Часто встречаю упоминания ННО, решила разобраться в том, как использовать менеджеру NonViolent Communication (NVC) или Ненасильственное Общение.
Метод был разработан американским психологом доктором Маршаллом Розенбергом в 60-х г.г. Формула ненасильственного общения универсальна:
объективное наблюдение + озвучить свои чувства + сформулировать потребность без оценки, суждений и мнений + просьба
- Не правильно: не перебивай меня на презентациях!
- Правильно: я заметил, что ты часто перебиваешь меня на встречах, когда я объясняю суть проекта, мне неприятно от этого и я теряю фокус, я бы хотел обсудить критику до встречи, давай в следующий раз изменим порядок и вместе будем готовить презентацию.
Много хороших Я-высказываний в статье "Как говорить с теми, кто вас раздражает: уроки ненасильственного общения" на НОЖе.
В модели ННО чувства рассматриваются как обратная связь от нужд. Если вы испытываете раздражение, не стоит с ним бороться или подавлять его: полезнее будет понять, какая нужда под ним скрывается и подумать, как это улучшить.
Полезные ссылки 1. Список эмоций 2. Табличка с эмоциями из книжки "ННО: теория и практика" 3. Статья про базовые нужны
Работа в команде
Вместо того, чтобы говорить, КАКИМ мы хотим, чтобы человек был, говорить, что бы мы хотели, чтобы он СДЕЛАЛ.
Вместо "будь более пунктуальным" – "ты опаздывал на все встречи на этой неделе, я чувствую злость от того что мы не успеваем решить вопрос за одну встречу и приходится переносить решение, ты нужен на встречах вовремя, пожалуйста запланируй дорогу на утренние встречи заранее"
Личные границы
1. Вместо того, чтобы говорить «НЕТ», говорить, какая потребность не дает нам сказать «Да».
2. Когда мы расстроены, вместо того чтобы подумать что не так с обстоятельствами или другими людьми, – подумать о том, какие наши потребности не удовлетворены, и что мы могли бы сделать, чтобы удовлетворить их.
3. Прежде чем соглашаться или не соглашаться с чьим-то мнением, попытаться включить эмпатию = сонастроиться с тем, что человек чувствует и в чем нуждается.