Ю.Гагарин выполнял заключительный тренировочный полёт на самолёте МиГ-15УТИ с инструктором полковником В.Серегиным. Это был последний вылет по программе подготовки Ю.Гагарина к самостоятельному пилотированию. После контрольного облета Гагарин получал право на самостоятельные вылеты.
Как показали очевидцы, при падении самолета не было слышно обычного гула, а был слышен лишь свистящий шум. Возгорания тоже не было. Сотрудница зверопитомника показала следующее:
Вопрос. Что заставило вас посмотреть вверх и увидеть самолет?
Ответ. Я услышала какой - то непривычный звук, что - то похожее на хлопок.
Вопрос. Когда самолет падал, вы слышали звук работающего двигателя?
Ответ. Нет, он вроде 'молча' валился.
Что же произошло с самолетом?
Специалисты ГосНИИ ЭРАТ ВВС провели исследования которые доказывают, что в условиях резкого обогащения топливной смеси и высокой влажности холодного воздуха, мог состоятся срыв фронта пламени в камере сгорания, что привело к заглоханию двигателя.
Из стенограммы радиообмена с руководителем полетов.
10ч.25м.50с. - Гагарин: 625-й зону занял, высота 4200, прошу задание
10ч.30м.10с.- Гагарин: 625-й задание в зоне закончил, прошу разрешения разворот на курс 320.
Ответ: - 625-й, разворот разрешаю.
По бортовым и наручным часам Гагарина установлено, что самолет столкнулся с землей между 10ч.31мин. и 10ч.32 мин. у деревни Новоселово.
С момента последнего радиообмена, до падения самолета прошло не больше 1,5 минут.
Ю.Гагарин, получив разрешение на возврат к аэродрому, начал снижаться по пологой траектории, переведя РУД(ручка управления двигателем) в режим малых оборотов. Примерно, на высоте 2000 метров, когда самолет Ю.Гагарина снижаясь пробил кромку облаков, он попал в аэрозольную среду, состоящую из переохлажденного водяного пара, взвешенных капелек воды и ледяных кристалликов, 'разбавленных' снежными хлопьями. В результате резко понизилась температура газа в камере сгорания, существенно уменьшилась реактивная тяга двигателя, 'спарка' начала 'парашютировать'. Проще говоря, стала проседать. Летчики, естественно, 'прибавили газу' - перевели РУД на повышенный режим работы. Снижение самолета замедлилось, но не прекратилось, и летчики 'дали газу' еще больше. РУД был переведен на взлетный режим - 12300 об./мин.
Все эти описанные особенности, объективные данные расследования, зафиксировавшего расположение деталей топливо - регулирующей аппаратуры и ее агрегатов перед встречей с землей.
Тяга на взлетном режиме двигателя возросла, самолет принял горизонтальное положение. И вот тут в переобогащенной топливо - воздушной среде камеры сгорания, воздух, насыщенный кристалликами льда, привел к возникновению автоколебаний. Топливо - воздушная смесь стала пульсировать, что привело к срыву фронта пламени, и - двигатель ЗАГЛОХ.
Исключительный случай, при ударе о землю не было пожара, хотя оставался остаток топлива 500л керосина.
Спецкомиссией установлено, что действительно, пожара в момент удара самолета Гагарина о землю, не было. Что невозможно даже теоретически. По информации инженеров эксплуатационно-ремонтных отделов серийных заводов-изготовителей, не было ни одного случая, когда упавший на землю самолет не горел бы.
В материалах следствия указывается, при ударе о землю, температура рабочих лопаток турбины была на 0, а обороты турбины застыли на уровне авторотации. Эти показания были зафиксированы по отметинам при ударе стрелок о циферблат. Все это доказывает что в момент удара о землю двигатель самолета Ю. Гагарина не работал.
Комиссией было установлено, что процесс горения в камерах сгорания двигателя заглох на высоте 1280 м в зоне дождевого облака (аэрозольной среды высокой концентрации).
После этого двигатель работал 16 с в режиме авторотации на высоких оборотах, прогоняя через воздушно-газовый тракт 35 кг/с холодной воздушно-водяной среды в течение 16 с. За указанное время произошло охлаждение горячих деталей тракта ниже температуры самовоспламенения авиационного керосина, 21°С. Поэтому в рассматриваемом случае, не возникло пожара на самолете, при ударе о землю.
Почему они не катапультировались?.
Последними словами зафиксированного радиообмена были слова Гагарина: Высота - две тысячи. Видно, это был ответ Гагарина на вопрос который задал ему Серегин по внутреннему переговорному устройству. Это и была начальная точка падения.
На УТИ-15 стояли старые катапультные кресла предельной высотой катапультирования которых было 1500 метров. По инструкции из "спарки" первым катапультируется второй пилот, это был Серегин, а потом катапультируется первый, где находился Гагарин. Вероятней всего, Серегин приказал в обход инструкции катапультироваться Гагарину первым. Гагарин понял, что его катапульта неизбежно повредит кабину Серегина и отказался. В результате, они проскочили предельную высоту использования парашютов и вывались из облаков уже на высоте 600м. Серегин до последней секунды управлял самолетом, это установлено по отпечаткам на педалях самолета, а Гагарин пытался запустить двигатель. Детали топливной аппаратуры двигателя, находились в положении ЗАПУСК.
Серегин почти вывел самолет в горизонтальный полет. Но на пути стали появляться верхушки деревьев, самолет срезал верхушки 14 мощных стволов и стал зарываться носом вниз. Им не хватило 200-300 метров чтобы выйти в горизонт и сесть на брюхо.
_______________________________________________
Подпишитесь на канал чтобы не пропустить очередную порцию интересной информации по группе Дятлова.