Журналисты газеты The Washington Post в 2007 году провели эксперимент вместе с известным музыкантом Джошуа Белл, билеты на концерты которого стоят, как правило, от ста долларов и больше.
Он, одевшись абсолютно заурядно, должен был сыграть 45 минутный концерт из 6 произведений в метро в Вашингтоне. За это время мимо него прошло более тысячи человек, только 6 человек ненадолго остановились и послушали, еще 20, не останавливаясь, бросили деньги. Заработок музыканта составил $32.
Никто не ожидал такого результата, так как Вашингтон считался одним из самых «музыкально развитых» городов Америки. Организаторы эксперимента даже были уверены в том, что скрипач соберет так много народу, что понадобится полиция. Однако, она не только не понадобилась, но в какой-то момент во время его выступления ему даже сделали замечание, сказав, что он играет слишком громко.
Авторы эксперимента, подводя итог в своей статье, задаются вопросом о том, что «если темп современной жизни настолько всепоглощающей, что мы становимся глухими к лучшим музыкальным произведением в исполнении одного из лучших музыкантов планеты — тогда что же еще мы упускаем?»
Но мне кажется, что дело не только в темпе нашей жизни, еще и в том, насколько нам важна красивая упаковка: люди платят огромные деньги, чтобы прийти элегантно одетыми в филармонию, где в костюме на сцену выйдет человек со скрипкой Страдивари, изготовленной в 1713 году (это очень важно) и начнет играть.
Побывать на таком концерте, значит показать свой высокий статус, создать образ человека, разбирающегося в искусстве.
Также важно, чтобы все нам сказали, что этот музыкант – лучший в США, что он получил множество премий и был признан всеми и везде, потому что среднестатистический человек не обладает необходимыми знаниями, он не слушал Шуберта и Рахманинова (возможно даже и не слышал о них), он вырос на массовой, растиражированной культуре, поэтому он не может самостоятельно оценить сложность произведения и признать его шедевром!
Концерт Джошуа Белла в Москве
Также большое значение имеет «эффект обрамления»: когда информация о мастерстве исполнителя сильно влияет на то, как мы будем воспринимать музыку. Это - предвзятость, и её преодоление требует немало усилий.