В Москве много старинных особняков, построенных талантливыми архитекторами для представителей знатных фамилий, но далеко не все они доступны для свободного посещения. Как правило - в самых роскошных особняках располагаются иностранные посольства, в других размещаются разные ведомства, организации и представительства. К счастью, бывают исключения из правил. Этот фотоотчёт посвящён одному из архитектурных шедевров Москвы - особняку Рябушинского, построенному в начале XX века Шехтелем на Малой Никитской улице. В годы советской власти этот особняк был выделен для работы и проживания Максиму Горькому после его возвращения из Италии на родину. Авторитет пролетарского писателя был так велик, что практически во всех домах, в которых он проживал в России, рано или поздно открывали музеи его имени. В 1965 году и особняк Рябушинского превратили в музей-квартиру Максима Горького, который сейчас может посетить любой желающий.
Особняк для предпринимателя Степана Рябушинского неординарный архитектор Фёдор Осипович Шехтель построил в 1900-1903 годах в модном в то время стиле модерн. Парадная лестница в виде волны выразительнее всего демонстрирует модные архитектурные тенденции начала XX века. Волнообразную лестницу, выполненную из серо-зелёного мрамора, украшает замысловатый светильник в виде медузы, словно застывшей на гребне волны. Плафон светильника-медузы, при взгляде сверху, принимает форму фантастического, яркого панциря черепахи.
Свет в парадный холл, задуманный как атриум, проникает через застеклённый потолок и огромные витражи, тоже выполненные в стиле модерн. Каждый этаж особняка по замыслу Шехтеля должен был отражать трёхчастное устройство бытия - первому этажу предстояло олицетворять подводный мир, второму - воздушный, а третьему - горный.
Все замысловатые элементы интерьера тщательно продуманы его создателем. Габаритные окна особняка декорированы волнообразными рамами, потолки, повторяющие форму пещерных сводов, украшены лепниной, имитирующей водоросли, и даже дверные ручки выполнены в виде морских коньков.
Из холла с волнообразной мраморной лестницей на первом этаже можно пройти в просторную столовую, библиотеку, секретарскую, кабинет и небольшую спальню.
В мемориальной библиотеке особняка сейчас хранится книжная коллекция Максима Горького, насчитывающая 12 тысяч томов, включая редкие книги по востоковедению, которым был увлечён пролетарский писатель. Максим Горький без особого почтения относился к интерьерам роскошного особняка, в котором его поселили. Будучи по своей натуре человеком прямолинейным, он не слишком лестно отзывался о своём жилище. В письмах Горького встречается такая фраза - "нелепый дом, но работать можно". В этом особняке проходили встречи Максима Горького с разными писателями, в том числе - с Михаилом Шолоховым, Корнеем Чуковским, Самуилом Маршаком и Михаилом Пришвиным. На этих посиделках иногда присутствовал и Сталин. На мраморной табличке, расположенной на фасаде особняка написано, что в этом доме 29 июня 1933 года состоялась встреча Максима Горького и Ромена Роллана. Странно, что память о встречах Сталина с писателями, которые проходили в этих стенах, ещё не увековечена в мраморе. Максим Горький не зря недолюбливал особняк. В 1970-х годах во время реставрационных работ в одной из стен дома было обнаружено замурованное подслушивающее устройство. Горький знал, что находится под постоянным наблюдением. Пытаясь создать хоть какой-то уют в особняке, писатель в своё время внёс некоторые изменения в планировку дома, преобразовав гостиную в библиотеку, а один из двух кабинетов переоборудовав под спальню. Из гостиной был убран камин, смущавший писателя фривольным декором в виде полуобнажённой женщины-бабочки. Куда спрятали камин неизвестно, его к сожалению с тех пор никто не видел.
В кабинете, в котором сохранилась подлинная обстановка и личные вещи Максима Горького, представлена богатейшая коллекция китайских ваз и декоративных статуэток из слоновой кости, которую писатель собирал последние годы своей жизни. До переезда Горького в особняк, в нём располагалось Всесоюзное общество культурной связи с заграницей - ВОКС. А до него - в роскошных интерьерах особняка размещался прелюбопытнейший детский сад, который посещали, в основном, дети большевистской элиты. Был среди этих детей и сын Сталина Василий. Заведовала детским садом небезызвестная партийная активистка - Вера Шмидт. Экспериментальный детский сад, или дом-лаборатория, был создан при поддержке Льва Троцкого и Надежды Аллилуевой. Создатели нового общества стремились сформировать социалистическую личность, свободную от классовых и гендерных предрассудков. Вера Шмидт призывала своих подопечных раскрепощаться и не скрывать своих сексуальных эмоций, утверждая, что не должно быть "никаких стеснений и никаких обязательств". Удивительно, как всё это напоминает некоторые современные модные западные тенденции. К счастью, подобную психоаналитику совершенно не признавал Владимир Ленин, считая её вредным буржуазным учением. Эксперимент продлился недолго, и детский сад закрыли в 1925 году, вскоре после смерти Ленина.
Сталин, заинтересованный в создании идеологической платформы для нового государства, стремился непосредственно влиять на творческую интеллигенцию, взращивая идею социалистического реализма. Этот термин, предположительно, возник именно в этом особняке на одной из посиделок писателей под патронатом Сталина.
После смерти Горького в особняке осталась вдова его сына Надежда Алексеевна Пешкова. По её инициативе после войны в особняке начали создавать музей писателя, открытие которого состоялось 28 мая 1965 года. Фактически этот музей стал филиалом литературного музея Горького, расположенного на улице Поварской в доме 25, основанного в 1937 году вскоре после смерти писателя. Фонды музея постоянно пополнялись новыми экспонатами, поэтому возникла необходимость открыть новый филиал.
На втором этаже особняка для посетителей доступны только две комнаты, в остальных помещениях хранится музейный фонд. Капитель колонны на втором этаже украшают лилии, символизирующие добро, и саламандры, олицетворяющие зло. Эта колонна - ещё одна шедевральная деталь интерьера. Она была задумана Шехтелем, как элемент, символизирующий древо познания. На площадке проходной на втором этаже стоит картина с портретом Максима Горького художника Павла Корина, в судьбе которого пролетарский писатель принимал деятельное участие.
В комнатах второго этажа располагается экспозиция, посвящённая годам жизни Горького после его возвращения из Италии на родину. Есть среди экспонатов музея и предметы, принадлежавшие сыну Горького - Максиму Пешкову, который увлекался фотографией, кино, неплохо рисовал. Сын Горького прожил короткую беспутную жизнь, которая закончилась нелепой смертью в 1934 году, в которой позднее обвинили Г.Г. Ягоду и П.П. Крючкова в 1938 году. Ягода признался, что был заинтересован в смерти сына Горького, поскольку был влюблён в его жену - Надежду Алексеевну. Правда это, или самооговор, историки спорят до сих пор. У Максима Пешкова и Надежды Алексеевны было две дочери - Марфа и Дарья, которых дедушка Максим Горький навестил незадолго до своей смерти. Девочки были больны гриппом, и дедушка, видимо, заразился тоже. Пролежав в постели в Горках три недели, Максим Горький скончался 18 июня 1936 года. После смерти Горького в Горках был открыт музей, который позднее расформировали, а его экспонаты передали музею на Малой Никитской. Они сейчас тоже экспонируются в комнатах второго этажа особняка.
На третий этаж особняка ведёт крутая лестница, которая по мнению Шехтеля должна была олицетворять дорогу смирения и восхождение от земного мира к небесному. На третьем этаже в небольшой комнате экспонируются предметы, фотографии и документы представителей семьи Рябушинского. Смотрительницы музея рассказывают, что в особняк наведывались потомки Рябушинских, давно живущие за границей. Несмотря на неоднозначную трактовку наследия Рябушинских, в истории России сохранилась о них добрая память. Братья владельца особняка - Дмитрий и Фёдор - связали свою жизнь с наукой. Фёдор Рябушинский в 1908-1910 годах организовал научную экспедицию Русского географического общества на Камчатку, Дмитрий Рябушинский основал в своём имении Кучино под Москвой первый в Европе Аэродинамический институт. Остальные братья-Рябушинские прославились своей активной деятельностью, в основном связанной с развитием промышленности и торговли в России. Сам владелец особняка Степан Рябушинский вместе с братом Сергеем основал автомобильный завод АМО в 1916 году, национализированный после революции и переименованный в завод имени Лихачёва. Хозяин особняка после революции эмигрировал в Италию. Скончался Степан Рябушинский в Милане в 1942 году. Его сын Борис сократил свою фамилию, и сейчас именуется Boris Riab. Он стал художником, вероятно, унаследовав один из талантов своих предков. Среди Рябушинских было немало творческих личностей.
Краткую историю семьи Рябушинских можно прочитать на втором снимке предыдущей галереи.
Основное помещение третьего этажа занимает молельня, построенная Шехтелем для Рябушинских, которые были приверженцами старообрядчества. До 1905 года старообрядцам запрещалось иметь собственные культовые сооружения, поэтому Шехтель для Рябушинского спроектировал нелегальную молельню, "замаскированную" под мансарду. Непосвящённый прохожий не мог даже себе представить, что в особняке есть собственный храм с куполом, свод которого расписан звёздными узорами, а "паруса" - ангелоподобными символами Евангелистов. Лик одного из них - символа Матфея, предположительно, списан с хозяина дома - Степана Рябушинского. Церковное помещение спроектировано Шехтелем по образцу древних храмов - с куполом, в основании которого расположено небольшое световое окно, как в Пантеоне Рима. На третьем этаже Рябушинские устроили мастерскую по реставрации старообрядческих икон. Несколько десятков икон из коллекции Рябушинского сейчас хранятся в Третьяковской галерее.
Парадным крыльцом, выходящим на Малую Никитскую улицу, давно никто не пользуется. Самые выразительные архитектурные детали особняка - широкий мозаичный фриз с изображением орхидей, витражные окна и балконы с коваными решётками, выполненными в виде вьющихся лиан и замысловатых спиралей - скрываются за разросшимися кронами садовых деревьев и кустарников. Вход в музей находится во дворе усадьбы, пройти в который можно со стороны Спиридоновки.
Об условиях посещения музея-квартиры Горького можно узнать на их сайте. На моём канале можно посмотреть короткое видео, снятое на лестнице Шехтеля с площадки второго этажа особняка.
Про Максима Горького я уже упоминала в паре своих предыдущих статей: "Остров Капри и знаменитый Голубой грот" и "Набережная в центре Ялты. Крым. Лето 2020".
Серия статей, посвящённая достопримечательностям Москвы, будет продолжена. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.