Найти тему

Часть вторая. Глава шестая. Жизнь не бесследна.

ГЛАВА ШЕСТАЯ
V. ЖИЗНЬ НЕ БЕССЛЕДНА.

Впервые за многие годы жизни Семён Елизарович Немчанинов сидел в уединении в своём доме у окна, всматривался в таежную даль. Время года перевалило за осень, солнце грело слабее, воздух стал прозрачнее. До холодов еще было далеко, листва деревьев не опала, но время сезона склоняла живую природу к зимнему закату.

Далеко за Поймой хорошо просматривались из окна запойминские хребты, летом тёмные и дальние, теперь приблизились, отчётливо виднелись отростки с жёлтым, красным отцветом осеннего убранства.

Тайга из-за своей разнообразной окраски выглядела попраздничному нарядной, красота её подчеркивалось величием вековых кедрачей, елей, стоящих как свечи. И казалось, что нет на земле лучшего времени года как осень.

- Раньше не замечал такой красоты природы, хотя неразлучно был с ней все эти годы.

Подумал немного, ответ сам по себе пришёл:

- не было у меня времени на раздумья. Весной с раннего утра до потемок в поле. Засеял пашню - надо приумножить посевной клин земли, снова за корчёвка, разработку. Пришло время убирать хлеб с поля не выезжал домой. Сжали хлеб, надо поскорее обмолотить его, как бы не опоздать в тайгу на промысел. Да и возможности такой тоже не было, в семье росло шестеро детей, в доме целый день ребячий гомон. А теперь, словно дом осиротел, остались мы вдвоём с Лукерьей да младшим сыном Сергеем. Вот так и жизнь может пройти, всё время в работе да в заботах, не заметишь как одолеет глубокая старость.

Дети хотя и пристроены, выведены в люди - отца семейства беспокоили. Старшие дочери Ненила и Аксинья выданны замуж с выездом из деревни, как они там живут, надо бы съездить навестить их. Мавринка и Дарья замужем, живут в деревне, все прижились, детей своих народили. О них меньше забот, живут на глазах.

Тут мысль переметнулась о сыновьях. -Старший Пётр живёт в своём доме, обжился, земли под пашни, сенокосные угодия хорошие, хлеб неплохой родится, детей полная изба. Вот Фёдору в жизни не совсем повезло, много здоровья оставил на фронте в германскую войну, в плену был. Хорошо что живым возвратился в семью, дом пятистенный поставил, хозяйством обзавёлся. Младшему сыну Сергею ещё надо подсобить, чтобы твердо встал на свои ноги. Пока мы с женой Лукерьей поживём с ним, а там может дом отдельный поможем поставить.

Семёна Елизаровича и раньше одолевали мысли, ловил себя и сейчас.

-Чтоже всё-таки заставила меня навсегда разорвать нити родства, оторваться от своего, хотя и убогого клочка земли, оставить родительский дом, к которому всем сердцем прикипел...

Осознать то, на что он раньше решился и теперь не давал себе полного отчета.

- Страшное сейчас подумать, хотя и прошло без малого два десятка лет, как же я решился большой семьёй первым из деревни выехать в неизведанную далекую Сибирь? Нужно было иметь большую силу волю и надежду на лучшее будущее.

Человек богат памятью, она неподвластна времени. Сколько бы Семён Елизарович не углублялся назад на прожитые на родине годы, так и не мог ничего хорошего вспомнить: всегда заедала нужда, одни недостатки, заботы как прокормить семью. Переезд в Сибирь чуть ли не самим Богом было подсказано, да а если не божественным, то всё равно человеческим разумом.

Богата Сибирь. Кругом поселения лес, подальше - тайга одаренная природой, кедровым орехом, пушным зверем, ягодными и грибными угодьями. Рядом река, рыба водится в ней, какая благодать для людей! Всё это само по себе не дается в руки. Чтобы чтобы в доме всё было, подано на стол, надо много трудиться и не лениться. Не зря выходит, что переборол я себя в душе, оставил родительский дом, выехал из Вятки на поселение в Сибирь.

Все трудности, оказались позади. И дом, и усадьба с большим огородом, и хозяйство, земли распаханы под пашни, родят неплохой хлеб, детей вырастил. Жить теперь надо, радоваться, а жить некогда.

Пригорал заката, сумерки пришли незаметно сами собой, в доме стало темно. Семён Елизарович сподхватился:

- Что же это со мной?- подумал про себя: - может старость незаметно подкралась?После большой многоголосной семьи он не отдавал себе полного отчета, почему так быстро прошла жизнь.

Угаснет с годами фамилия, а может рассыплются по России Немчаниновы, но будущее наше поколение должно знать: чей ты, откуда родом? Трудно понять душу человека, когда она тоскует.

Через полтора года жизни Семён Елизарович скоропостижно скончался от тифа. После себя оставил добрую память. Фамилия Немчаниновых с годами приумножалась. От сыновей перешла внукам, от них правнукам и дальше по родству. Одним словом - разлетелась по всей России.

Жена Лукерья после смерти мужа проживала в своём доме вместе с семьей Сергея больше двух лет. Похоронены они были на кладбище в могилах рядом в деревне Абакумовка...

путешествиепо.рф