Найти тему
Киносмысл

«Револьвер». Шахматная партия против Страха

Оглавление

Вступление

Страх — наш главный тюремщик. Нет ничего, что могло бы соперничать с ним по силе воздействия на разум. Внешний мир безусловно оказывает мощнейшее влияние на человека, но главным орудием против него является призма беспокойного ума. Пока человек не сможет научиться управлять им, он будет управлять человеком по средствам внешних концепций. Большинство из того, что нам кажется страшным, тревожным, опасным мы домысливаем сами, подчиняясь инстинкту самосохранения. Несомненно это важная составляющая нашей психики, но чаще является помехой, если отсутствует понимание механизмов её работы. "Нет проблем, есть только ситуации".

"Знаешь, в чем прелесть игры, Джейк? Неизвестно где противник. Есть ли он".

Весь фильм построен на примере шахматной партии. Все события — это игра между Эго и Высшим Я, в которой главным призом является сознание Джейка Грина. Сложность игры в том, что не понятно, где прячется противник. Он находится там, где человек ищет его меньше всего. Человек будет использовать множество уловок и ухищрений, всячески избегая увидеть, что главный противник находится в нём самом.

Изменив ситуацию с тем, кто контролирует тебя, ты сможешь изменить её тем, что контролируешь её сам.
Изменив ситуацию с тем, кто контролирует тебя, ты сможешь изменить её тем, что контролируешь её сам.
— "За последние семь лет я твёрдо усвоил одну вещь: в любой игре всегда есть соперник и есть жертва. Вся хитрость — вовремя осознать, что ты стал вторым и сделаться первым".

С такими помыслами Джейк выходит из семилетнего тюремного заточения. Полный тяжёлых чувств и желанием отомстить. Месть уязвлённого эго — движущая сила, которая управляет обществом и каждым в отдельности. Джейк сделал несколько важных выводов в тюремной камере, но оказались ли они верными? Он только решил сменить полярность. Дуальность мышления — две стороны одной медали, цена которой падение в пропасть невежества. Под мнимой свободой он не замечает, что истинных тюремных стен он так и не увидел.

Единственный способ поумнеть, играть с более умным противником.
Единственный способ поумнеть, играть с более умным противником.

Джейк одержим местью и желанием разорить Макку. Это словно хроническая болезнь от которой трудно излечиться. После визита в казино, где Джейк обыгрывает Макку и забирает солидный куш, на пути ему встречается Зак с коротким предупреждением. Джейк подходит к лифту, но у него фобия — боязнь замкнутого пространства, и он по привычке решает спуститься по лестнице. На лестнице у него случается приступ, и он падает с неё под Ре минор Моцарта. Из кармана вылетает визитка, на которой написано: "Спускайся на лифте". Далее, он узнаёт о редкой и опасной болезни, от которой умрёт в течение трёх дней.

-3

Ави и Зак обещают помочь Джеку при условии, что он будет слушаться их во всём. Они начинают "лечить" его от накопленных за жизнь наслоений и страхов. "Ростовщики" бьют в самое больное место — эго Джейка. Они медленно и методично потрошат его состояние вдобавок при любом удобном случае указывают на его ничтожное положение. Преодоление старого всегда идёт через страх и боль. Трудно отказываться от привычного, тем более, когда считаешь себя великим разводящим.

— "Пойми причину своей боли".
— "Ничто не приносит такой боли, как унижение и потеря денег".

Получается та игра, в которой преуспел Джек, теперь неведомым образом оборачивается против него же. Всё, чему он научился за жизнь, теперь разлетается на мелкие осколки. Он испытывает невыносимую боль и потерю ориентиров. Но пройдя испытания потерей денег и унижением — он выздоравливает. Теперь ему предстоит главное сражение — собственный страх.

"Правила игры всегда и везде одинаковые, Мр.Грин. И  когда закончится эта?"
"Правила игры всегда и везде одинаковые, Мр.Грин. И когда закончится эта?"
— "Ты найдёшь его там, куда меньше всего захочешь идти".

После того, как Джейк освобождается от чувства унижения, прося прощения возле кровати Макки, он направляется к лифту. Туда, куда меньше всего хочет попасть. Застряв на 13-ом не существующем этаже, символично указывающим на место, где скрывается главный враг. Именно здесь он обнаруживает свой страх и осознаёт его влияние на свою судьбу. Обретя свободу и овладев умом Джейк выходит из лифта совершенно спокойным, когда Макка направляет на него револьвер. — "Бойся меня!"

Свобода
Свобода

В последней сцене Зак и Ави открывают Джейку всю правду: — "Мы не взяли тебя, потому что любили. Мы — это ты". Они понимали, что в тюрьме он ничего не понял. Дали ему формулу освобождения, которой Джейк не смог верно воспользоваться, пока находился под властью эго. Он проиграл последнюю партию в шахматы Ави, но выиграл её у Сэма Голда. Теперь он отправляется в логово Макки освободить Рэйчел.

Страх Макки перед Мр.Голдом сыграл с ним злую шутку. Он считает, что раз Джейк не боится его, то это и есть Сэм Голд, который "сам вас найдёт". Макка управляемый эгоистическим умом постоянно придумывает не существующие концепции, ярлыки и образы. Этим он убивает себя — Себя настоящего. Шах и мат.

Его лучшая разводка заключалась в том, что он заставил тебя поверить, что он – это ты.
Его лучшая разводка заключалась в том, что он заставил тебя поверить, что он – это ты.

Сэм Голд — олицетворение коллективного страха, которого нет в реальности, но есть в умах большинства людей. — "Голда никто не видит. Но Голд видит всех". В мире людей он обретает ровно столько власти, сколько готово ему предоставить само общество и каждый в отдельности.

— "Знаешь, в чем прелесть игры, Джейк? Неизвестно где противник. Есть ли он. Он в голове каждого и ему верят. Это его второе я. Если ты попытаешься уничтожить его, чтобы спасти людей, они уничтожат тебя, чтобы спасти его. Красиво, правда? Ты не можешь не восхищаться!"

Мирослав Творимиров©

-7

Джентльмены. Шаг назад Гая Ричи

Треугольник. Сизифов труд

Экзистенция. Жизнь как игра

Солярис. Изнанка человеческой души