Найти тему
InFocus

ИТАЛИЯ В ОГНЕ

Наверняка, каждому из нас хоть раз доводилось дважды пересматривать один и тот же фильм. Даже несмотря на то, что вы не помните досконально всех деталей после первого просмотра, а, может, и забыли, какова была концовка, кадр за кадром вспоминается, о чем примерно идет речь. Примерно так же разворачиваются события второй волны коронавируса в одном из наиболее пораженных государств в мире – в Италии. Но в сюжет было внесено одно значительное изменение…

Утром 23 октября вся Италия поняла, что ситуация в стране резко ухудшилась, и дело не просто в коронавирусе. В отличие от остальных европейских стран, Италия «держалась до последнего»: так называемая эпидемиологическая кривая начала ползти вверх в начале октября, по сравнению с Испанией, где ситуация стала скатываться в сторону ухудшения еще в середине августа, и с Францией, сигнализировавшей резкий рост количества зараженных в середине сентября. Итальянцы, молча повиновавшиеся указаниям правительства до сих пор, взбунтовались во время второй волны коронавируса против «санитарной диктатуры».

Для понимания того, насколько серьезна социальная ситуация, сложившаяся на Апеннинах, необходимо понимать менталитет итальянцев. Это не испанцы, которые славятся своими манифестациями во имя прав и свобод, и не французы с их знаменитым движением «желтых жилетов». Безусловно, часто бастуют и итальянцы, но не выходя на улицы, а чаще всего «пассивно», например, не являясь на работу или публикуя гневные посты в социальных сетях. Следовательно, как отмечают это сами итальянцы, волна крайне агрессивных протестов по всей территории страны говорит о том, что терпение народа закончилось и молчаливого согласия с мерами правительства, как в первую волну, больше не будет.

23 октября первая волна протестов прокатилась по региону Кампания вследствие того, что губернатор направил запрос в Рим на введение тотального карантина. Напомним, что во время первой волны коронавируса Кампания, как и другие южные регионы Италии, не находилась в центре внимания – карантин здесь прошел весьма спокойно и с минимальными жертвами. Тем не менее, медики и вирусологи в один голос твердили о том, что если юг охватит масштабная эпидемия, в Италии начнется санитарная катастрофа. Причиной таких опасений является экономическая неразвитость южных регионов и, как следствие, низкий уровень развития здравоохранения. Во вторую волну коронавируса именно те самые наихудшие предсказания специалистов становятся явью: Кампания – второй после северной Ломбардии регион по количеству зараженных.

Протест под лозунгом «Здоровье важно, но без денег не проводятся мессы» Неаполь. 23 октября 2020 года
Протест под лозунгом «Здоровье важно, но без денег не проводятся мессы» Неаполь. 23 октября 2020 года

Уже 22 октября региональное правительство сигнализировало нехватку больничного персонала и мест в реанимациях. Логично, что в таких условиях правительство приняло решение о введении ужесточающих мер: 24 октября был введен комендантский час в Кампании и еще ряде итальянских регионов с наибольшим количеством зараженных. А 25 октября Совет Министров Италии принял решение о закрытии спортзалов и бассейнов, игровых залов и казино, театров и кинотеатров, а также об ограничении работы ресторанов и баров с 5 утра до 18 вечера, что, естественно, повлекло за собой рост протестов, ведь, как известно, Италия – страна с культурой аперитивов и поздних ужинов в ресторанах. Согласно Итальянскому Союзу промышленников, от новых ограничительных мер в Италии ожидается 17,5 миллиардов евро убытков только в четвертом триместре 2020 года. В Милане потери измеряются в 860 миллионов евро в месяц.

Протестная акция перед зданием Банка Италии в Милане. 28.10.2020
Протестная акция перед зданием Банка Италии в Милане. 28.10.2020

Да, протесты вносят хаос и никак не способствуют единству народа перед лицом угрозы коронавируса. И если в первую волну можно было бы понять недовольство населения столь резкими и неожиданными шагами правительства, закрывшим страну на карантин на долгих два месяца, то после восьми месяцев управления кризисом можно было бы разработать новые не столь радикальные, но при этом более эффективные стратегии. Но, увы, произошло так, что входя во вполне предсказуемую вторую волну, правительство не оказалось вполне готовым к борьбе с ним, до сих пор так и не выбрав точку опоры своей политики: здоровье граждан или экономику страны. Правительство «сливает» в СМИ запланированные им меры и наблюдает за реакцией народа в Интернете и на улицах, а затем корректирует новые декреты, согласно своим наблюдениям. Проблема в том, что в последний период протесты вызывает любая ужесточающая мера.

Как заведено, подобные мирные народные волнения привлекают внимание правых радикальных сил. Всем известный факт: в Италии фашизм не умер вместе с Муссолини. Открыто призывая людей к агрессии, радикалы смешались с толпами мирных неаполитанцев, миланцев, туринцев, вышедших на митинги в этот период. Подобные призывы стали появляться в социальных сетях по всей Италии. В крупных городах Италии мирные протесты слоев населения, затронутых антикоронавирусными мерами, сменяются выходами на улицу банд представителей правых радикальных группировок, устраивающих погромы и наводящих страх на простых граждан. Некоторые итальянские журналисты уже предсказывают развитие событий «по американскому сценарию».

В Неаполе сотни людей, нарушающих комендантский час, устраивают настоящую герилью, а мэр города выражает протест против мер, которые, по идее, должен призывать соблюдать. В Милане бандиты, вооруженные цепями, вступают в борьбу с полицейскими. В Римини семьдесят автомобилей санитарных работников забросаны камнями, будто именно их владельцы являются виновниками происходящего.

В период этого демократического правительства Италия разделена на два лагеря: демократов и правую оппозицию – сторонников партий «Лига» Маттео Сальвини и «Братья Италии» Джорджии Мелони. Еще в период первой волны коронавируса оппозиция приняла деструктивную стратегию атаки любой меры, принятой правительством в этот период, при этом не предлагая никаких конструктивных действий для разрешения сложившейся непростой экономической и социально-политической ситуации и лишь подогревая недовольство среди населения. И несмотря на призывы правительства к объединению усилий, оппозиция агрессивную линию не сменила. Таким образом, коронавирусный кризис не только усугубил идеологическое разделение, но и увеличил ряды оппозиции, недовольных политикой правительства. Италии были бы просто необходимы единство взглядов и общая линия действий в данный сложный период, а не борьба за электорат.

Лидеры итальянских партий правого крыла (слева направо) Антонио Таяни («Вперед, Италия»), Джорджия Мелони («Братья Италии») и Маттео Сальвини («Лига») на акции протеста против правительства на Piazza del Popolo в Риме
Лидеры итальянских партий правого крыла (слева направо) Антонио Таяни («Вперед, Италия»), Джорджия Мелони («Братья Италии») и Маттео Сальвини («Лига») на акции протеста против правительства на Piazza del Popolo в Риме

Но на этот раз высказались против и многие проправительственные итальянские чиновники, в том числе и Председатель Союза Промышленников Карло Бономи, который заявил: «Я затрудняюсь понять, на что направлены данные меры. Неделю назад спортзалы были открыты, теперь мы их закрываем. Правда в том, что мы не готовы. У нас царит социальный хаос, и мы не должны игнорировать этот факт. К тому же, такие события всегда приводят в активность правые силы: против нового правительственного декрета и «санитарной диктатуры» группировка «Новая Сила» уже мобилизовалась в Неаполе, Риме, Палермо, Катанзаро, Бари».

И действительно, еще в сентябре на выступлениях движения негационистов «No Mask» прозвучали заявления, вызывавшие опасения у правительства: «Эта битва для нас стратегически важна. На всевозможные новые карантины мы ответим неповиновением: как мирным, так и нецивилизованным».

Вот она, темная сторона Италии, жестокая и беспощадная. Вот она злость итальянцев, которых теперь и не отличить от преступников, ультрас, фашистов. Которые нарушают правила в ущерб чрезвычайной ситуации. Которые за будущее место под политическим солнцем торпедируют современное положение дел.

На чашах весов экономика страны и здоровье граждан.

В том или ином случае, главными жертвами коронавируса, вполне возможно, станет итальянское правительство и правящий класс. Когда буря пройдет, Апеннины ждут серьезные политические перемены.

Читайте больше материалов на нашем сайте