Сторонники Макрона из движения «Вперёд, Республика!» совместно с правой оппозицией подготовили законопроект «ASAP» – винегрет из 50 малосвязанных статей, которые должны бороться с последствиями кризиса и преступностью. Рецепты, однако, прежние: сокращение роли государства, приватизации, деградация экологических норм, передача частным компаниям прерогатив полиции и борьба с бедными вместо борьбы с бедностью.
Поспешно принятый, украдкой, без каких бы то ни было предварительных обсуждений, он, кажется, начал жить своей жизнью, отдельно от законотворцев, по причине невнятности и масштаба своего размаха. Его единственной логикой в конечном счёте было то, что он одним ударом упразднил власть государства в целом ряде вопросов. Кстати, аббревиатура «Asap» на английском ещё означает «as soon as possible», что переводится «как можно быстрее».
1. Противоречащая закону поправка о «самовольном занятии помещений».
Этой поправкой предусматривается расширение практики применения закона о выселения на основе постановлений префектуры в отношении загородных домов и «случайных жилищ». Кстати, последнего термина в юридической практике не существует, и поэтому можно ожидать значительного увеличения количества выселений без оснований и без решений суда. Это идёт вразрез с целью программы «полного отсутствия бездомных» (zéro SDF), заявленной Макроном в начале своего президентства. Такая поправка полностью игнорирует вызовы нынешнего времени: во Франции, по данным Национального института статистики и экономических исследований (INSEE), в 2019 году было 3,1 миллиона единиц свободных жилых помещений и более 200 000 бездомных. Ну а сразу после принятия закона, вероятно, последних станет ещё больше.
2. Намерение приватизировать Государственное управление лесами.
«Правительству разрешается разработать закон, предусматривающий найм частных подрядчиков вместо государственных служащих ONF, которые, тем не менее, будут обладать полномочиями полиции в случае правонарушений в лесу», – тревожится депутат «Франции непокорённой» (ФН) Матильда Пано. Таким образом, сторонники Макрона готовятся передавать монополию права на легитимное насилие из государственного сектора в частный сектор.
3. Экологию приносят в жертву ради реиндустриализации.
Согласно статьям 25 и 26 закона Asap, префекты смогут в некоторых случаях избавить предпринимателей от общественных расследований, проводимых в целью информирования граждан о рисках строительства промышленных объектов рядом с их домами. Для согласования достаточно будет провести простую онлайн-консультацию. Это большой шаг назад, в результате которого может увеличиться число обращений в суд, что сделает эту меру контрпродуктивной в силу большей потери времени и денег. Под предлогом «упрощения» ради ускорения реиндустриализации, строительные работы могут начинаться ещё до получения комплексного экологического разрешения. Эта процедура обычно проверяет возможные последствия работ для воды, воздуха или биоразнообразия. Поэтому будет возможно, например, заменять естественную почву искусственной ещё до того, как будет получено соответствующее право. Что там у нас говорят об экологическом прорыве?
4. Механизмы исследования общества больше не нужны.
В 2019 году правительство не колеблясь расформировало Национальный центр изучения бедности и социальной изоляции (ONPES). Но бедность после этого никуда не исчезла – как раз наоборот: правительство бесцеремонно избавилось от организации, позволявшей получать количественные представления о росте бедности и определять роль проводимой политики в обнищании населения. В соответствии с той же логикой уничтожения механизмов исследования французского общества, направленной скорее на отрицание проблемы, чем на её решение, закон Asap предусматривает упразднение, слияние или ослабление около пятнадцати подобных организаций.
Оставляем читателям подумать, насколько подобные меры важны для решения тех проблем, о которых мы можем судить из новостей, поступающих из Франции за последние два года.