После Иосифа, вероятно величайшим сновидцем был Даниил. Даже до того, как я начал читать Библию осознанно, с именем пророка Даниила, у меня ассоциировалась строчка: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий…» (Дан.7:13).
Конечно, ночные видения оставляют массу пищи для размышлений: «Как бы Сын Человеческий, а может и нет. Как бы шёл, а может и не шёл. Как бы с облаками небесными, а может и без них». Опираясь на откровения великого пророка Даниила, израильтяне ожидали пришествия Иисуса Христа на облаках небесных, а он родился, воплоти. И вероятно это стало одной из причин, почему его так и не приняли. Конечно проблема не в Данииле, а в том, как интерпретировали его пророчества люди.
Даниил заслуживает отдельного рассказа, но здесь мы поговорим о его снах и его способности толковать сны других людей. Как увидим дальше, умение толковать сны весьма выгодно.
Даниил вместе со своими соплеменниками попал в плен к вавилонскому царю Навуходоносору и даже в плену мяса не ел, Бога чтил и от Его заветов не отступал, что вероятно и стало причиной, по которой Бог смог использовать Даниила в своих планах. Однажды Навуходоносору приснился сон, от которого царь сильно встревожился, но как не старался не мог вспомнить, что ему снилось. Собрав всех мудрецов, он потребовал не только растолковать ему сон, что вероятно можно было сделать, так как сновидцы и аналоги сонников были и в то время, но и рассказать ему сам сон, который он забыл. Все тайноведцы, гадатели, чародеи, мудрецы и сновидцы оказались бессильны, резонно заявив царю:
«Нет на земле человека, который мог бы открыть это дело царю, и потому ни один царь, великий и могущественный, не требовал подобного ни от какого тайноведца, гадателя и Халдея. Дело, которого царь требует, так трудно, что никто другой не может открыть его царю, кроме богов, которых обитание не с плотью».
Дан.2:10,11
Сами мудрецы, расписались в своём бессилии, подчеркнув, что к богам отношения не имеют и их испрашивать не могут. Царь решил всех казнить, однако именно в этот момент ему донесли о Данииле, который как раз и испрашивал обо всём Бога живого.
«Даниил отвечал царю и сказал: тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни».
Дан.2:27,28
Здесь видна существенная разница между Даниилом и остальными сновидцами – если для мудрецов, живших в Вавилоне толкование снов – это часть работы, за которую они получают вознаграждение, то Даниил не ищет славы великого толкователя снов, он ищет Бога, а уже Бог дарует ему способность толковать сны.
Последние дни означают конец одной эпохи и начало новой. Конкретно Даниил, жил в эпоху Ветхого Завета и предрекает её конец и соответственно начало эпохи Нового Завета, и приход Мессии. О чём и рассказывает царю Навуходоносору.
«Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его - из серебра, чрево его и бедра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные. Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю».
Дан.2:31-35
Дальше Даниил рассказывает царю значение этого сна, что золотая голова – это сам Навуходоносор и Вавилон. Даже до сих пор существует такое устойчивое выражение – «Золотой Вавилон». После Вавилона, по словам Даниила восстанет новое царство, а потом ещё одно медное и ещё одно железное. Что вероятно были Мидо-Персидская Империя, потом Греческая Империя Александра Македонского и Рим. После этого, как говорит Даниил, в мире будет много разделённых государств и не будет больше мировых империй, кроме Царства Христа и Бога.
«И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно».
Дан.2:44
Наверное, в подтверждение, можно ещё привести цитату, о значении камня, разрушившего истукана:
«Камень же был Христос».
1Кор.10:4
После этого случая Навуходоносор возвеличил Даниила в царстве своём и хотел даже поставить его главным управляющим, но тут уже сам Даниил отказался. Какое-то время спустя Навуходоносору снился ещё один сон, уже касающейся его собственной судьбы. И Даниил когда растолковал сон царю, без страха предупреждал Навуходоносора, о том, что тому следует покаяться. По-видимому, весьма вспыльчивый царь уже настолько доверял Даниилу и любил его, что мог принять от него и увещевания, и назидания.
«Царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой».
Дан.4:24
И хотя, Навуходоносор сразу не послушал Даниила, и ему пришлось испытать на себе гнев Божий, в конечном итоге, он примирился с Богом. И заслуга в этом сновидца Даниила огромна.
«Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо».
Дан.4:34
К сожалению, Валтасар, сын Навуходоносора, не извлёк уроков из жизни своего отца и Бога не славил, из золотых сосудов, вынесенных из Иерусалимского Храма пил вино сам и его вельможи, всевозможным идолам поклонялся и перед Богом сердца своего не смирял. Когда ему привиделась рука, оставляющая странные письмена на стене, он позвал Даниила объяснить ему значение этих странных слов. И хотя Даниил фактически предрёк ему скорую смерть и потерю царства, всё же Валтасар не только не покарал Даниила, но даже ещё более возвысил его.
«И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин. Вот и значение слов: мене - исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел - ты взвешен на весах и найден очень легким; Перес - разделено царство твое и дано Мидянам и Персам… В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит, и Дарий Мидянин принял царство».
Дан.5:25-31
Здорово было бы, если бы всех пророков, даже когда они пророчествуют о бедах, ценили, любили и уважали, но главное, чтобы прислушивались к ним. В конце концов, настоящий пророк лишь передаёт послание от Бога и в какой-то степени является заложником ситуации, когда и говорить страшно и не говорить он не может. К сожалению чаще бывает так, что людям облечённым властью, трудно принять истину и хочется слушать только добрые вести:
«И сказал Иосафат: нет ли здесь еще пророка Господня? спросим и у него. И сказал царь Израильский Иосафату: есть еще один человек, чрез которого можно вопросить Господа; но я не люблю его, потому что он не пророчествует обо мне доброго, а постоянно пророчествует худое; это Михей, сын Иемвлая».
2Пар.18:6,7
Истина же остаётся истиной вне зависимости от того, хочется нам её слушать или нет.
11