Найти тему
Лиза Чума

Пандемия и рынок искусства

Пандемия COVID-19, перевернувшая всю мировую экономику, внесла свои коррективы и в работу арт-рынка. Так, главным переломом рынка искусства-2020 стал переход аукционных торгов и даже крупнейших ярмарок в виртуальный режим.

По данным Invaluable (американской онлайн-платформы для продажи произведений искусства и различных luxury-вещиц), по всему миру, только к середине апреля было проведено в семь раз больше онлайн-торгов чем за весь прошлый год.

Многим переход дался нелегко. Sotheby's, например, пришлось уволить 12% своих сотрудников по всему миру, а оставшимся урезать зарплаты. Кроме того, аукционный дом закрыл часть торговых площадок и офисов.

И все же никакая пандемия не заставит умолкнуть молоточки аукционистов. Самые значимые весенне-летние аукционы Sotheby's, а также - Christies и Phillips были перенесены на осень. С появлением второй волны аукционные дома стали практиковать смешанный режим проведения продаж с небольшим количеством «живых» участников в зале.

Формат сменили крупнейшие арт-ярмарки. К примеру, Art Basel в Гонконге и Сиднейская биеннале переместили свои издания 2020 года в Интернет, Frieze Нью-Йорк и многие другие организаторы предлагают участникам бесплатно выставляться онлайн.

В свою очередь, расширилась аудитория цифровых пользователей: только в апреле покупающих искусство у экранов своих ПК и смартфонов стало больше в шесть раз. Возраст покупателей тоже изменился: процессом увлеклись молодые люди, которым обитать в виртуальном пространстве привычнее.

Пандемия COVID-19 затихнет в ближайшем будущем, однако арт-рынок уже не будет прежним. За это время он перестроился, переведя множество процессов в виртуальную реальность.

Разумеется, полностью переходить в онлайн организаторам аукционов не выгодно: какой бы качественной не была фотография произведения, она не сможет воздействовать на зрителя так, как подлинное произведение. Онлайн-аукционы менее эмоциональны и исключают того азарта, что возникает у людей, сидящих в нескольких шагах от возможного приобретения. А значит, шанс установки ценовых рекордов снижается.

Преграда в виде экрана компьютера или смартфона снижает доверие покупателя к картине. Отчасти поэтому в онлайне до сих пор не принято продавать шедевры.

Не ускорит ли пандемия рождение новых видов виртуального искусства? О том, что уже создано в этой области и, возможно, еще предстоит создать – в следующих выпусках.