ответ на любой вопрос, набрав его в строке поиска. Раньше нам надо было ждать, когда по телевизору покажут что-то нам интересное, теперь море передач и фильмов разного характера мы находим на YouTube и других сайтах, включая сайты телевидения. Мы живём в этом мире - и таков мир наших детей. Чтобы не давать, нужно самим не брать. Уйти в лес, например, исключить себя из жизни в социуме. Это, конечно, возможно, но это другая история. Если мы собираемся жить среди людей, обучать детей в обычных школах (или не обычных, а продвинутых) и планируем для них успешное будущее, то гаджеты в его жизни будут присутствовать с рождения. И лучше бы он научился ими пользоваться с умом. Научился от нас, родителей, конечно, а не от товарищей во дворе. И потом, мультфильмы - это ведь тоже искусство, то есть ещё одна прекрасная сторона жизни. Тут, как и во многом, главное - отделить зёрна от плевел.
Пусть ваши дети будут здоровы и счастливы!