Найти тему
Томская неделя

Заигрались

Оглавление

«В России кто смел, тот грабит, а кто не смел, тот крадет» А. Бестужев на следственной комиссии по делу декабристов, 1826 года

В нашей газете был опубликован материал «Двойные стандарты организаторов мусорной реформы» в № 39от 25.09.2020 г. В нем мы рассказывали о лишении компании ООО «САТП № 1412» статуса регионального оператора на территории четвертой зоны деятельности. 31 июля департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области расторгнул соглашение с ООО «САТП № 1412» на основании актов о не вывозе отходов, якобы составленных потребителями данной услуги на этой территории. И тогда же, 31 июля, департаментом природных ресурсов был заключен договор с другой фирмой — ООО «Экология-Новосибирск». Однако сам процесс расторжения договора с ООО «САТП № 1412» и лишение его статуса регионального оператора является незаконным со стороны областного департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды. Это подтвердили сотрудники прокуратуры, установившие, что акты были составлены с нарушениями установленных требований. Как нам удалось выяснить при дальнейшем изучении этих актов (а также действий руководителя департамента), действия департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды были не только незаконными, но и криминальными.

Липовые акты

Директором ООО «САТП № 1412» Иваном Булатовым было подано заявление в прокуратуру Томской области с просьбой о проведении доследственной проверки в отношении должностных лиц департамента. Прокуратура провела служебную проверку и прислала ответ, в котором указывалось, что «…основанием для издания приказа от 31.07.2020 № 126 явились акты потребителей, составленные с нарушением требований фиксации нарушений по договору оказания услуг по обращению с ТКО».

Эта ошибка только на первый взгляд смотрится безобидной и технической. Но все оказалось серьезней. Мы уже писали, что в этих актах указаны некие незаинтересованные лица: О. Мисуркин и М. Еремин. На поверку оба «независимых» лица оказались сотрудниками департамента природных ресурсов и непосредственными подчиненными руководителя департамента Максима Кривова. Еремин работает в Томске; каким же образом он оказался незаинтересованным лицом на территории Шегарского района?.. Видимо, мимо проходил…

Практически во всех актах указаны эти два лица. И непрофессионалу видно, что при составлении актов использованы два почерка. У представителей ООО «САТП № 1412» есть большие подозрения, что это почерки именно сотрудников департамента природных ресурсов О. Мисуркина и М. Еремина.

Департамент хочет миллионов

По закону, когда проходит конкурс на замещение роли регионального оператора, кандидат должен предоставить банковскую гарантию. Как мы видим из прокурорского представления об устранении нарушений закона, выданного руководителю департамента природных ресурсов М. Кривову, прокуратура признала акты потребителей составленными незаконно. Однако расторжение договора с ООО «САТП № 1412» позволило Кривову направить в коммерческий банк «Держава» (являющегося гарантом ООО «САТП № 1412») требование возмещения денежных средств на сумму 4 млн 709 тыс. 300 рублей.

— Банк получил требование департамента и, конечно, обратился к нам, — поясняет директор ООО «САТП № 1412» И. Булатов. — Ведь денежная гарантия, которую банк дает предприятию, — это, прежде всего, деловая репутация самого предприятия. И, получается, наше предприятие, лишившись статуса регионального оператора, «подставило» своего банковского поручителя.

Следует отметить, что 4 709 300 рублей подлежит уплате на расчетный счет департамента. Значит, теоретически распоряжаться ею сможет тот же Кривов. Значит, деньги банка могут быть использованы в неопределенных целях. А сумма — на минуточку — представляет собой особо крупный размер.

От мелких подлостей к криминалу

На наш взгляд, департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды однозначно заигрался, поскольку от каких-то мелочей в адрес явно неугодного предприятия перешел уже просто к криминальным поступкам. В действиях департамента по лишению статуса регионального оператора ООО «САТП № 1412» и требование перевода почти пяти миллионов рублей на свой счет усматривается и злоупотребление полномочиями, и служебный подлог, и мошенничество. Для подобного случая Верховный суд РФ дает пояснение: хоть банковские деньги еще не перечислены на счет департамента, однако сами должностные лица — руководитель департамента и инспекторы — сделали все, чтобы мошенничество совершилось. Преступление в этом случае считается оконченным. Ведь негативные последствия не произошли лишь по независящим от этих лиц причинам. По сути же дело шито белыми нитками, глупо и подло. Теперь представители ООО «САТП № 1412» ждут, что на все это в очередной раз скажет прокуратура Томской области.

Закон един для всех!

По традиции, за комментариями к происходящему мы обратились к экс-начальнику областного департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергею Трапезникову.

— Сергей Янович, почему вообще такое происходит?

— Думаю, потому что среди всех региональных операторов Томской области ООО «САТП № 1412» являлось, можно сказать, белой вороной, которая могла сказать представителям административных структур: вы — представители власти, мы — бизнес, между нами есть закон, давайте все жить и работать по закону. А властным структурам такое предложение не нравится, поскольку чиновники у нас привыкли приказывать бизнесу. Простой пример.

В марте 2019 г. губернатор Сергей Жвачкин проводит совещание, на котором справедливо признает провал мусорной реформы. И, как всегда скромно и самокритично, обвиняет в этом своих подчиненных. Тут же поручает снизить тарифы по обращению с ТКО на уровень 2018 г. Почему это произошло? Лишь потому, что подчиненные губернатора не смогли ему объяснить, почему в принципе тарифы выросли, а вернее сказать — появились.

Во-первых, до 2019 г. — пока не установили тарифы регионального оператора — эти тарифы вообще не регулировались (кроме захоронения отходов). То есть сбор и вывоз ТКО осуществлялся на конкурентной договорной основе, монополизма регоператора не было, и государственный тариф на сбор и вывоз отходов не устанавливался.

Во-вторых, когда региональный оператор представляет свое тарифное дело, он должен обеспечить вывоз ТКО со всех населенных пунктов означенной зоны в санкционированные места (которые, к слову, есть только в райцентрах, и то не во всех).

И вот, исходя из этих задач и возможностей их выполнения, проводятся расчеты: куда, как и сколько придется возить. Соответственно, есть существенная разница: вывозишь ты ТКО только из какого-то одного районного центра, либо со всего района, где больше расстояния, а значит, понадобится больше и мусоровозов, и сотрудников, осуществляющих сбор и вывоз отходов — услуга получается дороже.

Тем не менее губернатор возвращает тарифы на уровень 2018 г. (???). Что в этой ситуации делает областной департамент тарифного регулирования? Обоснованно констатирует, что не может сделать то, чего не было: установить то, что в 2018 г. не устанавливалось, поскольку сбор и вывоз ТКО осуществлялся на конкурентной основе. Тогда департамент природных ресурсов придумывает новую, совершенно незаконную схему: снизить размер тарифов по соглашению между регоператором и муниципалитетом. При том что муниципалитет вообще не имеет к этому никакого отношения: ни установка тарифов, ни заключение соглашений с регоператором просто не его дело. Тем не менее все регоператоры это проглотили, поскольку бизнес у нас привык смотреть в рот чиновникам от власти.

Единственное предприятие, которое тогда не промолчало, — ООО «САТП № 1412». Поработав на своей зоне и наглядно убедившись, что заключением договоров обслуживания никто из уполномоченных органов не занимается, валовой выручкой предприятие не обеспечивают и работать приходится себе в убыток, предприятие написало письмо в адрес руководства Томской области, в котором аргументированно объяснило, почему не станет добровольно по соглашению снижать тариф. А когда в июле 2020 г. в Томской области установили такой тариф, который вообще не обеспечивает необходимую выручку, ООО «САТП № 1412» написало письмо и в природоохранный департамент с предложением расторгнуть договор, поскольку предприятие не устраивали предложенные ему условия деятельности.

Однако, как известно в определенных кругах, еще за месяц до означенных событий руководитель департамента природных ресурсов М. Кривов с представителем новосибирской фирмы посещали муниципалитеты Томской области и вели там кулуарные беседы. Поэтому в один день — 31 июля текущего года — департаментом было расторгнуто соглашение с ООО «САТП № 1412» и заключено с ООО «Экология-Новосибирск». Таким образом, строптивым томским бизнесменам сказали: да как вы вообще посмели сказать областным чиновникам, что им тоже надо жить по закону?!

Маразм крепчал

Когда ООО «САТП № 1412» официально уведомил департамент природных ресурсов (а также администрации районов) о том, что не имеет возможности постоянного дотирования убыточности своей деятельности, департамент лишил ООО «САТП № 1412» статуса регионального оператора. И сделано это было на основании тех самых липовых актов потребителей, составленных сотрудниками департамента, которые не являются фактическими потребителями услуги по сбору и вывозу ТКО на территории четвертой зоны деятельности регоператора (Кожевниковский, Шегарский, Бакчарский районы и город Кедровый).

Тем не менее на основании актов, во время проверки признанных прокуратурой составленными с нарушениями, руководитель природоохранного департамента М. Кривов издал незаконный приказ. И ему же, виновному в допущении этих незаконных действий, прокуратура направляет представление о рассмотрении допущенных незаконных действий с целью наказания виновных. Получается, М. Кривову надо было бы самому себя «высечь».

— Здесь абсурд прослеживается еще на уровне соглашения, составленного между департаментом природных ресурсов и регоператором, — продолжает комментировать Сергей Трапезников. — В уведомлении о лишении статуса регоператора, направленном руководителю департамента природных ресурсов М. Кривовым директору ООО «САТП № 1412» И. Булатову читаем: «Условиями соглашения не предусмотрен односторонний отказ от исполнения своих обязанностей одной из сторон… По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут только по решению суда». Здесь, видимо, Максим Александрович надевает на себя судейскую мантию. Ибо дальше пишет: «В связи с вышеизложенным уведомляем вас, что в связи с необеспечением в период с 29 по 31 июля 2020 г. деятельности по сбору, транспортированию, захоронению ТКО …. ООО «САТП № 1412» приказом департамента от 31.07.2020 г. № 126 лишено статуса регионального оператора по обращению с ТКО…». Но ведь одно утверждение противоречит другому! Выше Кривов пишет, что по инициативе одной стороны соглашение может быть изменено или расторгнуто только по решению суда, и тут же — что департамент своим приказом лишает ООО «САТП № 1412» статуса регоператора. Я понимаю, что это все не только от невнимательности, но и от того, что административные структуры привыкли, что закону должны подчиняться все, только не они сами.

Просим считать эту критическую публикацию официальным обращением на имя прокурора Томской области А. Семенова для проведения проверки изложенных фактов нарушений действующего федерального законодательства департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, с привлечением виновных к установленной законом ответственности и направлении мотивированного постановления в следственные органы для привлечения виновных к уголовной ответственности.

Варвара Разгон