Найти тему

Место, где ребёнок сам решает, надо ему учиться или нет

Оглавление

В настоящее время популярно рассуждать о рисках, плюсах и минусах семейного образования. Стали говорить, что мода пошла на семейное образование, но мода ли?! Или это вынужденная необходимость?!

С появлением информации в интернете о детях, которые учатся дома, стали появляться и сообщества, организовываться альтернативные школы, семейные классы, лагеря для детишек. Это хорошо и здорово!

Все мы смотрели фильм «Школа Саммерхил», если нет, то стоит посмотреть. Это место, где ребёнок сам решает, надо ему учиться или нет, где он дозревает до состояния «Я хочу!», где дети стремятся понимать друг друга и помогать, обсуждая проблемы и решая их сообща. Это классное место!

Есть мечта создать хотя бы лагерь, но как это сделать и как это должно выглядеть?!

Может, набрать детей домой и обучаться с ними дома?! Ох, сколько же тогда возникает вопросов по организации этого супер процесса, включается гипер ответственность и желание моего маленького героя спасти мир и всё сделать сразу и просто. Это реально на самом деле, остаётся только сосредоточиться и построить. А что бы что-то построить и организовать, надо представить, как это будет, какие правила и принципы.

Принципы семейного класса

1. Дети приходят добровольно, их можно пригласить на экскурсию, и показать, что мы делаем и чем занимаемся, но оставлять по принуждению ребёнка нельзя, это его выбор.
То есть: выбор ребёнка – решающий компонент в организации обучающего пространства.

2. Никакого физического насилия – ни со стороны взрослых, ни со стороны детей, стремление в пространстве решать конфликты словами. Уроки ненасильственного общения.

3. Обучающиеся полностью здоровы, дети не могут посещать обучающее семейное пространство, если они болеют.

4. Приоритетно создание и формирование семейных традиций – праздников, обрядов, составление индивидуального семейного календаря.

5. Обучение детей тайм-менеджменту – составляем индивидуальный план работ на весь сезон.

6. Обучающая программа строится на компонентах игры – игровая деятельность в процесс познания при изучении базовых предметов, вспомогательных дисциплин.

7. Обучение кулинарии и питание – организуется совместно с детьми.

-2

8. Физические виды деятельности: игры, по желанию нагрузки, туристические походы.

9. Обучение волонтёрству – помощь детская и их руками создание пространства.

10. Развитие коммуникативных способностей детей – театрализованный вид обучения.

11. Развитие финансовой грамотности.

12. Расширение кругозора и постановка целей – виды образования и места обучения.

13. Подбор грамотных свободно мыслящих педагогов вспомогательного звена – иностранный язык, рисование, рукоделие, мастерство по дереву, привлечение молодых и амбициозных людей.

Многие говорят, что семейный класс должен быть похож на школьный, что должны быть учебники, книги, тетради, столы, стулья и контроль по ФГОС.

Я иного мнения!

Хочу уйти от необходимости сдавать аттестации и стремиться к познанию только в рамках ФГОС, где есть чёткий тестовый контроль умений и навыков детей. Мне кажется, дети просто-напросто нуждаются в пространстве, где никто ничему не учит их, не заставляет, и не говорит, когда идём кушать, когда спать, а предлагает варианты выбора, и пусть сам ребёнок решает.

Естественно, это всем не подойдёт. Естественно, в таком свободном пространстве есть возможности и писать, и рисовать, и считать, и читать книги, но литература не учебники, а просто книги – художественные, энциклопедии, и любые книги, которые дети могут принести и поделиться.

В свободном выборе надо учесть, что и детки не просто современные, а дети, чьи родители платят за такое пространство – класс, лагерь или площадку-кружок, будут ещё и требовательны, что им не сделали того, что они хотят. Современные дети, и даже мои, привыкли потреблять, и мало отдают, мало создают сами по собственной воле. У них нет привычных игр на площадке, максимум – это догонялки и их варианты. Кто-то ещё строит, правда, шалашики и рисует классики. Однако при наличии футбольных и волейбольных площадок я не вижу у нас детей, которые самоорганизуются без тренера и играют в спортивные командные игры. Дефицит самостоятельности замёщен избытком виртуального общения. Это печально.

-3

На мой взгляд, площадка-лагерь – это волонтёрское пространство, в котором родители могут оплачивать только продукты, или снабжать ими самостоятельно лагерь, оказывая волонтёрскую помощь. А также услуги сторонних педагогов. Ну а всё остальное – это свободный выбор, чистое дыхание жизни, а не финансово обоснованные взаимоотношения, в противном случае регламентируется устав потребителя и услуги, а это уже меняет в корне дело. Такой вариант тоже возможен, но он перенимается детьми и соответственно рано или поздно сформирует понятие « Я же за это плачу?!»

Платите своим пребыванием, участием, помощью, творите и создавайте место, куда все могут прийти с детками и оставить их со знанием, что им тут будет хорошо. Моя мечта рано или поздно реализуется, потому что первый кирпичик положен. У нашей семье есть экологичное место, где много свободного пространства, правда, оно требует структуризации и финансовых вложений для строительства зданий, площадок, высадки деревьев и кустарников, создания пруда, но всё можно реализовать.

Через несколько лет, приглашая к себе на землю детишек с округи разного возраста и разного социального статуса, будет регламентирована не программа тестового контроля по ФГОС, а программа человеческого взаимовыгодного общения. Волонтёрская помощь и созидание. Наша школа – школа лёгкого дыхания и чистого сердца. Внимание – не для мегаполисов и крупных городов! Здесь нет места торговле!

-4

Вы можете возразить, что это фантазия, но школа Щетинина так и начиналась, это прототип взаимоотношений, которые со временем поглотились иной структурой и канули в Лету.

Пример родовых поместий и их бартерной помощи на земле между хозяевами вдохновляет меня. А реальность, показывающая, как живут дети из простых семей, асоциальных семей, где нет места пространству для жизни, а есть только выживание детей, болезни, насилие и грубость, заставляет меня фантазировать, мечтать и стремиться к созданию такого места. Конечно, не без помощи людей, которым это не безразлично, у кого есть возможности участвовать в социально значимых проектах.

Семейная школа, класс, клуб – место творчества, спокойствия и развития детской души, а не только пространство социализации, общения и протеста школе.

Автор: Кира Игоревна Белова, врач-педиатр, многодетная мама, двое деток на СО

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

Читайте также другие статьи автора:
Педагог или мама?
Сколько часов в день учатся дети на СО?
Где у нас на планете можно спокойно и безопасно учиться?

Ставьте 👍 и присоединяйтесь к нам, чтобы не пропускать новые статьи о СО.