Автор: Марина Бочарова
Если вы любите медиавистику — это материал для вас.
Если вы любите Вархаммер — эта статья для вас.
Если вы только начали интересоваться историей или этой вселенной — тем более читайте.
В этой статье будет рассмотрена только малая часть средневековых представлений об образе христианского правителя Западной Европы и как они отражены в образе Императора из вселенной Вархаммер 40000. За основу будут браться только художественные книги. В первом и втором случае разговор будет об обобщенных представлениях некоторых аспектов. Подробный разбор займет книгу, а не отдельную статью.
Кратко: Император из WH40k создатель государства Империум Человечества, верховный правитель, создатель космодесанта и одна из ключевых фигур истории фантастической вселенной.
В средневековых представлениях о правителе смешивались мнения всех социальных слоев: элиты и народа. Первые требовали от правителя соответствия высоким идеалам: милосердие, доблесть, мудрость и прочие полезные качества. Народ же требовал соблюдения своих прав и определенных ритуалов в поведении. И если король признан святым, то чудес, причем наглядных и настоящих должно быть много. Народ мог хвастаться и спорить о них до драки, сравнивать какой правитель круче. То есть сильно напоминали типичных фанатов Вахи. Но и аристократия и народ хотели видеть своего главу в соответствующем внешнем виде. Так что, если вы думаете, что вам указывают, как жить, вспоминайте средневековых королей.
Когда плащ важнее короны
Средневековый правитель должен был выглядеть определенным образом. Точнее обязан. В противном случае его попросту не уважали или не узнавали. Нам это кажется странным, но помните, что люди тогда думали иначе. Король не мог быть уродливым, увечным и больным от рождения. Конечно, в истории были исключения, когда хромой человек садился на трон, но это после длительных дворцовых интриг.
В Вархаммере Император отличается исполинским ростом и совершенной фигурой. Хотя она всегда закрыта доспехами или одеждой, это ощущается. Но мало обладать нужной внешностью. Надо еще и быть одетым соответственно. Важнейшим атрибутом был… нет, не корона. Плащ. Причем яркого красного цвета. Этот образец пошел от византийских императоров. Алый плащ считался важнейшим символом власти, изготовлялся из природных красителей, крайне трудно доставаемых, отчего не выцветал. Есть варианты пурпурного цвета, но это зависит от периода существования Византийской Империи и сути не меняет. Другие европейские государи пытались его косплеить с разной степенью кошмарности. Красители могли достать не всегда и поэтому красили, как могли. В итоге цвета получались от розового до черного. Убранство государя украшалось вышивкой и камнями. Оно прямо указывало на социальный статус.
Вархаммеровский Император как раз в этом красном плаще и золотых доспехах щедро украшенных символикой Империума, а вот короны у него в привычном представлении нет. Только золотой венец, что бы поддерживать волосы. Конечно, это отсылка к Древнему Риму, и одновременно мысли, что и простого венка достаточно.
“Ниспадавшие длинные чёрные волосы удерживала простая корона-венец из металлических листьев, убирая пряди с лица, чтобы не мешать Ему сражаться. Скорее практичная, чем царственная.
Он двигался, как двигался человек, и шёл пешком сквозь напряжённые ряды Своих хранителей, проталкиваясь между тесно стоявшими телами в тех редких случаях, когда воины инстинктивно не расступались перед Ним. Он был облачён в золото, как и все Его хранители были облачены в золото. Те же самые символы Единства Терры и имперского дворянства, что украшали их броню, троекратно украшали и Его. Суставы Его доспеха не рычали грубым промышленным рёвом массово производимой брони легионеров, а урчали песнь более старых и совершенных технологий.
А вот черты лица Императора неуловимы людьми. В книгах описывается как они ускользают, не давая четкости. Но всегда оставляют впечатление высшего существа, благодати. “ Аарон Дембски-Боуден, «Повелитель Человечества»
Правитель-драконоборец
Подвиг для правителя, героя или святого одно из важнейших действий в жизни. Конечно подвиг монаха и воина будут сильно отличаться, но и пересекаться местами. По Европе ходило немало рассказов о героях-змееборцах. Обычный сюжет когда змей (в русском языке змей и дракон одно и тоже) нападает на поселение и всячески терроризирует окрестности. Дышит ядом, жжет огнем, ест людей, одним словом проявляет свою жуткую природу. Земля где он обитает усеяна костями храбрецов, которые пытались его убить. Но в итоге находится правитель или герой, который хтоническую тварь побеждает. Вспомните хотя бы сюжет с Георгием Победоносцем.
Вот и в Вархаммере Император побеждает Дракона Пустоты, одного из К’Тан, в Лабиринт Ночи на Марсе до Темной Эры Технологий. Что красочно описывается в книге “Механикум” и некоторых других произведениях. Дракон Пустоты отличался невероятным могуществом и тягой к беспричинному разрушению. В итоге был заточен Императором в саркофаг в Лабиринте Ночи глубоко в недрах Марса. То есть налицо реальный подвиг над сильным, непростым противником.
Государь-целитель
В средние века представление о возможностях государя шло дальше. Выражение “рука правителя исцеляет” вовсе не метафора. Считалось, что монарх мог исцелить своим прикосновением от физической болезни. Так во Франции до Нового времени сохранялся обряд возложения рук на золотушных (болезнь кожи) во время коронации короля. Так после церемонии в соборе правитель выходил на площадь, где заранее собиралась толпа больных, и просто горожан. Король проходил вдоль толпы и дотрагивался до просящих. К 16 веку придворные порой сомневались в необходимости обряда и фактах исцеления, но народу было плевать на их мысли, они требовали чуда и чудо получали. В хрониках есть сообщения о том, что некоторые действительно избавились от болезни.
И вот что описывается в книге "Механикум»
За спиной воина хлопал на ветру кроваво-красный плащ, а в руке, закрытой бронированной перчаткой, сверкал увенчанный орлом скипетр. Взгляд золотого гиганта скользнул по синей броне рыцаря Вертикорды, охватив боевую машину от конического основания до подвижных плечевых пластин, на которых был выгравирован символ Рыцарей Тараниса — колесо и молния.
Воин поднял голову.
— Твоя машина повреждена, Таймон Вертикорда, — произнес он сильным, но мелодичным голосом, который показался наезднику самым совершенным звуком во Вселенной. — Ты позволишь?
Вертикорда не мог подобрать слов для ответа. Он сознавал, что все, что он скажет, перед лицом такого совершенства прозвучит пошлой банальностью. Воин, не дожидаясь ответа, поднял руку, и Вертикорда ощутил его прикосновение в районе коленного соединения «Арес Ликтор».
— Машина, излечись, — произнес воин.
Уверенность и решимость в его голосе впитались в самую сущность Вертикорды, словно каждая молекула его гибрида из плоти и металла получила новый заряд целеустремленности и жизненных сил.
Тепло от прикосновения воина мгновенно просочилось сквозь броню, и весь остов из пластали и керамита слегка завибрировал, вызвав у Вертикорды изумленный вздох. Он невольно сделал шаг назад и сразу ощутил, как плавно и легко движется. Один шаг, но он понял, что «Арес Ликтор» как будто только что вышел из сборочного цеха. Упорная хромота исчезла бесследно.
“Механикум” Г.Макнилл
Золотой трон и священная Терра
Искалеченное тело Императора человечества в данный момент прикреплено к Золотому трону. Это особое сложное технологическое устройство, благодаря которому он не полностью мертв, но и не жив. Золотой трон находиться в глубине Дворца Императора на Терре (нашей Земле) и подключен к варп-маяку Астрономикон, важнейшему устройству для перемещений людей по галактике. Я считаю что Император жив, или его дух присутствует в теле, о чем говориться в рассказе “Возрождение примарха”. Но эта статья не о ваха-спорах на эту тему.
И вот на этом месте поговорим о смерти и погребении средневековых государей.Отношение к смерти говорит много о состоянии культуры народа, а отношение к смерти правителя об отношении к власти. По Европе ходили легенды что герои были погребены сидя. Считалось что именно так был похоронен Гектор, популярный персонаж истории в средневековье. Некоторый королей и епископов перед смертью сажали на трон и в таком виде над ним совершали ритуалы перед погребением.
Крайне важным считалось место захоронения. Оно связывало государя и общество которому принадлежал собор, где как правило были могилы его предков. Собор на долгое время становился местом поклонения где проводились службы и куда стекались паломники.
Во время погребального ритуала все знаки власти государя оставались при нем. Символически все дни между смертью и погребением он государь продолжал править. Затем всю необходимую символику изображали на надгробиях, или скульптуре в храме. Меч, плащ и корона являлись наиболее важными атрибутами королевской власти. Интересно что на погребении епископа (и местного князя) в одном немецком городе, ему на колени клали меч.
В Вархаммере есть весь этот набор. Император сидит на Золотом троне, в своем золотом венце и с мечом на коленях. Меч он потом отдает Робауту Жиллиману, но не суть. Терра как его место пребывания считается священной землей. И по сути Император по прежнему правитель. На Терре есть только его регенты.
И еще пара строк
Вот краткое изложение моих наблюдений за книжным Вархаммером. Имели ли авторы вселенной все это ввиду? Вероятно. Хороший автор всегда работает с источниками прежде чем сесть за книгу. А Вархаммер все же про крестовый поход в космосе. Конечно автор может всего этого не знать. Но они явно выросли в европейской культуре. А значит слышали рассказы, видели фильмы о королях, рыцарях и космосе. А там в том или ином виде есть отсылки на реальную историю.
Полезная литература:
Власть и образ: Очерки потестарной имагологии. СПб.: Алетейя, 2010.
Марк Блок. Короли-чудотворцы. М.: Языки русской кульутры. 1998
А.Я. Гуревич. Культура средневековой Европы. СПБ. 2007