Найти тему
Пенсионер с удочкой

О книгах любимых в разном возрасте. Михаил Успенский "Там где нас нет"

Так бывает. Читаешь много, книжки разные, много чего нравится, некоторые книги прочитываешь запоем, но не возвращаешься к ним, иногда только вспоминая - ну да, читал, неплохая (классная, кайфовая, ух какая интересная, отличная) вещь, но... она так и остается книгой вне тебя. А иногда натыкаешься на книгу, читаешь ее залпом, потом смакуешь перечитывая по чуть-чуть, потом читаешь ее друзьям, потому что невозможно не поделиться, и она заполняет собой все пространство вокруг тебя, и так получается, что ты сыплешь цитатами из нее, и дружеское окружение тоже, и книжка настраивает вас на одну волну, и эта волна несется с вами по жизни много-много лет. И с друзьями уже разъехался не то что по районам, но и по другим городам, но когда вновь встречаетесь, в разговоре продолжается та же самая тема, к ситуациям приходят старые цитаты, и в переписках даже без кавычек идут реплики героев книги.

Понятное дело, что так происходит, когда герой или герои книги своими характерами, поступками, жизненными реакциями и принципами попадают в резонанс с личным внутренним состоянием. И происходит пусть не стопроцентная, но самоидентификация читателя с героем книги. И конечно это невозможно без созвучия автору книги, ведь именно он закладывает черты героев, прописывает их лексикон, манеру речи и поведения, заполняет среду обитания деталями, которые или находят отклик, или отталкивают и мешают следить за героями.

В 1998 году, надо сказать, очень сложном в моей жизни и по работе, и по личным обстоятельствам, мне в руки попала книжка Михаила Успенского "Там где нас нет" и на много-много лет стала источником настройки на позитив, донором цитат и маркеров.Потом Успенский стал одним из моих любимых авторов, конечно у книжки были продолжения, но именно эта была самой яркой, той самой первой встречей, которая определила настрой сообщества моих спортивных друзей.

А ведь когда я ее открыл и прочитал первые строки, первой мыслью было - какая ахинея, рашн лубок, журнал славяно-фентезийных комиксов. Но.... уже со второй страницы показавшаяся вначале вычурной игра автора словами, с длинными перечислениями, со скоморошничеством и переиначиванием названий вдруг заиграла по-другому, наводя на ассоциативные связи, вызывая радость узнавания классических образов и сюжетов. На первый взгляд - книжка пересмешник, каких в юмористическом фентези куча. На второй взгляд - вобще ни о чем, поскольку сюжет оказывается путешествие ради путешествия, поскольку цель то конечно есть у героя, но ... достижение ее оказывается сокрыто. И тем не менее оказалась книгой, цитаты из которой приходят на ум и спустя более чем двадцать лет.

Пожалуй это классическая одиссея, только герой идет не с войны, а на страшную и последнюю битву во благо всего человечества с мировым злом, находя и теряя попутчиков, обретая друзей и соратников, и в конечном итоге, конечно побеждает мировое зло... Но ни он сам, ни его соратники так и не узнают, как же это случилось.

Да и нам это уже не важно, потому что ценными оказываются ситуации вокруг героя, его трансформации в пути и событиях, и лубочно-сказочный юмор повествования.

В книге намешано всё. Три главных героя-побратима олицетворяют собой доведенные мастером до крайности героические традиции сказок и легенд. Главный герой конечно "наш", иванушка-дурачок, не по имени, а по жизни, типичный русский богатырь, но не идеализированный до полного положительного героя, а этакий увалень-браток, сила есть-ума не надо. Жихарка из детской сказки, обманувший ведьму, выросший в "сильномогучего" раздолбая, доброго, искреннего, легкого на руку и слово, известного подвигами и в битвах, " и в девичьих светелках", не терпящий подлости, в меру принципиальный, любящий поесть и попить, с крестьянской хитринкой, не сильно стремящийся в бой, но и не избегающий доброй драки. Изгнанный подлым князем, отправленный чуть ли не последним волхвом наводить мировой порядок, мысленно обещающий себе на старте при первом же удобном случае свалить с пути, который по сути "пойди туда- не знаю куда". И в то же время благородно и целеустремленно идущий к непонятной и недостижимой цели, которая постепенно наполняется реальностью.

Второй герой-побратим олицетворение идей рыцарства, да что там олицетворение - он сам и есть будущий король Артур, а пока принц без имени, обретающий имя свое с легкой руки Жихаря. "За смелость и бесстрашие в бою нарекаю тебя ЯрТуром!" В поисках своего королевства присоединяется к Жихарю и становится его другом, соратником и побратимом. И именно их соревнование и соперничество не дает Жихарю свернуть с Пути, и оба они молодые, сильные, каждый по своему безбашенный, но, если Принц ищет подвиги ради подвигов, Жихарь просто идет на них в силу духа соперничества, но при этом оба они остаются друзьями.

Вот кстати, диалог, который блестяще иллюстрирует разницу в мировоззрении друзей :

-...Кстати, сэр брат, ведь Дыр-Танан тоже спервоначалу вызвал троих своих друзей на поединок, а потом на них напали воины злобного Координала, и дружба родилась в сражении…
– Ну, сражений на нашу дорогу хватит, – сказал Жихарь.
– Вы говорите так, словно это вас не радует, сэр брат. Но разве не прекрасно погибнуть на поле брани во имя высоких и благородных целей?
– Верно, – сказал Жихарь. – Лежишь на траве, черева наружу, и голова, заметь, отсеченная, со стороны на все это любуется… Куда как прекрасно!
– Но мудрецы древности учат, что красота может быть и не наружная, она внутри человека…
– Внутри человека кишки, – мрачно ответил Жихарь и загрустил от бесспорной своей правоты.

И третий побратим, присоединившийся к ним чуть позже, сочетание чародея, мастера боевых искусств, мудреца, превзошедшего "пути дзынь", "бедный монах, бредущий под дырявым зонтиком", радетель порядка и ритуала, в общем - клише китайского фольклора - Лю Седьмой.

А на Пути у героев все смешалось, время перевернулось, то подкидывая им в попутчики самого Царя Соломона, то закидывая их в далекое (для них) будущее, то сталкивая с Демоном, то наделяя их несметной Святогоровой силой, то приводя в ложную "обманную деревню" где их чуть не сжигают заживо, то наоборот закидывая в беспросветно счастливую страну чуть ли не с молочными реками и кисельными берегами, то путая "дурной бесконечностью", то сталкивая с опаснейшими "дробаданскими колдунами". И от козней цыгана Мары герои страдают ничуть не меньше, чем от мирового зла, и по своей бесшабашности то оказываются на пути у свирепой Чих-орды, то лихостью своей задевают космогоническую Дикую Охоту....

А еще иногда выручают героев волшебный петух Будимир - частица Солнца, в современных терминах это был бы "призванный питомец", да Золотая Ложка Жихаря, она же ваджра, она же волшебный жезл Жуи, то превращающая жихаревские приговорки в волшебные заклинания, то просто оживляющая самодвижущуюся телегу, и в конечном , неведомом нам итоге - собирающая ту самую Полуденную Росу, за которой и идут герои неведомо куда. Важен Путь, не важен результат, и поэтому конец книги еще не конец приключений

Они приблизились к самому краю обрыва. Море было зеленое и даже на вид теплое.
— Заодно и помоемся, — сказал Жихарь и ахнул: — Где же Змей?
— Вы не туда глядите, сэр брат. Вот же он!
— Какой маленький! Больше разговоров…
— Это обрыв высокий. Видимо, нам следует на всякий случай попрощаться.
— Да ты что! Мы еще с тобой погуляем, погоняем Мироеда, за звездой сходим, посмотрим, как они там… Молчу, молчу! Меч добудем этот… как его…
— Несовершенный хотел бы сопровождать вас…
— Все мы несовершенные, — сказал богатырь. — Однако совершенные на печке сидят, а мы там, где еще никто не бывал.
Лю Седьмой размотал свой длинный пояс, и все трое не спеша, осторожно стали спускаться к морю.

После конечно будет продолжение. В серии еще 2 книги "Время оно" и "Кого за смертью посылать", они тоже искрометные, задорные и немного грустные. Но первая книга самая яркая, не будь ее, наверное Успенский не стал бы одним из моих любимых писателей.

И еще немного о книге. Начал искать к статье иллюстрации, и к сожалению вижу, что многочисленные переиздания делают обложки из каких-то карикатур и пародий, скорее отталкивающих от книги, чем иллюстрирующих образы автора. На мой взгляд лучшая обложка, по которой человек раз прочитавший роман может его практически пересказать это вот эта,

Автор Антон Яковлевич Ломаев
Автор Антон Яковлевич Ломаев

Глядя на фото Успенского, понимаешь, что конечно в чем-то автор писал Жихаря с самого себя.

Фото  с сайта achinsklib.ru
Фото с сайта achinsklib.ru

Жаль, что автор так рано ушел из жизни. Но так или иначе он остается в своих героях.

И хочу закончить свой краткий обзор любимой книги еще одной цитатой, которая стала для меня визиткой и Жихаря, и Михаила Успенского, да часто и я на разные жизненные события реагирую именно ею:

— Да меня, отец, всего-то две вещи и удивляют на всем белом свете. — И [богатырь] показал два пальца, чтобы мудрец не сбился со счета. — Первое — это почему на небе горят частые звездочки. А второе — отчего я такой добрый и терпеливый при моей-то тяжелой жизни? Другой бы на моем месте давно всех убил, один остался…