Найти в Дзене

Миф о Велоспорте N5. Возраст победителей. (Оооччень длинная статья))

Правда о возрасте победителей
Правда о возрасте победителей

ОПТИМАЛЬНЫЕ ГРАНИЦЫ ВОЗРАСТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ВЕЛОСИПЕДНОМ СПОРТЕ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ

Уважаемые читатели! Этой статьей мы открываем цикл специализированных публикаций (если интересно, подписаться можно здесь), предназначенных для тренеров и спортсменов, но при этом не отговариваем от чтения поклонников велоспорта и тех, кто интересуется данной тематикой. Надеемся статья Вам понравится и будем рады получить Ваши отзывы. В статье представлены примеры из истории Мирового Спорта и анализ на их основе. Желаем вам приятного чтения!

-2

В начале, для интриги, приведем несколько цитат известных и уважаемых в велоспорте специалистов:

“Критики совершенно несправедливо говорят о тридцатипятилетнем велосипедисте, что он стар. Эльгард блистал в 46 лет, а Бартали в 35 лет опроверг эту бессмыслицу.”

“Если Рене Вьетто и Жан Марешаль в 18 лет были уже почти на вершине славы, вспомни о Леаро Гуэрра, который в 28 лет еще только начинал путь к славе. Вспомни, что Жорж Серрес в 42 года был чемпионом Франции по лидерским гонкам. Вспомни, что есть люди, которые в 44 года (Бунуа Фор) в гонке Париж - Брест все еще удивляют народ.”

Оба эти высказывания принадлежат Жозе Мейфре, экс-рекордсмену Мира в велогонке за лидером (Франция).

На фото: Л.М. Шелешнев
На фото: Л.М. Шелешнев
“…Приближался критический возраст…Не правда ли кажется странным возраст 30 лет во многих видах человеческой деятельности - это пора расцвета, увы в спорте это не так, 30 лет, это такой возраст, когда у спортсмена есть максимум желания и минимум возможностей.”

Л.М.Шелешнев, Заслуженный мастер спорта СССР, Заслуженный тренер СССР. Выдающийся советский тренер под руководством которого советские велосипедисты достигли мирового признания и впервые добились побед, как в личном, так и в командном зачетах в Велогонке Мира, стали чемпионами и призерами Олимпийских Игр 1960 года, призерами Чемпионата Мира 1963 года, победителями и призерами многих других крупнейших соревнований велосипедистов-любителей Мира. Под его руководством в сборной Советского Союза (с 1952 по 1967 г.г.) была подготовлена целая плеяда выдающихся советских велосипедистов-шоссейников, среди них Ю.Мелихов, А.Петров, Н.Колумбет, В.Капитонов, А.Черепович, Г.Лебедев и многие другие. Этот список можно продолжить. С мнением этого человека нельзя не считаться.

На фото справа: Даниэль Морелон
На фото справа: Даниэль Морелон
“Я глубоко убежден, что спринтер может достигнуть максимальных результатов лишь в 32-33 года, скорость не снижается, а тактический арсенал становится богаче.”

Даниэль Морелон, семикратный Чемпион Мира, трехкратный Олимпийский Чемпион в спринте 1968 и 1972 годов, в спринте на тандемах 1968 года, серебряный призер Олимпийских Игр 1976 г., участник Олимпийских Игр 1964, 1968, 1972, 1976 гг., одиннадцатикратный Чемпион Франции. С мнением такого человека также нельзя не считаться. Кстати, в 1980 году в возрасте 37 лет, будучи уже главным тренером сборной Франции по спринту, Морелон взял отпуск, потренировался и принял участие в первенстве Мира по керину среди профессионалов и занял второе место.

ТЕПЕРЬ ОБРАТИМСЯ К ИСТОРИИ МИРОВОГО ВЕЛОСПОРТА

В 1968 году на соревнования в велогонках на треке “Большой приз Тулы” приехала сборная Голландии под руководством тренера Яна Дерскена, бывшего двухкратного Чемпиона Мира в спринте среди профессионалов. Дерскен проводил тренировку на треке перед соревнованиями с группой гонщиков-спринтеров, …

“…а затем 50-летний тренер оседлал велосипед и провел с каждым из гонщиков тренировочный заезд по всем правилам. Экс-чемпион Мира поставил перед своими учениками тактические задачи, решение которых, увы, оказалось им не под силу. Тренер выиграл все заезды.”

Газета “Советский спорт” лето 1968 года

На фото: Сергей Сухорученков
На фото: Сергей Сухорученков
“…Ветеран Советской сборной, 27-летний Сергей Сухорученков выиграл Велогонку Мира во второй раз.”

Газета “Советский спорт” май 1984 г.

“…На мой взгляд, величие подвига Сухорученкова не в том, что когда он был самым сильным среди сильных, что и доказывал в каждой гонке, а когда он был равным среди равных, сумел доказать, что равных ему нет.” Это высказывание известного специалиста после второй победы Сухорученкова в Велогонке Мира.
“…Французский велогонщик Бернар Ино, четырехкратный победитель Большой петли (Тур де Франс), которому всего лишь 28 лет приступил к тренировкам после излечения от травм и специалисты считают, что он еще не раз может повторить свой успех.”

Газета “Советский спорт” май того же 1984 г.

Чувствуете разницу? Двадцатисемилетний ветеран Советской команды Сергей Сухорученков, который свое уже отгонял, которого уже пора списать (случайная победа в Велогонке Мира - есть о чем задуматься) и молодой перспективный француз Бернар Ино - лидер мирового профессионального велоспорта, у которого все еще впереди и которому всего лишь 28 лет.

Кстати “Советский спорт” тут явно поскромничал. Бернару Ино на момент выхода газеты было неполных 29 лет, он 1955 года рождения, и он выиграл Тур де Франс 1985 года и был цитируя газету “лишь вторым в Туре 1986 года” и в возрасте 32 года решил закончить карьеру профессионального велогонщика, будучи третьим в истории мирового велоспорта пятикратным победителем Тур де Франс, обладая титулом Чемпиона Мира, занимая в мировой табели о рангах второе место после знаменитого Эдди Меркса - велогонщика N1 за всю историю мирового велоспорта.

Итак, еще несколько примеров из истории Мирового велоспорта и вам, дорогой читатель, тоже станет понятно почему эта тема меня так заинтересовала.

На фото: Р. Ван Стеенберген
На фото: Р. Ван Стеенберген

Бельгийский велогонщик Рик Ван Стеенберген в 1949, 1956 и в 1957 гг. победил на Чемпионате Мира в групповой шоссейной гонке среди профессионалов, а всего за 21 год спортивной карьеры он одержал победу более чем в 1600 соревнованиях, а в шестидневных гонках на треке установил своеобразный рекорд одержав в них 36 побед. Всего за 21 год спортивной карьеры соревнуясь все 12 месяцев в году Стеенберген завоевал сотни почетных титулов и за особые заслуги перед отечеством был посвящен в рыцари (т.е. возведен во дворянство королем Бельгии). Возможно это единственный случай в истории.

Великий Фаусто Коппи еще продолжал завоевывать свои высокие титулы, которые до сих пор никто не превзошел, да и превзойдет ли? А Стеенберген, уже трехкратный Чемпион Мира. В 1956 году заканчивает свою карьеру выдающийся итальянский велогонщик Джино Бартали, пройдя Джиро д’Италия в 42 года, второе колесо мировой табели о рангах того времени, двукратный победитель Тур де Франс и четырехкратный победитель Джиро д’Италия огромную славу которого, как и многих других затмил его великий соотечественник, “чемпиониссимо”, чемпион чемпионов Фаусто Коппи.

На фото: Джино Бартали
На фото: Джино Бартали

Кстати о Бартали, он последний из велогонщиков, который выиграл Тур де Франс без переключателя. Это было в 1938 году, затем он повторил свой успех в 1948 году, но уже с переключателем, ибо в 1939 году такие велосипеды уже появились на трассе Тура и первым его победителем в 1939 г. с этой технической новинкой стал бельгиец Сильвестр Маэс, который также был победителем в 1936 г., но после 1938 года выиграть Тур де Франс без этого технического новшества стало уже невозможным.

В 1949 г. на пути Джино Бартали к победе в Туре стал его соотечественник Фаусто Коппи, который был моложе своего основного соперника на 5 спортивных лет, Бартали было уже 35 и ему пришлось довольствоваться вторым местом. Но возрастной диапазон Бартали довольно большой, первые победы на этапах Тур де Франс он одержал еще в 1937 году, в 1938 г. он выиграл свой первый Тур, а вторую победу одержал уже после Второй Мировой Войны в 1948 году, т.е. через 10 лет!!! Еще несколько лет он участвовал в этих и других гонках и в 1952 году занял 4-е место в Тур де Франс, через 16 лет после своего дебюта.

В эти годы, когда выдающийся бельгийский велогонщик Ван Стеенберген завоевывает свои золотые медали на Чемпионатах Мира, происходит множество событий, как показалось мне, очень замечательных. Расцветает и заканчивается блистательная карьера выдающегося французского велосипедиста-профессионала Луизона Бобэ - дебют в Туре в 1948 году и 4-е место. 1953, 1954, 1955 г.г. три победы в Туре подряд, такого до Бобэ еще не было, победа на Чемпионате Мира 1954 года, и… 1959 год - Луизон Бобэ не может закончить трассу Тура и завершает карьеру, успев стать за это время национальным героем Франции и занять 8-е место в табели о рангах в мировой классификации.

На фото: Жак Анкетиль
На фото: Жак Анкетиль

1952 год, на небосклоне французского велоспорта появляется новая звезда, бронзовый призер Олимпийских Игр в Хельсинки в командном зачете, 18-летний Жак Анкетиль. Дебют на международной арене и сразу 12 место в групповой шоссейной гонке в личном зачете и бронзовые медали в командном. Не так уж и плохо для дебюта, вопреки мнению некоторых спортивных специалистов. Тем более выступая не в своем основном виде программы, и сразу же заманчивое предложение - перейти в профессионалы, возможность зарабатывать деньги, слава, правда пути назад в любители уже не будет. Одна подпись велогонщика на контракте и дорога назад закрыта, но велико искушение, и не он первый не устоял и не зря. Сразу же после Олимпиады Анкетиль выигрывает “Приз наций”, гонку с раздельного старта на шоссе протяженностью около 100 км, опередив при этом признанных мастеров этого вида велосипедных соревнований мирового класса и в дальнейшем, на протяжении своей достаточно долгой карьеры даже по профессиональным меркам (1952-1969 гг.) сумеет повторить свой успех еще 8 раз, став при этом единственным девятикратным победителем “Приза наций”.

Но самое главное в блестящей карьере Анкетиля достижение - он стал первым пятикратным победителем Тур де Франс, кроме этого он стал первым французом и четвертым иностранцем выигравшим Джиро д’Италия (1960 г.). Он затмил всех звезд французского велоспорта и по некоторым показателям превзошел  даже итальянца Коппи. Некоторые журналисты называют его “гонщиком века”. Это был действительно выдающийся мастер, имя которого навсегда вписано золотыми буквами в историю Мирового велоспорта, однако золотой медали Чемпиона Мира, о которой он так мечтал, так и не получил. Но если кому либо из классных мастеров велоспорта хотели сделать комплимент, то говорили: “Советский Анкетиль” - это Олимпийский Чемпион Рима 1960 года Виктор Капитонов, а многократного Чемпиона Мира в гонке на шоссе и треке немца Руди Альтига журналисты называли “немецким Анкетилем”.

Для сравнения пример. В 1951 году в киевскую секцию велоспорта “Спартак” пришел худенький семнадцатилетний парнишка, звали парня - Николай Колумбет. Его не взяли в секцию “Динамо”, не взяли в “Авангард”, Не взяли в “Буревестник” посчитав его хилым и не пригодным для спорта.

На фото: Николай Колумбет (третий справа)
На фото: Николай Колумбет (третий справа)

Через 3 года он станет Чемпином СССР, а затем 8-кратным Чемпионом Советского Союза в гонках на шоссе и треке. Он станет участником Олимпийских Игр 1956 года в Мельбурне, где займет 16 личное место в групповой шоссейной гонке и 6-е Призовое в командном зачете. В этой же гонке сборная команда СССР завоюет для своей страны первые олимпийские зачетные очки в истории. А за несколько месяцев до этого он первым из советских спортсменов выиграет в личном зачете этап в Велогонке Мира, он же, опять таки первым, примеряет на себя майку лидера этих состязаний, он же впервые станет бронзовым призером этих соревнований в личном зачете и трижды в 1956, 1958, 1959 гг. в командном зачете. В 1961 году выдающийся советский мастер в возрасте 27 лет завершает свою карьеру, завоевав десятки спортивных титулов. Заслуженный Мастер Спорта СССР перешел на тренерскую работу, пробыв в составе сборной Союза 7 лет, что, согласитесь, не так уж мало.

Но есть и что сравнивать. Вернемся к итальянскому гонщику-профессионалу Джино Бартали. В 1956 году, пройдя Джиро д’Италия в 42 года, он завершает карьеру, а советский гонщик Николай Колумбет в возрасте 22 лет дебютирует в Велогонке Мира, участвует в Олимпийских Играх, находится в самом расцвете сил, а уже через 5 лет в 1961 году, повторюсь, в 27 лет завершает блестящую спортивную карьеру. А ведь карьера Бартали началась значительно раньше, 1937 г. он уже выигрывает этапы в Тур де Франс и ему тогда, как Колумбету в 1956 г., было 23 года, а закончили спортсмены с разницей всего лишь 5 лет.

В то же время, как мы помним, выдающийся бельгийский гонщик Рик Ван Стеенберген продолжает выступать в соревнованиях. Бартали в 1949 году занял второе место в Тур де Франс, а Коппи выиграл Джиро д’Италия, Тур де Франс и стал двукратным Чемпионом Мира в гонках на треке, а также был третьим в групповой шоссейной гонке на Чемпионате Мира, пытаясь бороться на финише со Стеенбергеном. Никогда в истории велоспорта ни один гонщик не добивался таких успехов в одном сезоне.

На фото: Фаусто Коппи
На фото: Фаусто Коппи

Коппи долгие годы был единственным, кто сделал “дубль” - выиграл в одном сезоне Тур де Франс и Джиро д’Италия, причем сделал это дважды в 1949 и 1952 годах. В 1949 году он к тому же стал Чемпионом Мира на треке и был бронзовым призером Чемпионата Мира на шоссе. До сих пор ни одному спортсмену не удалось повторить этого достижения Великого гонщика. Кстати Коппи до сих пор остается непревзойденным, так как в мире нет второго велосипедиста, который был бы Чемпионом Мира на шоссе и на треке, рекордсменом Мира в часовой гонке на треке, а также одерживать победы в Джиро д’Италия и Тур де Франс. кроме Коппи этого не сумел сделать никто.

А карьера Ван Стеенбергена все еще продолжалась и завершилась лишь в 1966 году, опять же как и у Бартали в возрасте 42 лет. Необходимо также отметить, что такие выдающиеся спортсмены как Бартали и Стеенберген имели разную специализацию, Бартали был специалистом по горным трассам и одерживал свои основные победы на труднейших горных этапах, в то время как Стеенберген был выдающимся финишером - мастером финишного спурта и свои победы одерживал с помощью своего коронного финишного броска. Да и их антропометрические данные соответствовали их специализации: Бартали - среднего роста, худощавый, кажется весь свит из железных мускулов и при этом ничего лишнего, “Железный Бартали” как его называли журналисты. А Стеенберген - рослый, мощный, широкоплечий, атлетически сложенный спортсмен, который успешно проявлял себя в групповых гонках на равнинных и среднепересеченных шоссейных трассах и в групповых и парных гонках на треке, где и преуспел.

В 1956 Олимпийском году Ф.Коппи, позиции которого в мировой классификации уже начинают слабеть, уже нет побед в Туре и Джиро и он уже экс-Чемпион Мира, однако по количеству очков, набранных за долгие годы своей карьеры “чемпиониссимо” по прежнему не имеет себе равных. Он продолжает участвовать в соревнованиях и вдруг попадает в автомобильную катастрофу. “…Врачи считали, что он не выживет, но сильный организм спортсмена справился с болезнью и уже на следующий год, к неописуемой радости итальянских болельщиков, их кумир, под занавес сезона в паре с Эрколе Бальдини выиграл “Трофео Баррачи”, пройдя 110 км со скоростью, превышающей 46 км в час.”

На фото: Эрколе Бальдини
На фото: Эрколе Бальдини

Но пресс времени неумолим, появляются новые имена: Эрколе Бальдини - герой Мельбурна, Олимпийский Чемпион в групповой шоссейной гонке, одержавший убедительную победу с отрывом 2 мин 23 сек от серебряного призера. Итальянец доказал, что пришел в большой спорт не зря, в 1958 году он выигрывает Джиро и принимает от Стеенбергена “корону” Чемпиона Мира, становится мировым рекордсменом в часовой гонке на треке в 1956 году сразу после Олимпиады, кумир публики, “итальянский спутник”, “шоссейная ракета” как его называют, добивается почти всех высших титулов, непокоренным остается только Тур де Франс. Но карьера этого выдающегося гонщика завершилась, увы, рано. Покидая мир велоспорта он чистосердечно признался: - “Это очень тяжело, даже держаться возле вершины спортивного Олимпа, о самом Олимпе я уже и не говорю, в моей карьере меня часто подводило здоровье, оно постоянно напоминало мне, что я не создан, не рожден для большого спортивного подвига, и все же мне удалось кое что сделать.” Олимпийский Чемпион на шоссе, Чемпион Мира на треке и шоссе, рекордсмен Мира на треке, победитель Джиро д’Италия, обладатель десятков иных титулов и это всего лишь “кое что”. В 1965 году завершилась и тренерская карьера Эрколе Бальдини.

На фото: Эдди Меркс
На фото: Эдди Меркс

Француз Жак Анкетиль, пришедший в большой спорт на 3 года раньше, продолжает свои победные выступления и в 1965 году в очередной, уже 8-й раз выигрывает “Приз наций”. А годом раньше участник Олимпийских Игр в Токио, 19-летний бельгиец Эдди Меркс, через несколько недель после Олимпиады, побеждает на Чемпионате Мира 1964 года среди любителей в групповой гонке на шоссе. В мировом спорте появилось новое имя, но на “линии огня” остаются еще многие, а Стеенберген все еще продолжает выступать.

Меня в свое время, как спортсмена, а затем уже и как тренера, эта тема не могла не интересовать. Но когда я еще 19-летним юношей поговорил со своим тренером Николаем Федоровичем Колумбетом, он лишь рассмеялся и сказал: - “Ты хочешь чтобы я снова начал?”. А ведь когда ему было всего 15 лет, Стеенберген уже был Чемпионом Мира, а закончил он свою карьеру на 5 лет позже, чем Н.Колумбет.

Проблема оптимальной возрастной границы существовала разве что в СССР. Но мне, выросшему в этой стране, было интересно, отчего так велика эта разница. Отчего советские выдающиеся спортсмены заканчивают свою карьеру, как правило, значительно раньше, чем их зарубежные коллеги. В чем тут дело?

На фото: Луизон Бобэ
На фото: Луизон Бобэ

На Западе, на мой взгляд, было проще, не было искусственного “омоложения” участников соревнований, как у нас. И если может Бартали в свои 34 года выиграть Тур де Франс, а Коппи в том же возрасте Чемпионат Мира, то честь им и хвала, слава, почет, деньги, уважение и любовь поклонников. А если Луизон Бобэ в том же возрасте 34 лет не может закончить Тур и уже, по каким либо причинам, не имеет для этого необходимых сил, то это можно понять. Многие выдающиеся спортсмены заканчивали свою карьеру и раньше.

Одно время считалось, и не только у нас, что столь долгие карьеры профессиональных гонщиков Ф.Коппи, Д.Бартали и др. были возможны тогда, когда было время этих супер-звезд, ведь они выступали в 30-е, 40-е, 50-е годы, а в наше время это уже невозможно. Сам Меркс считал, что его карьера не может продолжаться так долго. Но, как ни странно, именно советская спортивная наука говорит, что “…возраст победителей Чемпионатов Мира, Европы, Олимпийских Игр - есть величина постоянная.”

Поскольку даже поверхностный анализ дает ответ, что диапазон возрастных возможностей велосипедистов весьма широк, причем во всех видах велосипедных соревнований, то ответить на вопрос в каком все же возрасте велогонщики разных специализаций должны показывать свои наивысшие результаты ответить не так уж и просто, как может показаться на первый взгляд.

Казалось бы чего проще, взять и провести анализ, возраст всех Чемпионов Мира в различных видах велосипедных дистанций и результат получится например: самому молодому был 21 год, самому старшему - 39, а остальным немного больше или меньше. Но кроме Чемпионов Мира были еще и призеры, и призеру какого либо Чемпионата Мира было уже не 39, а 42 или даже 46 лет и диапазон возрастных возможностей расширяется. Можно с этим согласиться, можно - нет. Ведь призерами эти спортсмены были, а вот победителями нет. Стало быть и все. Но не спешите, попробуем разобраться.

Если, к примеру, Чемпионом в групповой гонке на шоссе стал спортсмен, выигравший финишный спурт из головной группы в 25 человек и возраст этого спортсмена 39 лет, а вторым был гонщик, которому стукнуло уже 42 и он проиграл первому 1,5-2 см. Для того чтобы определить победителя, бригаде судей придется неоднократно просматривать пленку фотофиниша, чтобы избежать ошибки.

-14

Говорить, что велогонщик может стать Чемпионом Мира как в 21 так и в 39, но в 42 года - это уже вряд ли, в корне неверно. Ведь существует общественное мнение, семья, родственники и т.д. “…Тебе уже за 30 (или за 40), а ты все на велосипеде, а чемпионом еще не был, или был, но уже не станешь…” и т.д. причем, как правило, высказывают свое мнение люди, часто некомпетентные, которые своими высказываниями, возможно и сами того не понимая, травмируют психику спортсмена, подрывают его веру в свои силы, мешают ему на пути к победе и, в конце концов, часто заставляют преждевременно уйти из спорта. Причем они считают, что все говорят правильно, дескать у него уже не улучшаются результаты. Но ведь и результаты не всегда можно измерить в минутах и секундах, да и прирост результатов никогда не бывает в виде восходящей кривой на графике, результаты, как известно, растут волнообразно.

Процесс “искусственного омоложения”, всегда имевший место в СССР, но особенно активно проводимый в 70-80 гг. ушедшего столетия, коснулся не только большого спорта и спорта высших достижений, что само по себе плохо, нет, он коснулся всей физкультурно-спортивной жизни огромной страны. Никто до сих пор еще не осознал и, тем более, даже не пытается исследовать к каким последствиям все это привело. Тут работы социологам на много лет.

-15

Возьмем массовый детский и юношеский спорт. Миллионы детей и подростков, юношей и девушек, по мановению “волшебной палочки” стали вдруг неперспективными, т.е. никому не нужными. Тысячи секций, кружков, клубов прекратили свою деятельность, десятки тысяч специалистов остались без работы, а часть из них и без средств к существованию, так и не сумев приспособиться к новым условиям. И это не всегда были худшие представители рода человеческого. Среди них были и прекрасные специалисты, люди влюбленные в свою профессию и уже не представляющие свою жизнь иной. Мы потеряли тренерские кадры, нарушилась преемственность поколений.

Но кажется мы отвлеклись.Едва ли не полуторавековое существование велосипедного спорта и прежде всего соревнований на шоссе и треке уже сами по себе дают достаточно материала для любителей и исследователей велоспорта.

На мой взгляд можно применить два варианта исследований для ответа на вопрос затронутый в этой статье:

  • Изучить возраст Чемпионов, обязательно при этом учитывать и призеров крупнейших соревнований, велогонщиков национального, международного и мирового масштаба. Опубликовать эти результаты в спортивной литературе, чтобы они были доступны широкому кругу спортсменов и других спортивных специалистов.
  • Способ на мой взгляд даже более интересный, хотя более сложный и трудоемкий - по возможности тщательно изучить спортивные и не только биографии выдающихся гонщиков. При этом обязательно учитывая в каком именно возрастном диапазоне этот великий спортсмен сумел одержать свои победы,  длительность его спортивной карьеры. А также биографии и других гонщиков международного и  мирового класса, не так известных и любимых публикой, но без которых было бы невозможным само существование большого спорта.

Надеюсь такие исследования будут проведены и мы сможем о них узнать. Ведь эти гонщики своей деятельностью заставляли великих спортсменов во имя своих побед изрядно попотеть и растратить немало сил и нервной энергии. Они заслуживают того, чтобы о них не забывали, тем более, что и сами они немало сделали для этого, порой достигая высших результатов и даже побеждая великих. Таких людей в велосипедном спорте часто называют “вечно вторыми”, дескать они были среди лучших, но в решающий момент досадная случайность или роковое невезение, велоспорт богат на такие явления, отнимали у них заслуженную победу в гонке.

Но вернемся к  заслуженным советским спортсменам, достаточно успешно продолжавших выступать до 30-34 лет (Г.Сайдхуджин, В.Капитонов, В.Соколов и др.)

на фото: Ааво Пиккуус
на фото: Ааво Пиккуус

Эстонский велогонщик Ааво Пиккуус появился на всесоюзной арене в 1973 году, в 1974 г. он участник Велогонки Мира, лидер гонки, серебряная медаль в составе команды, 1975 г. - победитель Велогонки Мира в командном зачете, призер Чемпионата Мира, Олимпийский Чемпион 1976 года, 1977 г. - победитель Велогонки Мира в личном зачете, Чемпион Мира, лучший гонщик-любитель Мира 1977 года. Победитель Велогонки Мира в составе команды, многократный Чемпион СССР. В 1981 г. - чемпион Советского Союза в гонке-критериуме, получил последнюю золотую медаль и уходит из спорта, 26-летний ветеран уже не нужен.

А несколько лет спустя, выдающийся итальянский гонщик Мозер в 1984-1985 годах устанавливает целый каскад мировых рекордов на треке, будучи на тот момент на 4 года старше Пиккууса и начав свою карьеру в большом спорте раньше него. Он был Чемпионом Мира на треке и шоссе, выигрывал Джиро д’Италия, а в 34-35 лет еще и устанавливал мировые рекорды. Испанец Мигель Индурайн свой первый из пяти Туров выиграл в 27 лет, а последний в 31 год. Олимпийским Чемпионом он стал в 32 года в 1996 году.

На фото: Вячеслав Екимов (слева)
На фото: Вячеслав Екимов (слева)

Еще один потрясающий пример: в 1984 г. советский велогонщик Вячеслав Екимов стал победителем Чемпионата Мира среди юниоров на треке, в 1985-87 годах Чемпионом Мира на треке среди любителей, 1988 г. - Олимпийский Чемпион в командной гонке на 4 км на треке, в эти же годы он устанавливает несколько мировых рекордов и достижений на треке среди любителей, затем переходит в профессионалы и снова - Чемпион Мира на треке. Теперь он много выступает на шоссе, порой одерживая победы, но чаще находясь в тени или же работая на лидера команды в Тур де Франс и других гонках. 2000 год - Вячеслав Екимов Олимпийский Чемпион в гонке с раздельного старта на шоссе. Через 12 лет!!! И это после своей первой золотой Олимпийской медали. 2004 год, на этот раз 38-летний Екимов - серебряный призер в этом же виде соревнований. Такого история велоспорта еще не знала.

Какой же вывод из всего этого можно сделать?
Продолжительность спортивной карьеры и долголетие в спорте зависят не только от функциональных возможностей спортсмена, но и от социальных причин, и, во многом, от его окружения и отношения к нему его спортивных руководителей, меценатов, спонсоров, поклонников и болельщиков спорта.

Вместе с Вячеславом Екимовым в составе юниорской сборной СССР в командной гонке преследования на треке выступали еще трое молодых спортсменов, двое ленинградцы, как и Екимов, и один киевлянин. Как же сложились их спортивные судьбы? Ленинградцы еще несколько лет продолжали выступать, и довольно успешно, в соревнованиях высокого ранга, но тех высот, которых они достигли в юниорском возрасте не добились. Четвертый участник этой “золотой” команды сразу же через несколько дней после первенства Мира, в звании победителя первенства Мира принял участие в первенстве г.Киева и не смог выдержать темпа своей команды. В течении 2-х лет тренеры и врачи пытались восстановить спортсмена и вернуть его в большой спорт, но их усилия не увенчались успехом.

-18

Итак из четырех лучших молодых гонщиков Советского Союза, завоевавших золотые медали на первенстве Мира среди юниоров, лишь один, перейдя в категорию взрослых, сумел подтвердить свой высочайший класс и к тому же еще отличился спортивным долголетием. Если говорить о гонщиках-шоссениках следует сослаться на мнение авторитетного специалиста, Заслуженного тренера СССР Л.М.Шелешнева: ”…из 36 участников первенства Мира среди юниоров (речь идет о 70-80 гг.) лишь двоим удалось стать участниками Чемпионата Мира среди взрослых.”

Получается оставшиеся 34 спортсмена из 36 никогда не смогли попасть в число лучших в составе сборной СССР, процент выбывших просто поражает. Известный специалист в области велоспорта профессор Д.А.Полищук, в 80-х годах минувшего столетия, занимаясь научной работой со сборными командами страны по велосипедному спорту подсчитал, что почти половина членов сборной команды СССР по велоспорту среди взрослых, никогда не входили в число сильнейших юношей страны.

По этому поводу специалисты французского велоспорта высказались более определенно: “Характерно, что вундеркинды-велосипедисты очень редко становятся чемпионами.” Ж. Бобэ. Для опровержения мнения тех, кто утверждал обратное они проанализировали кому из победителей первенства Франции по велоспорту среди юношей до 18 лет удалось впоследствии сделать большую спортивную карьеру. Интересно что изучали период в 50 лет! Вывод оказался неутешительным. Мало кому из победителей юношеских соревнований это удалось.

-19

Всего сказанного достаточно для того, чтобы тренеры, работая со спортсменами, могли прийти к выводу, что интенсификация тренировочного процесса должна проводиться лишь при достижении спортсменом не только оптимального биологического (но не паспортного) возраста, но и при наличии соответствующей базы общей и специальной физической подготовки. Без таковой невозможно достижение высоких и стабильных спортивных результатов.

Не подлежит сомнению и то, что ранний настрой на высокий спортивный результат не может не отразиться отрицательно на будущих результатах и на длительности  карьеры спортсмена. Не следует забывать и о том, что велогонщики запада, в отличие от советских спортсменов, были обеспечены стабильными высокими заработками, благодаря профессиональным контрактам, которые не могли не мобилизовать их на соблюдение строгого спортивно-тренировочного режима, и сами по себе являлись сильной мотивацией, что способствовало сохранению высоких стабильных результатов и долголетию в спорте.

С.П.Мядзель, Мастер спорта СССР,
тренер, преподаватель, автор сайта
Палыч Net.Техника велоспорта
и канала
"Палыч Net.Альтернатива."

Вот так длинно сегодня получилось, но мы Вас предупреждали в самом начале!)).

А мы с Вами прощаемся до следующей публикации! Пожалуйста, задавайте свои вопросы. Оставляйте комментарии.

Подписывайтесь на канал Палыч Net.Альтернатива, потому, что «Разоблачений» будет еще много!

Надеемся наши старания станут кому-то из вас полезны.

С Ув, команда Палыч Net