Всем АП!
Нечасто даю интервью, но с ребятами из Kwork разговор про Телеграм получился полезным [ссылка на оригинальное интервью]. С разрешения Марии Рыбакова-Кремлева, редактора Kwork, привожу текст собственного интервью для читателей Яндек.Дзен
Фишки и проблемы Telegram
Дима, у тебя была своя SEO-студия, несколько онлайн-СМИ, другие успешные проекты. Как пришел к Telegram? Сейчас ты на него делаешь большую ставку.
Да, проектов было много. Собственно, так я и попал на Kwork — искал здесь дизайнеров, видеомонтажеров, сейчас вот ищу разработчика на Ruby on Rails (пишите в комменты, если есть такие).
А Telegram… Сейчас с ним происходит очень интересная история с точки зрения айтишника. Это уникальный по эффективности канал для рекламы, который отличается от всего, что есть на рынке коммуникаций. К тому же, Telegram в России официально разблокировали только в июне 2020 года. Это все равно что, если бы Instagram был такой популярный как он есть, и в нем только сейчас открыли бы продажу рекламы. Представляешь, какой был бы интерес, какой потенциал для бизнеса? И это происходит сейчас с Telegram.
Но чем так уникален Telegram?
У него есть как крутые для бизнеса уникальные особенности, так и не очень (но с ними тоже можно работать). С чего начать?
Давай с крутых.
Окей. Фишки Telegram:
- Формат мгновенных сообщений
Самое первое, что нужно понимать: Telegram — это Instant Messenger. Напишете пост в Facebook — он затеряется в «алгоритмах» и почти ни у кого не высветится на телефоне. Напишете в Telegram — вся ваша аудитория мгновенно получит уведомление. - Максимальный охват за счет системы уведомлений
Никакой «умной ленты»! Если человек подписан на канал и у вас вышел пост, то он получит оповещение. Вроде так просто, но резко улучшает отдачу от публикаций. - Доверительное отношение
Эта особенность может служить и плюсом, и минусом. Из-за формата мгновенных сообщений, отношения между собственником канала и аудиторией совершенно другие. С одной стороны — более тесные, дружеские. Люди подписываются, читают канал между диалогами с друзьями и мамой, в некоторой степени относятся к автору как к своему знакомому. Именно такие «близкие» отношения накладывают некоторые ограничения. Нельзя писать в канал ночью, писать не по теме, спамить рекламой. Нарушение негласных правил коммуникации в Telegram влечет за собой в лучшем случае «mute» (подписчик отключает нотификации), в худшем — отписку. - Только активная аудитория
Если блогер ведет каналы в разных соцсетях, то в Telegram у него, скорее всего, будет меньше всего подписчиков. Но суть в том, что это те, кто реально читает его — фанаты, срез самых активных! Это тоже уникальная история. Например, у многих каналов на YouTube 80-90% аудитории — «мертвые души». Люди подписываются, а потом не смотрят видео. Чудеса умной ленты. В Telegram каждый подписчик = читатель. Если человеку по какой-то причине Телеграм-канал перестал быть интересен, он тут же отписывается от него. Фантастика! - Высокая эффективность по низкой цене
Telegram только вышел из тени, поэтому цены там реально смешные — в сравнении с другими рекламными каналами, особенно для компаний с большими бюджетами. Насчет эффективности приведу пример: у блогера будет YouTube-канал с миллионом подписчиков и Телеграм-канал с 30 тысячами. Во втором цена рекламы будет ниже раз в 20. Но суть в том, что и там, и там вы купите все те же 30 000 активных человек, которые реально слушают этого блогера и доверяют его рекомендациям! Посчитайте цену за лид, и все встанет на свои места.
Покупая рекламу в Telegram, вы платите только за самую «живую» выборку аудитории: неважно, это медиа, блогер или тематический паблик. Это самые активные, платежеспособные люди, готовые следовать советам канала. И это просто классно.
Звучит здорово, но не бывает все идеально. Какие минусы у Telegram?
Это не минусы, а скорее особенности, которые надо учитывать.
- В Telegram нет официальной рекламы
Это мессенджер для общения, а не соцсеть, поэтому здесь нет рекламного кабинета, аналитики, таргетинга и всех других фишек, к которым привыкли рекламодатели. - Владельцы каналов в Telegram — в основном, физ.лица
Из-за этого компаниям непонятно, как оплачивать рекламу через юр.лицо, получать акты, сверки и прочие документы. - В Telegram нет геотаргетинга
Об этом частично было в первом пункте, но выделю отдельно. Здесь никак, просто никак не сегментировать аудиторию по местоположению. Это значит, что если у вас локальный бизнес — кафе, магазин, салон красоты — вам будет сложно найти здесь аудиторию, которая сконвертится в клиентов. Большинство просто физически до вас не доедет — например, из Москвы в Самару. Но это не значит, что вам не нужен Telegram, просто понадобится другой подход в продвижении (об этом позже). - Telegram не дает органического роста
Даже если вы делаете супер-крутой и релевантный контент — аудитория не будет расти сама по себе. Потому что здесь нет ленты, выдачи, рекомендаций и всего остального. Чтобы был прирост, нужна реклама и продвижение.
Но как же делать кампании, если официальной рекламы нет, а с физ.лицами компаниям работать неудобно? Что-то не сходится.
Эту проблему как раз недавно решили в Telega, сделав единую точку входа в Telegram для рекламодателей. Биржа отбирает каналы, проверяет, чтобы они были живыми и качественными, сортирует по категориям, договаривается о цене и возможном формате рекламы с собственниками каналов. А рекламодатель потом просто приходит и в несколько кликов настраивает свою кампанию. Очень просто.
Реклама в Telegram без посредника — та еще волшебная песня. Да, средняя цена поста низкая — 3-4 тысячи рублей. Но нужно еще отобрать каналы, проверить их на фейков, связаться с владельцем, договориться о формате, оплате… А если это, например, 250 размещений? Руки опускаются. Только поэтому многие еще не рекламируются в Telegram. И теряют большие возможности.
Главные ошибки бизнеса в продвижении в Telegram
Дима, что сподвигло тебя на создание курса по Telegram?
Я просто осознал, что никто не понимает, как там работать. Поискал в интернете — нет ничего хорошего по теме. Тогда я взял свои знания и упаковал их в серию обучающих видео и статей: создание и продвижение своего канала с нуля до результата. Сейчас курс доступен бесплатно всем желающим (ссылки на курс будут в конце интервью — прим. редактора)
То есть бизнес готов продвигаться, но не знает как?
Ну конечно. Не помню ни одной компании, которая бы отказалась от такого лакомого куска. Многие даже пробуют самостоятельно, но обычно набивают шишки, не получают результатов и оставляют попытки.
Почему? Что они делают не так?
Давай разберем самые типичные ошибки. Вот 5 вещей, как НЕ надо делать:
1. Вести канал от лица компании
Пора понять, что коммуникация «компания-человек» — это бред. Компания — что-то неодушевленное, как она может говорить? Это уже вообще в бизнесе не работает. Никому не интересно, что там говорит Сбербанк или Tesla. Зато все хотят знать мнение Германа Грефа и Илона Маска.
К чему я веду — люди должны говорить с людьми. Особенно в Telegram, где, как мы помним, нужно выстраивать доверительные отношения с аудиторией. Поэтому, когда создаете свой канал — сделайте его автором руководителя компании, менеджера, пиарщика. Да хоть выдуманного персонажа. Главное — чтобы это был человек, которому читатели смогут доверять. Этот человек в любом случае расскажет про новости вашей компании, ее предложения и прочее. Но от формата «человек-человек» вы получите совсем другой эффект.
2. Не использовать рекламу
Об этом мы уже поговорили. Без рекламы не будет роста аудитории и продаж. Поэтому рекламироваться обязательно. Вопрос — как? Об этом дальше.
3. Давать прямую рекламу
Снова вспоминаем про отношения. Люди читают автора канала, доверяют его мнению, интересуются вопросами, которые он поднимает. И тут — бах! — безличный баннер с призывом «Оформи кредитку» или «Купи крем для лица». Большинство такую рекламу просто пролистают.
И другая ситуация: автор в своем обычном стиле рассказывает историю, в которую вплетает ту же кредитную карту или крем. Делится впечатлением от использования, рекомендует попробовать. Результат — читатели прислушиваются и кликают, куда надо. В Telegram работает только нативка.
4. Уводить на другую платформу
Сделали хорошую рекламу, люди кликнули по вашей ссылке — а там нужно перейти на сайт или скачать приложение. На этом этапе вы теряете 90% трафика. Люди не хотят никуда переходить.
Тренды e-com, опыт Китая, мировая практика — все говорит нам о том, что нужно продавать товар там, где рекламируете. Это очень удобно с точки зрения пользователя — не нужно разбираться с другими интерфейсами, что-то скачивать, куда-то заходить. Поэтому сейчас так популярны различные инста-магазины и Telegram-боты, с помощью которых можно заказать товар прямо в мессенджере. Хотите результат — интегрируйтесь в платформу.
5. Не присутствовать в Telegram
До сих пор есть такие категории компаний, которые не рассматривают Telegram как канал для продвижения. Но не присутствовать там сейчас — все равно, что не иметь своего сайта в начале нулевых. Telegram — это национальный мессенджер, который сейчас находится на своем пике. Чем бы вы не занимались — туда нужно заходить и искать возможности под себя.
Конечно, спустя какое-то время Telegram наверняка переспамят, его эффективность будет снижаться со временем. Но этой осенью и зимой продвижение там даст максимальный результат. Огромная аудитория, очень дешевая реклама, относительно свободные ниши — это просто безумие с точки зрения эффективности рекламы.
Инструкция. Как использовать Telegram на 100%
Итак, завести свой Телеграм-канал нужно всем. Как выжать из него максимум?
Зависит от типа компании. Максимум из Telegram можно выжать, если вы онлайн-бизнес или сеть с охватом по всей стране. Помним про ограничение по гео, да? Но если вы не привязаны к географии юзеров, то вот мои рекомендации для отличных результатов:
- Используйте все три направления работы в Telegram: ведите свой канал, покупайте нативную рекламу, встраивайте интеграции.
- Заводите столько каналов, сколько нужно под ваши задачи
Кто сказал, что у вас должен быть один канал? Создайте основной канал, на котором будете общаться с аудиторией от лица руководителя или сотрудника компании. А для продвижения продуктов — сделайте сколько угодно много отдельных каналов, на которых будет только инфо о продукте, как на лендинге. Дальше ссылайтесь на них в основном канале и в рекламе — так вы не потеряете те самые 90% трафика, которые на сайт не перейдут, а на другой канал в Telegram — вполне. - Не уводите людей с платформы
Делайте так, чтобы люди могли совершать действия, не выходя из Telegram — оформлять покупки, задавать вопросы, заказывать доставку. Для всего этого сейчас существуют различные боты и кнопки, которые несложно внедрить. А как вырастет конверсия с этим подходом — вас приятно удивит.
А что все-таки делать тем, кто привязан к географии клиентов? Как работать с Telegram локальному бизнесу?
Я вижу два варианта:
- Делать ставку на онлайн-интеграции
Сейчас в обществе все больше интровертов, да и обстановка не располагает к личным контактам. Переведите общение и рабочие процессы в Telegram! Выбор и заказ товара, запись на услугу, консультация по меню, оформление доставки — все можно делать через ботов быстро и удобно. - Развивать личный бренд и усиливать имидж компании
Заведите канал руководителя компании или главного стилиста салона и рассказывайте через него о том, какие вы классные. Делайте полезную контент-историю, которую людям будет интересно читать. Вас лучше узнают, запомнят и выделят среди конкурентов.
Но кто будет читать эту историю, если реклама для локальных компаний не подходит?
Нужно приводить свой трафик. Приглашать лояльных клиентов, пиарить канал в соцсетях и на сайте. Может даже рекламировать в местных онлайн СМИ: написали статью, а ниже добавили ссылку и описание своего канала. Поэтому особенно важно делать для Telegram уникальный контент, со своей фишкой — вроде «Будни владельца салона красоты», а не просто «Парикмахерская Елена». Чтобы людям захотелось посмотреть, что там у вас, заглянуть за кулисы и подписаться. Ну а потом — если правильно будете вести канал, то и стать клиентом.
Telegram — это новый Живой Журнал. Здесь можно найти блоги на любую тему: стюардесс, больных коронавирусом, бизнесменов и творческих личностей.
Предпринимателям намного проще вести свой блог в Telegram, чем, например, на YouTube или Instagram. Не нужны профессиональные видео и фото, подготовка и правильный настрой на съемку. Пост в Телеграм-канал можно написать ненакрашенной по дороге на работу. Это очень просто.
План захода в Telegram за 2 месяца для всех
Итак, подобрались к финалу. Что бы ты посоветовал на старте работы с Telegram любому бизнесу?
Ну, для начала — изучить мой курс. Там есть все основные вещи, которые нужно знать перед продвижением в Telegram. Даже если вы потом отдадите ведение канала сотрудникам или фрилансерам — нужно понимать основы. Кстати, этот курс, как и любые другие обучающие материалы АП, — совершенно бесплатный.
Бесплатный курс АП по Telegram:
- смотреть видео-уроки;
- читать статьи.
дальше разобью процесс на несколько этапов:
- Первые 10 дней
Изучите свою нишу в Telegram, подпишитесь на несколько каналов и читайте их 10 дней. Отмечайте, что вам нравится, а что — нет. Продумайте, в каком формате будете вести свой канал, о чем будете там писать, чем заинтересуете подписчиков и чем сможете отличаться от всех. - Через 10 дней
Нажмите две кнопки и создайте свой телеграм-канал. - Вторые 10 дней
Ведите канал самостоятельно — если вы директор, руководитель, лицо компании, ведущий сотрудник или любой другой человек, от чьего имени в дальнейшем будет работать канал. Выработайте свою подачу, стиль постов, их частоту. Начните с 2-3 постов в неделю, в конце этапа — пишите каждый день. В процессе подготовки постов обязательно запишите идеи, которые будут приходить в голову на будущее. - Третьи 10 дней
Если у вас большая компания или вам просто некогда заниматься каналом — передайте его ведение сотрудникам или фрилансерам. Скиньте свои наработки, дайте почитать посты за предыдущий период, чтобы сохранить выбранный формат. Сами читайте и контролируйте, что все идет по плану.
Если готовы вести канал и дальше самостоятельно — ведите еще 10 дней.
На этом этапе пригласите подписаться на канал коллег, знакомых, друзей. Спросите, интересно ли им читать вас, соберите честную обратную связь. - Второй месяц
Запускайте рекламную кампанию.
Если не привязаны к гео — постарайтесь выкупить свою нишу в Telegram целиком на полгода вперед. Затем выкупите соседние ниши на три месяца вперед. Цель — купить рекламу вообще во всех хороших каналах с вашей аудиторией с периодичностью постинга раз в 30 дней в основной нише и с периодичностью постинга раз в 3 месяца в соседних нишах. Потому что это копейки, а эффективность фантастическая.
Если привязаны к гео — пиарьте свой Телеграм-канал на других площадках, где вы можете таргетировать аудиторию. - Всегда
Делайте классный контент, встраивайте интеграции, не спамьте новостями компании. Будьте интересными, живыми и субъективными. Иначе от вас отпишутся даже те, кого вы привели с помощью рекламы.
И помните: Телеграм-канал можно сколько угодно раз переименовывать и допозиционировать. Поэтому заводите его сейчас, а потом экспериментируйте и доводите до ума.
Удачи!
Беседовала Мария Рыбакова-Кремлева, редактор Kwork
Если статья заслужила лайк — поставьте его! Я всегда рад Вашим комментариям и советам, искренне признателен за любой Ваш опыт по теме. Отвечаю в комментариях. Буду рад видеть Вас в моем Телеграм-канале и на YouTube-канале Активный Пиар.
АП