Так как я сейчас, в связи с выходом моей книги о детях провинции 90-х, много думаю о тех временах, я вспоминаю писателей, которые брались за эту тему. Один из больших романов, посвященных 90-м, это, конечно, "1993" Шаргунова.
Текст провалился. Но вовсе не потому, что Сергей Шаргунов бездарен. Нет, что вы, он как раз очень талантлив. И не потому даже роман прошел мимо широкого читателя, что Шаргунов в нем продемонстрировал отталкивающую позицию. Опять нет: именно таланта Шаргунову хватило, чтобы перешагнуть через свои политические взгляды и не сделать их главным в книге, главное там все же - художественная часть.
Тем не менее роман провалился. Для такой серьезной и отлично написанной книги это, конечно, был провал. Знаете, почему?
Потому что у Шаргунова нет опыта большинства. Мальчик из хорошей московской семьи, он попросту не смог описать эпоху узнаваемо для его аудитории
Беда Сергея Шаргунова оказалась в том, что его читатель - не либеральная интеллигенция Москвы и Петербурга, он сделал ставку на народ, он видит себя с простыми людьми и хочет стоять с ними рядом. Но книга выдала в нем отсутствие чего-либо общего с простым народом.
Для таких семей, из которой произошел Шаргунов, 90-е на самом деле мало чем отличались от 1980-х или 2000-х, у его семьи не было радикальных перемен. Именно поэтому большинство вообще не прочитает в его романе эпоху - непонятно. Он описывает простую семью аварийного диспетчера, которые живут в "обычном" двухэтажном доме в финском стиле, где у каждого (!!!) из родителей есть своя комната! Где накануне августа 1993 года эта якобы простая семья на обычный рутинный ужин ест целую курицу и еще угощает гостя. Где в 1993 году козу одну привязывают на день пастись на пустыре рядом с заброшенной стройкой и ее там не крадут. И где почему-то козу заводят домой, она по несколько часов сидит в кресле и писает, как кошка на горшок, в таз, хотя любой, кто имел дело с козами, знает, что у них нет сфинктера, они непрерывно гадят и, конечно, никто в доме козу держать не будет.
А, главное, в его книги у простых якобы людей в начале 1990-х годов есть только одна забота - судьба родины и истории
Наверное, в сытом детстве Сергея Шаргунова взрослых действительно беспокоила только история и судьба парламента. Но таких меньшинство, большинство же переживало, как ему добыть курицу и на что купить хотя бы фрикадельки в томате.
Шаргунову надо было стать либералом и писать "1993" с точки зрения младодемократов. Он бы теперь был звездой. А он не стал. Тоже ведь драма. Трагедия.
Роман у него отличный. И Шаргунова-писателя я ценила раньше высоко. Ценила, потому что считаю, что он кончился. Изошел на политактивность плюс - наверняка был сражен неудачей с "1993". Повторяю, книга большая, все в ней, в общем-то, даже с учетом политической позиции автора (мы же не за позицию литераторов читаем), сделано очень хорошо, разве что вводная часть про митинг на Болотной некстати смотрится, неинтересно, она умаляет замысел. И талант у Шаргунова большой. У него есть отличное свойство одной деталью описывать сюжет, историю. Шум поезда, вскрик:
"Что это?"
"Не знаю, наверно Ельцин лег на рельсы".
Прекрасно же.
Только чужой Шаргунов большинству, он не увидел девяностые такими, какими они были явлены более сотни миллионов
Поэтому просто не смог описать узнаваемо и тем провалился. Жаль, наверное, второго такого романа у Сергея Шаргунова не будет.
Раньше, давным давно, я даже говорила, что хотела бы с Шаргуновым познакомиться, потому что он, этот напыщенный, ставший каким-то совсем уж картинным, еще и с женитьбой на внучке Толстого, товарищ из кресла малайзийского Боинга, талантлив. Да-да, очень талантлив!
Хотела познакомиться, а теперь не хочу, потому что там трагедия. У Шаргунова и в книгах, и в глазах видна огромная писательская трагедия, он не смог реализовать талант. Помешали политические взгляды и активность. Даже не сами взгляды - много у кого из писателей они плохие или неясные. Помешало, что взгляды эти отвратили его от своего социального круга, а большинству Шаргунов с его ненародной судьбой не нужен. Ему бы писать для выходцев из роддома Грауэрмана, для семей с хорошими лицами. Но он пошел в народ, который Шаргунова отторг.
Был бы либералом - стал бы куда известней Шишкина, к примеру, сделался бы мировой звездой, переводился бы на все подряд языки
Тоже трагедия. Мне кажется, Сергей Шаргунов по ночам плачет над собой. Был уже один Сергей и была уже в истории литературы одна внучка Толстого. Чем кончилось, все знаем. Номер без ванной, под левым окном балкон, вид на Вознесенский проспект. В брошюрах пишут - не более 33 кв. м.
---------------------------------------------------------------------------------------------------