Любой человек меняется на протяжении всей своей жизни и это известно всем. Меняются наши чувства, вкусы, взгляды, меняются привычки, симпатии и антипатии - так было есть и будет. Но у каждого из нас этот процесс сугубо индивидуален и однозначно сказать что тот или иной человек в определённом возрасте полюбит (или наоборот - разлюбит) то - то и то - то - нельзя. Определённые правила конечно существуют, но, вместе с тем, существовали и будут существовать исключения из этих самых правил. Например очень многие люди в зрелом возрасте начинают любить классическую музыку и джаз. Многие... Но не все. Но поскольку говорить о других и за других меня никто не уполномачивал, то разговор будет в основном обо мне, но я - в данном разговоре - лишь пример как может (или могло) быть.
Лет 10-12 назад я выдал такое определение: Плохой музыки не бывает - бывает плохая аппаратура для её воспроизведения. Что же я скрывал под этой (спорной, на первый взгляд) фразой? Ну начнём с некоторой оговорки: на самом деле плохая музыка есть - вопрос лишь в том: считать такое музыкой или нет. Примитивное: китчевое и пошлое я музыкой не считаю и если принять сие за аксиому, то тогда и с фразой: «Плохой музыки не бывает...» вполне можно согласиться. Что касаемо второй части , где говорится про плохую аппаратуру, то музыка бывает простой и сложной. И если простая (популярная) мелодия прекрасно воспринимается аудиторией в любом качестве, то мелодия сложная (например симфоническое произведение в исполнении БСО) воздействует эмоционально на слушателя прямо пропорционально тому, на какой аппаратуре воспроизводится запись. А речь идет именно о записи - живое исполнение - это отдельная тема для другого материала. И вот сейчас, в достаточно зрелом возрасте, меня часто посещает такая мысль: а что если бы тогда, в конце 70-х начале 80-х у меня была качественная аппаратура и качественные же записи? В том же направлении формировались бы тогда мои музыкальные вкусы или нет? Думаю что нет. Вот что я слушал в те годы и что любил? Конечно я знал о существовании Beatles, Rolling Stones, Queen, Deep Purple, Pink Floyd и с отвратительным произношением напевал «...Смок Он Зе Ватер...» или «...Ай лав Ю,Ай Лав ю,Ай Лав Юююю....», но в целом альбомы этих исполнителей попадавшие в мои руки и сами по себе были отвратительно записаны(поскольку были ....цатой копией с оригинала) и та аппаратура, которую я в те годы мог себе позволить, была настолько далека от понятия «Хай-Фай» что в результате я слышал грязный «гаражный» саунд с еле пробивающимся, через какафонию звуков, вокалом. Я конечно немного утрирую, но именно немного. И вот на фоне плохих (да что там плохих, прямо скажу-отвратительных) записей классических рокеров, диско-поп, в лице D.D.Jackson,BoneyM,Gilla,ABBA,Secret Service и многих других подобных воспринимался совершенно иначе. Во - первых мелодии были простые, прилипчивые и запоминающиеся, а во-вторых качество записей было в разы выше. В итоге понять почему я предпочел этот путь - вполне можно. Как и понять любовь к грампластинкам фирмы «Мелодия» в целом и к советской эстрадной музыке того периода в частности. Ведь это был самый доступный способ ( на то время) слушать музыку с максимально возможным качеством. Тем более что «Мелодия» нечасто, но всё же радовала отечественных меломанов изданиями и переизданиями звезд мировой поп-рок сцены. О пластинках фирмы «Мелодия» есть целый цикл статей ( 20 статей, если быть точным) здесь, на канале под общим названием «Популярные грампластинки фирмы «Мелодия» 1971-1994». Поэтому если кто-то не читал, но имеет такое желание, то Добро пожаловать! Но вернусь к теме.
Мой интерес к советской эстраде был всё же избирательным. Даже слушая ВИА и собирая пластинки с их записями,у меня не было ни одной пластинки «Самоцветов» и была одна единственная пластинка ВИА «Пламя». Ну не любил я коллективы которые прогибались под политический строй и, помимо прочего, имели в репертуаре песни патриотической тематики. Но сейчас некоторые песни «Самоцветов» из той обоймы воспринимаются иначе: «Мой адрес Советский Союз», «Увезу тебя я в тундру», «Строим БАМ» и т.п. сейчас совершенно не вызывают отторжения и даже нравятся. Но это объяснимо: ностальжи - и... с этим ничего не поделаешь. Кто-то становится сентиментальным после пятой рюмки, а кто-то - после 50-ти лет.
А вот группа С.Намина(«Цветы»), «Синяя птица», «Поющие гитары», «Ариэль», «Песняры»... какие-то вещи «Весёлых ребят», «Красных маков», «Здравствуй песня» и т.д.-эту музыку я слушал тогда и слушаю (хоть и очень нечасто) сейчас. Правда было добрых полтора-два десятилетия когда я от подобной музыки ушёл, но, как оказалось, ушёл всё же не навсегда. Что же касается сольных эстрадных исполнителей,то в молодости я абсолютно не воспринимал Льва Лещенко, Иосифа Кобзона, Людмилу Зыкину и даже Муслима Магомаева. Сейчас же Муслим Магомаев для меня - один из величайших вокалистов ХХ века. А вот остальных упомянутых исполнителей я полюбить так и не смог. Научился уважать - да. Но не любить. Правда у Иосифа Кобзона был целый пласт замечательных песен в 60-е. Но о 60-х - разговор особый.
60-е я застал формально и номинально. Родившийся в 1966-м я конечно не могу хорошо помнить даже конец того десятилетия: перед глазами лишь смазанные черно-белые картинки.Почему черно-белые? Да потому, что все воспоминания тех лет, главным образом зимние, а зима никогда не радовала буйством красок. Если что - то и вспоминается в цвете, то это одинокий апельсин в новогоднем подарке, бенгальские огни на улице (этот запах остаётся с нами на всю жизнь), хлопушки с конфетти и елочная гирлянда с вечно перегорающими лампочками. Правда всё перечисленное я помню уже где-то с 1972-73-го. Но наш разговор о музыке. Конечно по радио в 70-е ещё можно было услышать много песен из предыдущего десятилетия, но всё таки больше я почерпнул из кипы старых пластинок( большинство на 78 об/мин) которые подарил мне дед вместе со «старой» ламповой радиолой. В кавычках - потому что хотя ей и было уже больше 15-ти лет (выпуск 1959 года), но внешне она была как новая - и делать раньше умели, и обращались бережно. И поэтому Тамара Миансарова, Лидия Клемент, Майя Кристалинская, Владимир Трошин, Марк Бернес, Гелена Великанова и многие многие другие, включая молодого Иосифа Давыдовича-это всё для меня не имена, а ИМЕНА. И хотя музыка 60-х на определённом этапе моей жизни тоже оказалась «в тени», но лишь до определённого момента.
А в 1985-м я ушел в армию и это был резкий поворот не только в жизни, но и во всём что касалось музыкальных вкусов. Казалось бы ну в армии то-какая музыка? Но служил я (к счастью) не там, где на полтыщи вёрст вокруг ни души, а в Новосибирске и в военном городке вокруг части, со временем оброс знакомствами. И поэтому за два года службы исхитрился не только быть более-менее в курсе музыкальных новинок, поскольку в увольнении регулярно посещал студию звукозаписи на Крылова ( наверняка старожилы Новосибирска подтвердят что такая была). Я ещё умудрился за два года службы купить сначала кассетник «Весна-309», затем продать его и купить по сути почти то же самое под названием «Беларусь-302» и, наконец, поменять эту «Белорусь» на «ВЭФ-260 сигма» с которым в итоге и укатил на дембель. Но главное не это. Главное моё знакомство с Александром. Мы оказались почти земляками. Правда Александр жил в самом Омске, а я - тогда ещё в области. Но призывались вместе. Вместе попали не только в одну часть, но и в одну роту.И оба были меломанами. Правда, на фоне Александра я был ещё как первоклассник на фоне десятиклассника. И наверное понятно что речь не о физических данных. Просто Александр был ходячей энциклопедией музыки и при этом неплохо владел английским. А я в школе вообще изучал немецкий и к сегодняшнему дню по немецки помню лишь десяток слов и полдюжины фраз. Зато в английском Саша меня за два года поднатаскал. И хотя в разговорном я по-прежнему не очень, но с текстами более-менее разбираюсь. Однако язык -это язык, а музыка-это музыка.
И, благодаря Саше, я открыл для себя «нью вэйв». Я конечно мог сделать данное открытие и без посторонней помощи, но тогда бы это случилось гораздо позднее и на другом качественном уровне. А тут мне всё доходчиво разжевали, просвятили «ху их ху», и сразу познакомили с самыми интересными исполнителями.Правда основное знакомство было уже после дембеля. Просто у Саши была огромная коллекция «новой волны» на фирменном виниле. Огромная-это по меркам 80-х конечно. Точное количество не скажу уже, но вроде как в районе 300+/-. Учитывая среднюю цену 50 р.за диск(на то время) - это новая «Волга» почти по деньгам.Да и сейчас средняя цена на пластинку 1000 руб. За 300 тысяч новое авто конечно не купить, но даже б/у за эти деньги куда круче новой «Волги».
Итак, «новая волна». «Новая волна» это не стиль, а общее определение музыки в которой стилей и направлений более десятка. Среди которых и «панк» и «нью романс» и «электро(синти)поп»,ska и т.д. Наиболее яркие представители «новой волны»: Duran-Duran, Pat Benatar, Talking Heads, Depeche Mode, Ultravox, Spandau Ballet, Tears for Fears, Patty Smith, The Cure...список можно продолжать до бесконечности. На этой музыке я «просидел» наверное лет 15-20 и хотя в настоящее время многие мастодонты «волны» переключились на совсем другую музыку (как Энн Леннокс или Синди Лопер например), но я продолжаю следить за их творчеством и периодически натыкаюсь на очень сильные альбомы.
Ну и наконец о новейшей истории. То есть о том, что случилось со мной и моими вкусами в новом тысячилетии.
Ну главное наверное всё же то, что я не потерял интереса ни к жизни в целом,ни к музыке в частности.И при этом какие-то финансовые возможности удалось изыскать. В итоге я собрал неплохую стереосистему (по меркам моей молодости так вообще-космос))) И вот послушав на хорошей системе то, от чего быстро ушёл в юности, а так же то, что в 15-18-20 лет просто не сумел оценить по достоинству, я вдруг понял что чуть не потерял настолько большой фрагмент виртуального пазла, что картина музыкального мира без него просто не может быть полной. И в итоге науку, которую многие проходили годами и постепенно, я решил постичь в темпе предвоенных сталинских пятилеток.
Что же получилось в итоге? В итоге в свои 54 года я слушаю(и люблю) почти всё. И диско, и старый рок, и классику, и оперу/оперетту, конечно же джаз(о нём стоит сказать особо) и даже хэви-метал. Причём если от последнего с возрастом многие уходят, то у меня случилось наоборот: я с возрастом к нему лишь пришёл. И конечно я слушаю то, с чего когда-то начинал.
Ну и о джазе. Ещё одна ходячая энциклопедия встреченная мной в жизни - Николай Николаевич. Он лет на 20 меня старше и поэтому позволить себе называть просто Николай-не могу. Всю свою жизнь он самостоятельно собирает ламповые усилители и слушает джаз. И знает и о том и о другом наверное всё. Но свой ламповый аппарат я приобрел без помощи Николаича, а вот разбираться в джазовых стилях и направлениях, понимать кого и что в джазе слушать стоит, а чем можно пренебречь - в этом Николай Николаевич оказал мне огромную, но ненавязчивую помощь.То есть он давал мне информацию, а постигал я всё самостоятельно. И поэтому у меня сложилось своё мнение-которое может не совпадать с мнением большинства. Но в том его и ценность. Хорошее оно или плохое, правильное или неправильное, но оно моё собственное. Чего и всем Вам, уважаемые читатели, желаю: не бойтесь иметь собственное мнение и не стесняйтесь своих вкусов!
А на этом у меня пожалуй всё. Но поскольку тема статьи не предполагает глупых споров, то огромная просьбы ко всем: делитесь в комментариях своим жизненным опытом и воспоминаниями, но не пытайтесь навязать своё мнение - для подобного можете создать свой канал и написать собственную статью. А я, как автор, имеющий право быть модератором, заранее предупреждаю: хамские и нелитературные высказывания будут удаляться без предупреждения, а их авторы блокироваться. Так что просьба отнестись с пониманием.