Найти тему
Учитель гармонии

Детское музыкальное образование в 2020 году: прорвётся сильнейший

Оглавление
Вот  такая у меня в классе доска
Вот такая у меня в классе доска

Итак, квест для родителей: в той или иной мере научить ребёнка музыке - в условиях города, где музыкальные школы приостановили свою работу на неопределённый срок. По официальной версии - на каникулы!

Великодушно допустив 7-11-леток в общеобразовательные школы (транспорт, общение, классы до 35 человек, рабочие контакты родителей), столичный градоначальник своим приказом ОСВОБОДИЛ их от ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ("досугового"???) образования.

Мне, преподавателю музыкального училища (открыто, работает, свободное очное посещение при наличии отрицательного теста у студентов и педагогов), выпускнице консерватории (также работает, проводит концерты), невероятно трудно понять, в чём же провинились самые младшие наши музыканты.

Ещё немного такой жизни - и в течение ближайшего десятилетия конкурс в музыкальные колледжи упадёт до исторического минимума, а принимать мы, по всей видимости, будем вынуждены всех подряд - умелых и не очень, способных и не слишком. Ибо начальное музыкальное образование - В ПОДПОЛЬЕ с марта месяца (со счастливым перерывом на один только месяц сентябрь). Оно принимает новые формы, гипертрофируя свою нелицеприятную изнанку. Результат - страшен.

Пустующие кабинеты музыкально-теоретических дисциплин
Пустующие кабинеты музыкально-теоретических дисциплин

Попытаемся разобраться, кто и как переживёт сложившуюся внештатную ситуацию.

Везёт же некоторым!
  • Дети музыкантов могут худо-бедно прогрессировать под руководством родителей, даже если специальности не совпадают. Мой случай... С дочерью-пианисткой проходит особенно удачно: педагога периодически (нечасто) радуем рабочими видеозаписями. (Онлайн - принципиально мимо, ввиду полной бесполезности. Профанация, к качеству не приближает никоим образом.)
  • Ученики молодых, смелых и мобильных педагогов (как, например, мой сын-флейтист) открыли для себя такую возможность... как почасовая аренда (на родительские кровные) классов в частных репетиториях. Данный вид малого бизнеса переживает лучшие свои времена.
В подвале на Поварской. Добро пожаловать! Отсутствие окон в классах - не помеха для высокого искусства
В подвале на Поварской. Добро пожаловать! Отсутствие окон в классах - не помеха для высокого искусства
  • Семьи, для которых нанять репетитора для ребёнка - привычное дело (с точки зрения даже скорее этической, нежели финансовой), выкрутятся, без вопросов. Как правило, в родительских кругах это называется "Нам девочка/мальчик помогает"... Дёшево и сердито (студентам Гнесинки и консерваторцам непыльная подработка), но - есть нюанс. Именно девочки/мальчики, "замещая" порой учителя с сорокалетним стажем, принимают на себя весь груз актуальной ответственности за уровень отечественного музыкального искусства.
  • В эти нелёгкие времена - на коне неунывающие родители и бабушки из команды "Живи легко, воплощай мечты!" ("Ну, подумаешь - каникулы так каникулы. Зум так зум - а уж скайп тем более сойдёт. Поиграл, помузицировал, в камеру поулыбался - клёво. Спасибо дорогому мэру за возможность облегчить детскую логистику и радоваться жизни из дома!")
А малышня - в сады...  Дошкольное образование forever!!!
А малышня - в сады... Дошкольное образование forever!!!

Ну а теперь о тех, кто не переживёт с положительным исходом, свернёт с трассы, признает своё техническое поражение.

  • Увы, зря начинали данный учебный год "подготовишки". Мой пятилетний сын - как раз пострадавший, при искренней решимости осваивать любимую балалайку. Сентябрь был великолепен... октябрь же нас вежливо попросили не оплачивать. Онлайн для малышей - посмешище. Спасибо понимающей администрации! Подготовительному классу говорим - "До встречи в новом году!" Знаю точно: многие ныне решившиеся - передумают.
  • Как хорошо, что на свете немало родителей-реалистов, адекватно оценивающих свои и детские возможности, человеческий ресурс и физические силы, а также количество часов в сутках! Если ребёнок не готовится к поступлению в училище, то вариант отказа от ДМШовской "заочки" лично я воспринимаю с уважением. Предмет обсуждения стОит того, чтобы не делать его слабо, приблизительно, дилетантски. Не тратить время на то, что впоследствии уйдёт в никуда - с хорошей вероятностью.
А в училище тем временем идут полным ходом ремонтные работы
А в училище тем временем идут полным ходом ремонтные работы

Музыкальные школы и школы искусств ожидает массовый отсев ученического контингента. Поредеют и преподавательские сообщества...

Кто останется? Те, кто фанатически верен идее, кто не представляет иного сценария жизни, кроме как наполнять её музыкой. Кто готов кусаться, царапаться и вкладываться материально.

Да, изначально ДМШ и ДШИ задумывались в совершенно ином контексте. Но, видимо, наступают времена жёсткой и ранней специализации.

Очень жаль, что городская власть отождествляет столь мощные по своему потенциалу творческие организации... с кружками и развлечениями. Спасут ситуацию только люди - конкретные, отдельно взятые, здравомыслящие - "штучный товар". Люди, привыкшие в этой жизни опираться на показатели качества.