С 2015 года по июль 2020 я проработал в сельской школе в якутской глубинке учителем, заместителем директора по воспитательной работе и техником ИВЦ (техническое сопровождение всего, что требует компьютерной техники и электроники в целом). В школе учится порядка 50 детей, а население поселка составляет чуть более трехсот человек. На мой последний год работы по контракту мир содрогнулся от новой угрозы, унесшей впоследствии больше миллиона человеческих жизней.
В марте от местного управления образования к нам поступают неясные и расплывчатые приказы о принятии ограничительных мер, которые иногда даже противоречили друг другу. Вся суть приказов сводилась к обязательной проверке температуры тела персонала и учеников, установке диспенсеров с антисептиком и ограничении перемещения учащихся вне района. Стоит ли говорить, что на закупку бесконтактных термометров и диспенсеров средства сверху не выделялись?
Тут же возникла сложность - родительское сообщество, которое даже отказалось избрать себе председателя, отказалось выполнять приказ о запрете выезда обучающихся за пределы района. К тому времени как раз начинались весенние каникулы, местные жители ездили в город за припасами, поскольку в начале апреля дорога по автозимнику закрывается, а ближайшая возможность выехать куда-либо за пределы поселка появится только в июне. Родители были ознакомлены с приказом о запрете выездов, а также расписались на листке ознакомления. Тем не менее, все понимали, что данный приказ не имеет юридической силы, поскольку администрация школы не может запретить или ограничить передвижение граждан, в том числе и детей. Администрация поселка и участковая больница бездействовали.
Чуть позже стали поступать потоки приказов о разработке плана по внедрению дистанционной формы обучения. Ситуация осложнялась тем, что дорогущий, но крайне нестабильный спутниковый интернет давал скорость загрузки около 128кбит/сек в лучшем случае, также половина населения не могла себе позволить интернет вовсе, так что о видеоконференциях в "зуме" не приходилось даже мечтать. Мне, как замдиректора, были непонятны действия управления образования - поступали приказы, на следующий день поступали уже совершенно другие приказы, противоречащие вчерашним. Не давая никаких четких инструкций для администраций школ, управление просто свалило всю ответственность на директоров и завучей. Ситуация была похожа на поход по минному полю без миноискателя. К слову, директор нашей школы находился в отпуске к моменту начала всей истории. Он вообще редко брал отпуск и работал круглогодично. Соответственно, вся работа навалилась на зама по учебной работе, зама по хозяйственной работе и на меня.
Завуч разработала несколько вариантов дистанционного обучения в условиях отсутствия интернета, на педсовете был выбран вариант с "почтовым ящиком" в центре поселка. Разумеется, как меньшее из зол. Суть в том, что в центре поселка устанавливался большой ящик с отделениями по классам, учителя разрабатывают сопроводительные материалы (раздаточные материалы, призванные быть похожими на разъяснения учителя на обычном уроке, чтобы была не только домашка) и домашку, классные руководители собирают все это дело, затем в 13:00 кладут в тот самый ящик в индивидуальные папки для каждого ученика. В промежуток между 14:00 и 15:00 родители забирают эти папки и кладут в ящик уже выполненные работы. (Предполагалось, что ходить будут родители, но ходили сами дети).
Разумеется, это устроило не всех - каждый понедельник я ходил в администрацию поселка вместо директора и выслушивал оскорбления от представителей других организаций поселка (родители учащихся, так или иначе), поскольку дети в школу больше не ходили, учились дома, родителям пришлось как-то помогать своим детям (до этого множество родителей даже не знало, какие предметы их дети выбрали для сдачи на ЕГЭ, вот как все плохо было). Оскорбления несли личный характер, по мнению родителей школа самолично приняла дистанционную форму, дабы не работать. Но ведь работы у учителей стало даже больше!
Дети, получавшие в нормальное время льготное питание, получали в период дистанционного обучения пайки с набором продуктов - молоко, консервированное мясо, сладости, дефицитные фрукты. С этим все было замечательно, никто не жаловался.
В конце марта было принято решение объявить досрочные каникулы - на неделю раньше обычного. Наступил апрель - "почтовый ящик" вернулся в дело. Дети не сдавали работу вовремя, а некоторые не сдавали вовсе. Звонки родителям не помогали. У классных руководителей сдавали нервы. Администрация поселка и больница бездействовали. Ситуация была накалена, общественность была в ярости. Все, что школа могла делать, это продолжать работу, чтобы хоть как-то продолжить обучение. К слову, ежегодную традиционную церемонию награждения за успехи в обучении решено было отменить по соображениям безопасности, и слава богу, потому что весь хаос с запоздалыми отчетами об успехах детей, сценарием, постановкой и проведением каждый год сваливается на меня. Я ненавижу май-месяц - именно в мае я несколько недель выпиваю по литру кофе в день, ем на завтрак, обед и ужин успокоительные, чтобы в итоге провести эту никому ненужную церемонию. Если я расскажу о том, что вообще она из себя представляет, Вы со мной согласитесь, но об этом как-нибудь в другой раз.
Возникла еще одна какуля - студентам, обучающимся в городе, объявили дистанционное обучение, и все они заявились в родной поселок, и, несмотря на приказ администрации поселка о двухнедельной самоизоляции прибывших, гуляли по поселку, ходили в гости без предупреждения, бухали, тусили по домам. Это вызывало только раздражение у людей, и без того напряженных до предела от всей этой ситуации.
Все бы хорошо, если бы не ЕГЭ. Ладно, ОГЭ сразу отменили, и фиг бы с ним. ЕГЭ решили перенести на поздние сроки. Честно, не знаю настоящих причин, если было объявлено, что ЕГЭ в этом году не будет обязательной процедурой для получения аттестата. В нашей школе ЕГЭ сдавало всего трое выпускников, и ради этого весь пункт проведения экзамена (ППЭ) работал до конца июля, а это на месяц дольше. Стоит ли говорить, что зарплата технического специалиста (меня) на ЕГЭ самая низкая среди остальных работников ППЭ? За почти два месяца работы (не только проведение, но и подготовка), месяц из которых во время законного отпуска, я получил восемь тысяч рублей. К слову, я потралил больше на продукты за это время, фактически я только потерял деньги.
Таким образом, после 2019-2020 учебного года мы с директором подали заявления по собственному и перебрались в город. Нам просто надоел весь этот цирк с конями, который называется управлением образования. Мне очень повезло, что именно этот учебный год был последним в пятилетнем контракте на помощь в приобретении жилья учителям (четверть стоимости однокомнатной квартиры в виде сертификата). Сейчас я живу в собственной тесной, но новенькой квартире. Выражаю благодарность директору, заместителям директора по учебно-воспитательной и хозяйственной работе за грамотную и оперативную работу, без них это превратилось бы в настоящий кошмар. Носите маску на лице, а не на подбородке или затылке, будьте здоровы!