Найти в Дзене
Немного другой

Эти странные нравы! Коллега-мексиканец рассказал об удивительной традиции

Я ничего не знал о мексиканцах. Кроме, конечно, стереотипов: сомбреро, текила, сиеста – они представляются ленивыми весельчаками.

Как-то на прошлой работе я работал с несколькими менеджерами из Мексики, хотя до Мексики я так и не добрался. С одним из них у меня как-то сразу наладился контакт, и я решился:

Рикардо, расскажешь что-нибудь о мексиканской культуре? Наверняка есть что-то кроме стереотипов!

Рикардо сначала пытался отшутиться про тако и буррито, а потом призадумался, потёр лоб и выдал:

Ты, Валентин, знаешь что-нибудь про ретаблос?

Про ретаблос я ничего не знал. Оказалось, что католичество в Мексике принимает разные формы. Во многие церкви прихожане рисуют таблички для алтарей – часто сами, но порой нанимают и художника, чтобы выказать свою любовь к святому. Таблички эти – ретаблос –замечательные и наивные, насыщенные любовью к жизни и благодарностью к какому-нибудь святому. Ну, к тому, которому эта табличка посвящена. Обычно перепадает Деве Марии, но и остальных вниманием не обделяют.

Ниже собрал несколько полюбившихся мне ретаблос из открытого доступа с переводом испанских надписей на них.

Они бывают мистическими:

Тибурсио Мальдонадо благодарит Деву Гваделупскую за спасение от сирены-скелета, которая хотела его утопить до смерти. 
Акапулько, 1960
Тибурсио Мальдонадо благодарит Деву Гваделупскую за спасение от сирены-скелета, которая хотела его утопить до смерти. Акапулько, 1960

Научно-фантастическими:

Раймундо Алатристе, сторож археологического комлекса в Ла-Вента (Табаско) увидел летающую тарелку — НЛО. Сверху у нее была прозрачная сферическая кабина, и сквозь нее можно было видеть инопланетян. Снизу у нее тоже была сфера, но металлическая. НЛО светилось ярким светом и выпускало зеленый пар. Сделав несколько кругов, тарелка улетела. Раймудо вверил себя Святому Мартину де Порресу и посвящает ему это ретабло. 
Табаско, 1967
Раймундо Алатристе, сторож археологического комлекса в Ла-Вента (Табаско) увидел летающую тарелку — НЛО. Сверху у нее была прозрачная сферическая кабина, и сквозь нее можно было видеть инопланетян. Снизу у нее тоже была сфера, но металлическая. НЛО светилось ярким светом и выпускало зеленый пар. Сделав несколько кругов, тарелка улетела. Раймудо вверил себя Святому Мартину де Порресу и посвящает ему это ретабло. Табаско, 1967

Бывают жизненными:

Фелипе Домингес любил приставать к домработницам, пока одна из них специально не заразила его инфекцией. Он благодарит Святого Шарбеля за исцеление и обещает впредь не быть таким нахалом.
Фелипе Домингес любил приставать к домработницам, пока одна из них специально не заразила его инфекцией. Он благодарит Святого Шарбеля за исцеление и обещает впредь не быть таким нахалом.

Бывают о любви:

 Святой Себастьян, будь славен ты, поскольку Хесус простил меня за то, что я не сказал ему, что я транссексуал. Он вернулся жить вместе со мной, несмотря на то что мы никогда не сможем иметь детей.
Педро «Харизма»
Мехико, 28 ноября 1995
Святой Себастьян, будь славен ты, поскольку Хесус простил меня за то, что я не сказал ему, что я транссексуал. Он вернулся жить вместе со мной, несмотря на то что мы никогда не сможем иметь детей. Педро «Харизма» Мехико, 28 ноября 1995

Даже о любви к музыке:

Хесус Энкарнасьон Лопес любил рок и собрал дэт-метал группу. Однако не владея техникой пения, он так много кричал, что повредил себе голосовые связки. Он благодарит Святого Иудушку за то, что поправился после лечения вонючими травами.
Хесус Энкарнасьон Лопес любил рок и собрал дэт-метал группу. Однако не владея техникой пения, он так много кричал, что повредил себе голосовые связки. Он благодарит Святого Иудушку за то, что поправился после лечения вонючими травами.

Но все они наполнены благодарностью и любовью к жизни:

Хуан Непомусено из Сан-Мартина (штат Метепек) посвящает это ретабло Деве Тепеякской за то, что он вместе со своей семьей продолжает заниматься прекрасным делом — работать с глиной по традиции его предков, составляющей гордость его городка. 
Метепек, Мексика, сентябрь 2017
Хуан Непомусено из Сан-Мартина (штат Метепек) посвящает это ретабло Деве Тепеякской за то, что он вместе со своей семьей продолжает заниматься прекрасным делом — работать с глиной по традиции его предков, составляющей гордость его городка. Метепек, Мексика, сентябрь 2017

Я пришёл от этой традиции в восторг. Я посмеялся над ретаблос от души, а вечером умиротворённо уснул с открытым сердцем. У мексиканцев можно многому поучиться!