Многих людей пугает мысль - антихрист создаст такие условия, что обманным путем человек, даже не замечая и не осознавая этого, примет печать антихриста и по этой причине попадет в ад.
В этом действии присутствует как минимум два аспекта - 1) принятие печати, когда не замечая того, человек "подхватит" печать и 2) осуждение за этот незамеченный поступок.
Понятие печати антихриста сложилось на основании Откровения Иоанна Богослова:
1. "И он (см. выше по тексту Откровения - зверь из земли, т.е. лжепророк Антихриста) сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их, или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя; ибо это число человеческое. Число его 666" (Откр. 13, 16-18).
2. "И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией (...) и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его" (Откр. 14, 9-1 1).
3. "И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению" (Откр. 19,20).
4. "И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились ни зверю, ни образу его, и не приняли начертание на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет" (Откр. 20,4).
Как видим, нигде не употреблено слово "печать", но сказано "начертание", "имя зверя", "число зверя". Откуда же взялось слово "печать"? Как противопоставление печати Бога, о которой вполне конкретно говорится в Откровении:
«И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего» (Откр. 7: 2–3).
Итак, на основании текста Откровения мы видим две печати, печать антихриста и печать Бога. Печать Бога по святоотеческому толкованию это таинство миропомазания, которое соединено с таинством крещения. Возможно ли подвергнуться осуждению от Бога в вечности, если "подхватил" случайно и незаметно "печать антихриста" при наличии печати самого Бога? Думаю ответ и так очевиден, однако вчитаемся внимательно в текст Откровения. Во всех местах, описывающих принятие печати антихриста, этому предшествует поклонение или самому зверю или его изображению. Взаимосвязь этих двух аспектов очевидна, следовательно, если "подхвату" печати не будет предшествовать сознательное отречение от Христа, поклонение зверю или его изображению, дачи присяги ему, то это принятие не будет иметь никакой силы, способной "нейтрализовать" печать Бога.
И святоотеческие толкования полностью подтверждает такой вывод. Так, преподобный Ефрем Сирин утверждает превосходство силы Бога над любыми печатями: "Знает сей злосчастный, что крест Господень, если будет на ком напечатлен, разрушит всю его силу (...) Ибо всеми способами будет ухищряться, чтобы имя Господа и Спасителя - сие пресвятое и пречистое имя - вовсе не называлось во времена змия". "Если душа наша ограждена таким оружием (Единородною Троицею), то змий попран (...) Но хорошо знающие святой глас истинного Пастыря, тотчас узнают обманщика, потому что голос злочестивого нимало не походит на глас истинного Пастыря" (Преподобный Ефрем Сирии - Слово 92 на пришествие Господне - 1, С. 298-299).
Святитель Феофан Затворник в толковании апостола Павла к солунянам 2 Сол. 2,9-13 указывает изображение козней антихриста и указание, кого он прельстит "Как ни велики и ни разнообразны будут усилия и приемы антихриста к тому, чтобы прельщать и увлекать в свою ложь, успех он будет иметь, однако ж, только в кругу тех, кои одного с ним духа, то есть отпали от Бога и Господа, сердцем презирают Его заповеди и, ведая, что путь их ведет в пагубу, не сходят с него, предавшись участи своей в нечаянии. Как сам он – сын погибели, то и привлечь к себе успеет только погибающих. И погибающие эти погибнут не по определению Божию, а потому, что возлюбили пагубный образ жизни и нрав. Бог все употребляет к образумлению и обращению грешников, и, когда уже ничем их взять нельзя, и не предвидится, чтоб можно было, тогда предает их в руки произволения своего. И всякий в жизни своей встречает людей, которым что ни говори, они все свое, как остолбенелые и окаменелые."
Как видим, Бог никогда не погубит тех, кто всей жизнью старается исполнять Его Заповеди, всей душой стремится к Богу, а наоборот, употребляет все усилия, чтобы их спасти. И когда уже никакие средства не помогают для нерадивых, то человеку попускается предаться своей свободной волей тому, чему он сам хочет.
На страницах же интернета можно увидеть нагнетание апокалиптических настроений , когда ложные проповедники учат людей искать не Бога, а печать антихриста и бояться ненароком, неосознанно ее подхватить через какие либо насильственные технические или медико-биологические действия. Однако, как мы увидели, это противоречит и духу Священного Писания и святоотеческому толкованию.
Кроме того, нагнетатели в интернете представляют тем самым Бога этаким жестоким и черствым, только и ждущим, как бы подловить людей на каком нибудь незаметном проступке, и обречь их на вечные мучения. Преподобный Иоанн Лествичник сравнивает тех, кто представляет Бога немилосердным и неумолимым, с адскими псами:
Отгоняй (адского) пса, который приходит во время глубочайшего плача, и представляет тебе Бога неумолимым и немилосердым. Наблюдая за ним, ты увидишь, что он же, прежде грехопадения, называет Бога человеколюбивым, милосердым и снисходительным.
И действительно, такое понятие о Боге несовместимо с христианством. Представление о Боге как о Благом и Человеколюбце так сильно вошло в жизнь православных христиан, что содержится во многих текстах молитв и богослужебных ектений.