Этике́т (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — правила поведения людей в обществе[1], поддерживающие представления данного общества о подобающем[2]. В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV — гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться; хотя определённые своды норм и правил поведения существовали уже с древнейших времён.
История возникновения.
В русский язык слово этикет вошло в начале XVII века. Сначала этикет использовался как придворный церемониал. При появлении книгопечатания, стали появляться первые пособия по этикету.Первая книга по этикету называлась «Домострой». В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни.Петр I, который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их обычаи, нравы.При Петре I в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием «Юности честное зерцало» или "Показания к житейскому обхождению". Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе.Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.
Современный этикет.
Современный этикет отличается от этикета прошлого века. Нормы общения и само общество меняется вместе с технологиями. Вследствие чего корректируются нормы поведения. Современный этикет мало чем отличается от правил поведения, принятых в обществе даже сто лет назад. Нормы морали и нравственности хоть и меняются, но всегда остаются актуальными и значимыми. Вежливость, учтивость, уважение друг к другу, хорошие манеры до сих пор являются определяющими параметрами в общении и взаимодействии между людьми и даже государствами. Этикет определяет многое: вербальную речь, невербалику (жесты, мимику, положение тела), стиль одежды, взаимоотношения с родными, близкими и незнакомыми людьми. Отношения в бизнесе, дипломатии также строятся по определенным правилам.Учение нормам этикета начинается в раннем детстве, малыша который еще не говорит и даже не ходит, учат показывать приветственные и прощальные жесты, затем учат держать столовые приборы, произносить слова благодарности, правильно вести себя в обществе. Комплекс мер, которые направлены на выработку у человека достойного поведения в обществе мы называем воспитание. Другими словами можно сказать, что воспитание - это прививание норм этикета. В наше время весьма популярным является нарушение различных правил, даже выражение появилось «правила созданы, чтобы их нарушать», однако в случае с этикетом, такой вариант не является выигрышным. Придерживаясь норм поведения, определенных этикетом, человеку гораздо проще завоевать расположение и доверие к себе. То есть, этикет значительно облегчает нашу жизнь, особенно если говорить не о простом уровне общения, а о бизнесе или политике.
Речевой и неречевой этикет.
Культура поведения в деловом общении проявляется в соблюдении правил речевого этикета, связанного с формами и манерами речи, словарным запасом и стилем речи. Первый вопрос, который всегда возникает, состоит в манере обращения к деловым партнерам и незнакомым людям. Здесь нельзя говорить как у стойки бара («Человек», «Хозяин» и т.п.). Слова «дамы и господа», «судари и сударыни» присутствуют России в среде некоторой части предпринимателей, но используются весьма редко. Обращение «товарищ» — некогда демократичное и универсальное — сегодня так же звучит двусмысленно из-за дискредитации СМИ и связывается с принадлежностью к леворадикальной оппозиции (большевики, лимоновцы и т.п.). Иногда, в среде интеллигентов спасительным термином становится слово «коллега» («коллеги»). Но к слесарю или к председателю кооператива так уже не обратишься в силу того, что коллега – это «профессиональный родственник». В шоу-программах телеведущие могут обращаться к зрителям «Дорогие мои» или «Друзья». Но в обстановке отнюдь не театральной такое обращение покажется фамильярным. В случаях, когда мы знаем имя и отчество, разумеется лучше обращаться по имении и отчеству. Но когда не знаем, то в можно пользоваться безличным оборотом типа: «Простите, можно Вас попросить…». В иных ситуациях можно прибегать к гендерным фразам. Например: «Молодой человек! Кто сейчас будет делать презентацию?», «Девушка, покажите, пожалуйста, этот браслет», «Мужчина, передайте деньги за билет» и прочее. В вербальном общении деловой этикет предполагает применение различных психологических приемов. Один из них - так называемая «формула поглаживания». Это словесные обороты типа «Удачи вам!», «Желаю успеха!»; известные фразы: «Большому кораблю - большое плавание!», «Ни пуха, ни пера!», «Счастливого пути!» и другие демонстрируют дружеское расположение и участие. В процессе речевого общения большое значение имеют комплименты — приятные слова, выражающие одобрение, положительную оценку деятельности, внешности, ума, вкуса, личностных качеств делового партнера. Комплимент подобен лести. Но лесть — это элемент манипуляции или маска, за которой всегда скрывается эгоистический интерес льстеца. Она черства, заполнена клише и трафаретными выражениями. Комплимент имеет обоюдный интерес и всегда идет от сердца, что проявляется в голосе, искренности, улыбке и взволнованности. Комплимент – продукт импровизации, творчества и рождается как маленький сонет на ваших глазах. Есть «специалисты» по комплиментам. Это не обязательно поэты. В Америке есть небольшие магазины в городах не более 50000 жителей (магазины «Волмарт»). Кроме продавцов в них работают пожилые приветливые люди. Их должность – «встречающий покупателя». Основная задача – работа с потребителем. И здесь высока роль комплимента для покупателя. Они одобряют потребительский вкус и помогают сделать хорошую покупку. Если в магазин пришла мать с взрослой дочерью, он может как бы случайно назвать их сестрами ( для матери едва ли найдется лучший комплимент).
Внешний вид или почему встречают по одежде. Одежда бизнесмена – немаловажный фактор доверия или недоверия. Обычно не стремятся подавить будущего партнера роскошью. Здесь не стоит обращать внимание дорогими и тяжелыми перстнями, цепочками, часами «Ролекс». Исключения есть (арабский Восток, где шейхи от бизнеса как раз стремятся подавить кого-либо своей роскошью, например, очень дорогими лимузинами, платиновыми зажигалками с монограммами, часы с бриллиантами и т.п.). Для первого контакта нужен хороший (но не роскошный) темный костюм, светлая рубашка, галстук в тон. Строгий японский этикет даже запрещает снимать пиджаки и расслаблять узлы на галстуках, если это не предложит глава делегации (за исключением обычая no tie session – «встреча без галстуков»). В Европе или Америке нельзя появляться на переговорах без пиджаков (сорочки с галстуком), в спортивных куртках, джинсах, спортивных брюках. С другой стороны, многое зависит от рода бизнеса. В шоу-бизнесе «допускаются экстравагантные наряды в качестве своего рода торговой марки и знака принадлежности к цеху» [3, 124]. В частности, менеджер рок-певца может ходить с серьгой и с прической в виде конского хвоста. Чистые, длинные, без дырок носки (особенно в Японии, где снимают обувь в ресторанах или дома) Мимика и жестикуляция. Художникам давно известно, что лицо и тело человека асимметричны и левая и правая стороны отражают эмоции по-разному. Впрочем, это во многом зависит от полушарий головного мозга (левое контролирует речь, правое управляет эмоциями и воображением). Наибольшей экспрессивностью обладают губы. Будучи плотно сжатыми они отражают задумчивость. Если губы изогнуты, они отражают сарказм или сомнение. Улыбка выражает приветливость, дружелюбие, потребность в одобрении. С другой стороны, многое зависит от культурных традиций: южане, например, улыбаются куда чаще, чем жители севера. Поскольку лицо «овнешняет» чувства, говорящий часто пытается контролировать и маскировать выражение лица. Например, случайно столкнувшись с вами, человек, естественно испытывает неприятное чувство, но при этом улыбается. Правда улыбка является натянутой и едва ли искренней (улыбка на случай извинения). Чувства человека можно определить по жестам, позе, манерам движения. Когда говорящий во время разговора наклоняется к вам, это говорит о внимании к теме разговора. С другой стороны, мы испытываем некоторую неловкость, когда говорящий откидывается назад или «разваливается» в кресле. Люди, которые хорошо знают друг друга по работе, как правило, стоят или сидят боком друг к другу. Когда же они встречают посетителей или ведут переговоры, то предпочитают взаимодействие «лицом к лицу». Американцы и англичане располагаются сбоку от собеседника, шведы избегают такого положения, арабы наклоняют голову вперед. Во время беседы люди постоянно поворачивают голову. Кивание головы не всегда означает согласие, но стимулирует к дальнейшей беседе. Тот, кто говорит, чаще обращается именно к тем, кто чаще кивает головой. Вместе с тем быстрый наклон или поворот головы может означать, что слушатель желает что-то сказать. Вот еще несколько советов. Здороваясь, делают легкий поклон, но не рывком, а спокойно. Ноги следует держать вместе. Находясь в обществе, не следует беспрестанно поправлять прическу, предметы одежды (например, галстук). Не рекомендуют подпирать голову руками или стоять в позе Наполеона, то есть скрестив руки на груди. В процессе разговора не принято стоять или сидеть, положив руки в карманы. К правилам «плохого тона» также относятся: размахивание руками, браться за пуговицы или рукава собеседника, что-либо перебирать пальцами или в руках, указывать на что-то пальцем (надо всей ладонью), отставлять мизинец при питье из чашки. При покашливании следует пользоваться платком. Не очень вежливо зевать в процессе разговора
Национальный этикет.
Национальный этикет – это установленный порядок, набор правил, определяющий поведение людей, принадлежащих к конкретной этнической группе, общности. Национальный этикет является устойчивым и общепринятым порядком поведения. Правила национального этикета воплощают внешнюю "нормативную" культуру поведения, являются соглашением между представителями нации об общепринятых формах поведения. Особое значение приобретает национальный этикет при поведении людей в ходе праздничных мероприятий, во время которых он приобретает ритуальный характер. Элементы национального этикета тесно взаимопереплетены с национальными традициями и обрядами. Национальный этикет является формой общественного контроля за поведением каждого человека. Нарушение правил национального этикета влечет за собой санкции общества по отношению к индивиду, нарушившему правила. Многочисленные правила национального этикета классифицируются в соответствии со сферами общественной жизни, в которых осуществляется жизнедеятельность индивида: определяет правила, регулирующие порядок знакомства, приветствия, прощания; правила ведения беседы, посещения и приема гостей, поведения за столом; правила взаимоотношений между людьми разных поколений; правила взаимоотношений между мужчиной и женщиной; семейные, родственные отношения и т. д. Хотя в последнее время наблюдается значительное сближение правил этикета, принятых в разных странах, в направлении европейских правил хорошего тона, что особенно заметно в деловой практике, тем не менее национальный колорит в поведении людей постоянно присутствует. Не случайно иностранцы говорят, что на улицах Европы представителя восточных славян можно определить, даже если он не произнес ни слова: по его манере одеваться, поведению. Национально-психологические особенности каждого народа наложили свой отпечаток на требования этикета. То, что принято в одной стране, может вызвать недоумение в другой; то, что считается приличным у одних народов, оказывается недопустимым у других. Как правило, иностранец, находясь в другом государстве, старается выполнять правила вежливости, принятые в этой стране. Но для этого нужно знать данные правила. Ошибочно полагать, что пребывание в стране в качестве иностранного гостя позволит вам избежать наказания за нарушение. Не стоит забывать и о том, что основные правила вежливости, тактичности, корректности поведения, как бы они ни различались в частностях, едины и общеобязательны. Генеральное Европейское управление по туризму разработало даже специальный свод правил путешественников, суть которых сводится к следующему:
1. Не забывайте, что в своей стране вы - всего лшь обыкновенный гражданин среди миллионов своих сограждан, в то время как за границей вы "испанец" или "француз". От ваших поступков зависит мнение о вашей стране.
2. Если вам покажется ненароком, что за границей все хуже, чем на родине, оставайтесь дома. А если вам покажется, что все лучше, не возвращайтесь на родину, у вас ее нет.
3. За границей не шумите, ведите себя спокойно.
4. Не привлекайте внимания своей одеждой. Одеваться надо скромно, согласно общепринятым стандартам.
5. Петь можно лишь тогда, когда вас об этом просят.
6. Не старайтесь отличаться там, где заведомо известно, что проиграете. А выиграв, не слишком бурно выражайте свою радость.
7. Помните о том, что красочные выражения вашего языка не всегда в прямом переводе совпадают с иностранными.
8. Старайтесь разобраться в том, что вам не знакомо, что видите впервые.
9. Не пытайтесь поучать, лучше учитесь сами.
Авторы справочника "Туристам, бизнесменам, частным лицам, выезжающим за границу" советуют помнить, что с момента пересечения границы того или иного государства вы попадаете под действие его гражданских и уголовных законов. Привычный для вас стиль поведения, одежды или какие-то высказывания могут быть восприняты как неуважительные, нарушающие законы и порядки страны или как оскорбляющие религиозные или национальные чувства окружающих вас людей. Например, фотографирование в некоторых странах запрещено или нежелательно.
#этикет #учёба #этика #доклад #наука