"Эта песня написана давно, задолго до перестройки, и обращена к внутреннему миру человека. Если хотите, ее можно расценивать как призыв к поступку. Какому поступку, каждый решит для себя сам". (В.Цой)
"В этой песне, если вдуматься в ее смысл, проанализировать текст, видно, что слово «требуют» звучит гораздо сильнее, чем слово «ждем»". (В.Цой)
В Цой призывает вдумываться, раскрывать смысл его песен. Эта же песня (я думаю, что и не только эта) обращена к внутреннему миру человека. Для человека характерна противоречивость: с одной стороны, человек, уставший от будничности, обыденности жизни, хочет чего-то необычного, нового, с другой, когда появляется возможность поменять что-то в своей жизни - ему, вдруг, становится страшно что-то менять. Особенно страшно что-то менять, когда появляется перспектива кардинальных перемен, направленных к достижению некоего идеала. Человек же в таких случаях поступает по принципу: лучше синица в руке, чем журавль в небе. Вот и получается:
Вместо тепла - зелень стекла,
Вместо огня - дым,
Из сетки календаря выхвачен день.
Красное солнце сгорает дотла,
День догорает с ним,
На пылающий город падает тень.
- очередной день потерян. Но следующий - впереди, такой же будничный, как и вчерашний:
Электрический свет продолжает наш день,
И коробка от спичек пуста,
Но на кухне синим цветком горит газ.
Сигареты в руках, чай на столе - эта схема проста,
И больше нет ничего, все находится в нас.
Мы можем прожить и не стремясь к идеалу, достаточно и минимального набора наших качеств:
Мы не можем похвастаться мудростью глаз
И умелыми жестами рук,
Нам не нужно все это, чтобы друг друга понять.
Сигареты в руках, чай на столе - так замыкается круг,
И вдруг нам становится страшно что-то менять.
Но, все таки, потенциал достичь идеала есть почти у всех, ведь, все находится в нас.
Что является идеалом? Ответ навряд ли кого-то обрадует, принцип: лучше синица в руке, чем журавль в небе - прочно "сидит" в каждом. Женщинам проще, им достаточно посещать храм, соблюдать целомудрие; мужику, чтобы спастись - нужна подвижническая (от слова подвиг) жизнь - это или, хотя бы, быть священником (быть хорошим священником - это большой подвиг), или быть монахом, или, в идеале - отшельником (Христос, по сути - бродяжничал и учеников Своих принуждал к тому же, а, после них, было еще много таких же и отшельников, в том числе).